Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы организации и проведения референдума в Москве
Научные статьи
24.04.14 17:00

Правовые основы организации и проведения референдума в Москве

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Прошло 20 лет с момента принятия Конституции Россий­ской Федерации. За этот период накоплен первый опыт реали­зации положений Основного закона, который свидетельствует как о богатом демократическом потенциале Конституции, так и о наличии определенных сложностей в его практическом во­площении.

Конституция провозглашает многонациональный народ единственным источником власти в Российской Федерации. Российский народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного само­управления. Соответственно, российская демократия может быть, как прямой, так и представительной.

Результатом преобразований двух последних десятиле­тий стало провозглашение политического плюрализма и мно­гопартийности, принципа разделения властей, важнейших политических прав граждан (свобода слова, печати, митингов, ассоциаций и т.д.) и гарантий их реализации, возникновение институтов гражданского общества, реализация принципа верховенства закона, введение свободных альтернативных вы­боров.

В то же время, сегодня еще преждевременно говорить о полной победе демократических начал, о полноценной реали­зации принципа народовластия. В числе прочего, существуют проблемы с реализацией такой формы непосредственной де­мократии, как референдум.

В связи с тем, что Россия является федеративным государ­ством, возможность проведения референдума предусмотрена не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации, одним из которых является г. Москва. Законода­тельство г. Москвы о референдуме и практика его реализации требуют научного осмысления и последующего практическо­го совершенствования, что будет служить делу укрепления де­мократических начал и реализации принципа народовластия в современной России.

Региональное законодательство о формах прямой демократии характеризуется, прежде всего, наличием конституционных (уставных) основ. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся основополагающие нормы о формах прямой демократии. Их значение заключается в том, что на их основе формируется система законодательства о выборах, референдумах и иных формах прямой демократии в каждом отдельном субъекте Российской Федерации.

В г. Москве, как субъекте Российской Федерации, Основ­ным законом, имеющим высшую юридическую силу по отно­шению к другим законам г. Москвы, является Устав г. Москвы от 28 июня 1995.

В ст. 4 данного нормативного правового акта устанавли­вается, что источником власти в г. Москве являются жители г. Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосред­ственно, а также через органы государственной власти г. Мо­сквы и органы местного самоуправления. Высшим непосред­ственным выражением власти жителей г. Москвы являются референдум г. Москвы и свободные выборы.

Устав г. Москвы содержит отдельную главу, посвященную формам непосредственной демократии (глава X). Входящая в ее состав ст. 60 закрепляет, что жители г. Москвы осущест­вляют власть непосредственно, участвуя в референдумах и вы­борах, используя право законодательной инициативы, в иных формах непосредственной демократии в порядке, установлен­ном федеральными законами и законами г. Москвы.

Статья 61 устанавливает, что в Москве, как субъекте РФ, может проводиться референдум города - голосование жите­лей, постоянно или преимущественно проживающих на тер­ритории г. Москвы, по важным вопросам городского значе­ния. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Устава г. Москвы, референдум г. Москвы (наряду со свободными выборами) является высшим непосредственным выражением власти жите­лей г. Москвы.

Федеральное регулирование проведения референдума субъекта РФ находит свое отражение в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации».

Ст. 12 данного Федерального закона определяет, что на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вы­несены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Рос­сийской Федерации или в совместном ведении Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федера­ции, федеральным законов.

Ч.   3 ст. 61 Устава г. Москвы предусматривает, что поря­док назначения и проведения референдума г. Москвы уста­навливается законом г. Москвы в соответствии с федеральным законодательством. Данные вопросы в г. Москве урегулирова­ны Законом от 18 апреля 2007 г. № 11 «О референдумах в г. Москве». Ст. 2 данного закона устанавливает, что референдум г. Москвы - это форма прямого волеизъявления жителей г. Москвы, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам городского значения, которое осу­ществляется посредством голосования. Референдум г. Москвы проводится на всей территории г. Москвы.

Согласно ст. 5 указанного нормативного акта вопрос, вы­носимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только одно­значный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

В референдуме г. Москвы имеет право участвовать жи­тель г. Москвы, достигший на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права участвовать в референдуме жители г. Мо­сквы, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Московское законодательство достаточно подробно ре­гламентирует процедуру проведения референдума. Согласно ч.1 ст.9 Закона г. Москвы «О референдумах в г. Москве», для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей участников референдума в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в коли­честве не менее 300 человек, имеющих право на участие в ре­ферендуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума вправе также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выбо­рах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в по­рядке, определенном федеральным законом.

Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в Московскую городскую избирательную комиссию, которая с данного момента действует в качестве комиссии референдума.

Московская городская избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной груп­пы по проведению референдума г. Москвы обязана рассмо­треть ходатайство и приложенные к нему документы и при­нять решение.

1)    в случае соответствия указанных ходатайства и доку­ментов требованиям Устава города Москвы и Закона о рефе­рендумах в г. Москве - о направлении их в Московскую город­скую Думу;

2)    в противном случае - об отказе в регистрации инициа­тивной группы.

Московская городская Дума в течение 20 дней со дня по­ступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума г. Москвы и приложенных к нему документов обязана рассмотреть указанные ходатайство и документы и принять мотивированное решение о соответствии или о несо­ответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум г. Москвы, требованиям Закона о референдумах в г. Москве.

Кроме того, московская городская Дума не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства обязана уве­домить об инициативе проведения референдума Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Прави­тельство Российской Федерации и Центральную избиратель­ную комиссию Российской Федерации.

Не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения о соответствии или о несоответствии вопроса референдума тре­бованиям законодательства г. Москва. Московская городская Дума таким же образом уведомляет об этом решении вышеу­казанные органы, а также московскую городскую избиратель­ную комиссию.

В случае если Президент Российской Федерации, Совет Федерации или Государственная Дума Федерального Собра­ния Российской Федерации или Правительство Российской Федерации не согласны с решением московской городской Думы о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум г. Москвы, требованиям Закона о референдумах в г. Москве, они вправе предложить Московской городской Думе создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума г. Москвы. По результатам ра­боты согласительной комиссии Московская городская Дума подтверждает ранее принятое решение или принимает новое решение.

Если московской городской Думой принято решение о том, что вопрос референдума соответствует требованиям ст. 5 Закона г. Москвы «О референдумах в г. Москве», московская городская избирательная комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума г. Мо­сквы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сооб­щает об этом в средства массовой информации.

Если московской городской Думой принято решение о том, что вопросы референдума не соответствуют требованиям статьи 5 Закона г. Москвы «О референдумах в г. Москве», мо­сковская городская избирательная комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума г. Москвы. Решения московской городской изби­рательной комиссии обжалуются в московском городском суде.

После получения регистрационного свидетельства ини­циативной группе в поддержку инициативы проведения ре­ферендума г. Москвы необходимо собрать определенное зако­ном количество подписей - 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории г. Москвы. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения рефе­рендума г. Москвы осуществляется в течение 30 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Далее московская городская избирательная комиссия в течение 14 дней со дня представления инициативной груп­пой подписных листов и протокола об итогах сбора подпи­сей принимает решение о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям Закона «О референдумах в г. Москве» или об отказе в проведении ре­ферендума. При вынесении положительного решения МГИК, московская городская дума принимает решение о назначении референдума г. Москвы.

Закон «О референдумах в г. Москве» также определяет процедуру регистрация (учет) участников референдума, об­разования участков референдума, систему, статус и органи­зацию деятельности комиссий референдума, регламентирует порядок информационного обеспечение и агитации по во­просу (вопросам) референдума, финансирования референду­ма, а также порядок голосования и определения результатов референдума.

Референдум признается несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Решение признается не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Кроме того, ре­шение, принятое на референдуме г. Москвы, действует на всей территории г. Москвы.

Решение, принятое на референдуме г. Москвы может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме г. Москвы, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействую­щим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Рассматривая механизм организации и проведения рефе­рендума в г. Москве, необходимо указать на такую проблему, как чрезмерная сложность практической организации москов­ского референдума как важнейшей формы непосредственной демократии.

В частности, для назначения общегородского референду­ма в г. Москве инициативной группе необходимо собрать за 30 дней около 140 тысяч подписей - 2 % от числа участников референдума, то есть от всех жителей г. Москвы, обладающих активным избирательным правом и зарегистрированных на территории данного субъекта РФ (по данным московской го­родской избирательной комиссии численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на террито­рии г. Москвы по состоянию на 1 января 2012 года, составляет 7060879 человек).

Таким образом, законодательство г. Москвы как субъекта Федерации предусматривает возможность проведения рефе­рендума в г. Москве. В то же время, такое проведение является чрезвычайно сложным в связи с многочисленными ограниче­ниями, устанавливаемыми законодательством, причем как фе­деральным, так и московским.

Такая сложность отражается на референдуме как важ­нейшей форме непосредственной демократии, сказывается на динамике процесса формирования системы общественных связей, развития институтов правового государства. В связи с этим, представляется необходимой определенная либерали­зация ряда основных положений московского законодатель­ства о референдуме. Прежде всего, это должно найти свое от­ражение в следующих аспектах:

1)    в уменьшении процента подписей, которые необходи­мо собрать для проведения референдума;

2)    в увеличении срока, в течение которого подписи для проведения референдума должны быть собраны.

В современных условиях, до принятия предлагаемых по­правок, реализовать на практике инициативу о проведении регионального референдума в г. Москве представляется почти невозможным. Такая ситуация существенным образом огра­ничивает прямое народовластие жителей г. Москвы.

st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика