Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Этические начала статуса омбудсмена по правам ребенка
Научные статьи
24.04.14 16:12

Этические начала статуса омбудсмена по правам ребенка

        

«Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится другим.

Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выскажешь другим, будут им также приятны».

Ф.Д. Честерфилд

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.

Р. Бернс

В целях необходимости внедрения в деятельность Упол­номоченного по правам ребёнка этических начал, необходи­мо обратиться к мнению Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, стремившегося разработать универсальную философскую си­стему и к 1821 году завершившего работу над «Философией права». Приступив к исследованию позиции Гегеля, можно сказать, что она оказалась сложна даже для авторского пони­мания. Поэтому пришлось пробиваться к истинам через спец­ифическую терминологию, через логические размышления и умозаключения философа.

Приближаясь к пониманию таких понятий, как рефлек­сия, диалектика, опыт, автор считает, что они должны войти в структуру правового статуса Уполномоченного по правам ребёнка. Конечно, рефлексия Уполномоченного (личностная) на окружающую его жизнь и происходящие в ней историче­ские события - это рефлексия частного человека, гражданина Российской Федерации, не занимающегося каждый день философией, но, будучи живым и неравнодушным человеком к проблемам Детства, он должен научиться рефлексировать, реагировать, постигать, обобщать, аналитически мыслить. И многое из опыта, описанного Гегелем, безусловно, должно во­йти в жизненную этическую копилку Уполномоченного, обо­гатить её. Даже маленькие, но постигнутые Уполномоченным крупицы этико-философского опыта Гегеля, обязательно долж­ны стать частью его жизни, профессии, отношения к миру.

По крайней мере важно, чтобы Уполномоченный осознал мысли Гегеля как процесс поиска методов совершенствования своего правового статуса, в котором важен не только конечный результат, но каждый преодоленный дюйм на дороге поиска должен стать завоеванием разума Уполномоченного.

Памятуя знаменитую формулу синтеза по Гегелю, рас­смотревшую тезис (либерализм) и антитезис (консерватизм), которые затрагивали соотношение индивида и общества, можно сделать вывод, что Уполномоченный по правам ребён­ка, как индивид, социален по своей природе. Структура же правового статуса представляет собой социально-этическую категорию. Проведённое исследование показало, что при ре­ализации своего правового статуса Уполномоченный должен ориентироваться не только на нормы права, но и на требова­ния морали. Поэтому, автор считает, что этике в деятельности Уполномоченного следует уделить особое внимание. Думает­ся, что разработанный Этический кодекс Омбудсмена по пра­вам ребёнка позволит Уполномоченному осмыслить и понять, что представляет собой этика в правозащитной деятельности, а также использовать её потенциал при восстановлении нару­шенных прав любого российского ребёнка.

Воля Уполномоченного по правам ребёнка к всеоб­щему благоденствию проходит три стадии: право-мораль- нравственность. Различие между моралью и нравственно­стью Гегель выразил через немецкое понятие die Moral и die Sittlichkeit. Можно сказать, что воля Уполномоченного должна определяться внешним источником, т.е. законом государства об Уполномоченном по правам ребёнка. На уровне морали ею руководит собственный автономный закон - Этический кодекс. Воля Уполномоченного должна согласовываться как с волей Президента России, так и с волей окружающих его правозащитников российского Детства. У морального по­ступка три составляющих: 1) умысел и вина, 2) намерение и благо, 3) добро и совесть. Принцип долга в структуре статуса Уполномоченного оставляет выбор поступка на откуп его со­вести, а совесть - это умонастроение, продиктованное желани­ем поступать морально. Именно для улаживания конфликтов гражданского общества с государственными органами, защи­щающими права ребёнка, был создан институт Уполномочен­ного по правам ребёнка. Исследование показало, что свобода закрепляется не одними только моральными предписаниями, но также правовыми установлениями. Объяснив индивиду­альную жизнь человека, Гегелю удалось разработать проект идеального общества, таким образом, моральный рациона­лизм достиг в его рассуждениях своей вершины. Необходимо воспользоваться им в своей деятельности и Уполномоченному по правам ребёнка.

Именно этика ориентирует его перед принятием важ­ных решений, касающихся жизни российских детей, анали­зировать возможные последствия. Уполномоченный перед принятием решения должен быть осведомлён о проблемах детей. Он должен сначала смоделировать варианты оказания помощи, исследовать их и только потом оказать помощь ре­бёнку. В связи с этим Уполномоченному в целях познания этических основ следует обратиться и к идеям шотландского философа Д. Юма, восстановившего учения стоиков с их стро­гой проверкой всякого положения, всякого понятия. Работа Юма «Трактат о человеческой природе или попытка ввести экспериментальный метод в вопросы о нравственности» го­ворит о необходимости изучать природу человека и физи­ческую, и духовную через познание психологии. Думается, что и Уполномоченный по правам ребёнка должен обладать навыками психоанализа, без которого невозможно обойтись в работе с детьми. Огромную роль по Юму играют идеи вос­поминания, воображения, наблюдения. Д. Юм утверждал, что только опыт, а не разум может объяснить идею причинности. Вот его рассуждения: «.. .Где я? Что я? Каким причинам обязан я своим существованием и в какие условия буду возвращен?.. Что за существа окружают меня; на кого имею я влияние, и кто влияет на меня?... Я обедаю, играю в триктрак, разговариваю и развлекаюсь со своими друзьями, но когда после трёх, четырёх часов отдыха, я вздумаю вернуться к своим размышлениям, то они кажутся мне такими холодными, насильственными и странными, что у меня решительно не лежит сердце к тому, чтобы снова заняться ими».

Философ призывает коллег к сомнению: «Истинный скеп­тик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским убеждениям». Автор считает, что Уполномо­ченный не может принять правильное решение, не использо­вав юмовскую идею мудрого скептицизма. В соответствии с требованиями этики, изложенными в представленном авто­ром «Этическом кодексе Уполномоченного», он выстраивает всю свою деятельность.

Построив полную картину этического сентиментализма, шотландский философ Дэвид Юм определил сферу морали - как переживание того, что происходит с человеком, оценку этого переживания как хорошего или плохого. Приятное и не­приятное - индикаторы направленности этического поступка, вычленение его бескорыстия, благожелательства, великоду­шия, любви, сострадания. Несомненный источник добродете­ли, по Юму, не разум, а единые для всех эмоции.

Как велико это замечание философа в наши дни при определении этического стержня в личности Уполномоченно­го по правам ребёнка, в его профессиональной деятельности, как важно знание этого при составлении «Этического Кодек­са Омбудсмена», задуманного автором как приложение №2 к тексту диссертации.

Содержание Этического кодекса состоит из Преамбулы (введения), семи разделов (глав) и Заключения. Следует выде­лить разделы Кодекса, обозначив их под цифрами от I до VII:

I.      Этический душевный и духовный облик Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

II.    Сущностные этические категории и их использование в профессиональной деятельности Омбудсмена (Уполномочен­ного) по правам ребёнка.

III.  Этика публично-пропагандистской деятельности Ом­будсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

IV.  Психолого-педагогическая этика Омбудсмена (Упол­номоченного) по правам ребёнка.

V.    Методические этические приёмы и средства работы Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

VI.  Этика взаимодействия Федерального Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка и общения с подчинён­ными его Аппарата, Уполномоченными субъектов (Ассоциа­цией Уполномоченных), другими организациями и лицами.

VII.  Этика Омбудсмена (Уполномоченного) - учёного.

Сформулируем общие вопросы для каждого из I-VII раз­делов:

-        о чём формулировка каждого из структурных разделов?

-        для чего этот раздел, в чем важность его для Кодекса в целом?

-        что повлечёт за собой следование этому тезису раздела?

-        что изменится качественно в результате применения по­стулатов каждого из разделов.

Ответы на эти вопросы (по каждому из сформулирован­ных разделов) будут предшествовать содержанию самих раз­делов под буквой «А».

Преамбула (Введение).

Мир живёт в XXI веке, наполненном своими заботами и про­блемами, многие из которых остаются в центре внимания не толь­ко отдельных конкретных стран, но и всего человечества. Пожалуй, самая насущная проблема - Детство. Оно (детство) по-прежнему нуждается в защите своих прав, в дальнейшем совершенствовании статуса Уполномоченного по правам ребёнка, в качественном ис­пользовании уже наработанных форм и методов защиты детей, в том числе и в деятельности Омбудсменов в субъектах Российской Федерации в условиях, когда они действуют под руководством Омбудсмена при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, когда их деятельность и их компетенция должны совер­шенствоваться изо дня в день, а законодательство должно отвечать ежеминутно на запросы времени и дня.

Совершенствование этой работы в свете известных миро­вых и российских «рисков» невозможно без государства, име­ющего в своих руках важный приводной ремень - Институт Уполномоченного по правам ребёнка, задуманного в целях административно-правового регулирования вопросов детства. В настоящее время защите прав ребёнка, важнейшей сфере государственного управления, уделяется огромное, но всё ещё недостаточное внимание.

Множество органов, работавших и работающих поныне в поле защиты детства, не смогли в полной мере решить глобаль­ных тревожных проблем. Теперь же, когда Институт Уполномо­ченного по правам ребёнка и сам Уполномоченный способны объединить усилия этих «многих», настало, быть может, время более быстрого продвижения на пути решения труднейших «детских» вопросов. Омбудсмен по правам ребёнка видится ключевой фигурой и координатором всей правозащитной де­ятельности государства во имя Детства. В его компетенции - решение задачи создания единой общефедеральной системы в сфере защиты детства, каждого конкретного ребёнка.

Фигура Уполномоченного по правам ребёнка возникла в результате эволюционных процессов в системе социально-се­мейных отношений в России и в рамках института защиты прав детей в мире (через ЮНИСЕФ, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.).

Истоки детского вопроса, безусловно, социальны и одно­временно имеют историко-правовую основу. Способствовала появлению детского Омбудсмена в России Конвенция ООН о правах ребёнка, а Указом Президента введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, определена основа его правового статуса:

-      запрашивать и получать в установленном порядке не­обходимые сведения, документы и материалы от федеральных

В России Омбудсмен по правам ребёнка именуется                 

Уполномоченным по правам ребёнка.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

1) регулирование отношений «родители-дети», 2) опека, 3) массовая беспризорность, 4) детская порнография, 5) нехватка детских дошкольных учреждений, 6) низкий уровень жизни семьи,                                                                    9

7) голод, 8) нищета, 9) нравственные страдания, 10) сексуальная эксплуатация, 11) социальная защита детей-инвалидов, 12) проблемы детей, которых увозят за рубеж после расторжения                                                                       10


ювенальная юстиция



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика