Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Личностные особенности мудреца-правителя в учении Лао-Цзы: психологические и политические аспекты
Научные статьи
24.04.14 17:31

Личностные особенности мудреца-правителя в учении Лао-Цзы: психологические и политические аспекты

В учении Лао-цзы о гармонизации человеческого обще­ства важное место занимает концепция мудреца-правителя. «Во вселенной имеются четыре великих, и среди них находит­ся государь»®. Данная концепция актуальна тем, что предлага­ет альтернативный существующим формам государственного устройства путь, основанный на особой психологической и по­литической культуре личности руководителя государства.

Прежде всего, мудрый государь управляет согласно Есте­ственному Дао, что заключается в следовании внутренним по­буждениям сердца (синь), не-деянии (у-вэй), не-умствовании и естественности (цзы-жань). Интересно, что иероглиф «му­дрец» представляет собой изображение уха и рта, «...мудрый ничего не придумывает, не измышляет, а лишь вслушивается в сокровенное своим внутренним слухом.», - отмечает И.С. Лисевич®. Согласно Чжуан-цзы, классику даосизма, мудрец- правитель «един с природой, а поэтому приводит к гармонии Поднебесную, [он] един с людьми» и «пасет [всех] в Поднебес­ной®. Такой правитель совершенствует свою нравственность, считает простых людей опорой для знатных, просвещает лю­дей и стараться избавить их от недоброго, таящегося в них, а также очищает их сердца.

Центральное значение имеют не-деяние (у-вэй) и следова­ние естественности (цзы жань). «У - означает «не» или «нет», а вэй - «действие», «делание», «стремление», «напряженность» и «занятость», пишет А.В. Уотс®. По сути, не-деяние - это дей­ствие, которое основывается на цзы жань (самотаковости и естественности). Такое делание проистекает не из разума и чувств, ведь, например, Лао-цзы говорит, что разум и страсти мешают людям. «Логика» не-деяния противоположна логике действий. У-вэй совершается в соответствии с добродетелью (дэ). «Человек, обладающий силой добродетели (дэ), живет в доме, не утруждая свой ум; и совершает действия без спешки», -    написано в «Чжуан-цзы».

Существует несколько подходов определения термина «цзы жань». Наиболее распространенный - «естественность».

Данный термин может иметь значения: «уподобиться себе», «установить согласие с собой», «стать собой», «постичь свою суть». Цзы жань соотносится с путем, со «способом» суще­ствования. Определение «самотаковость» является в даосиз­ме и показателем уникальности всех существ. С точки зрения А.Е. Лукьянова, цзы жань означает главным образом настоя­щую, подлинную свободу вещей. Понимание естественности жизнедеятельности всех сущностей вселенной заключается во многом в неумствовании, укорененности в себе самом, спон­танности действий (о чем так много писал А.В. Уотс), о чем выразительно повествует история о сороконожке. В свою оче­редь, А.В. Уотс акцентирует внимание на том, что с естествен­ностью связана подлинная творческая сила человека. Как мы видим, естественность связана, прежде всего, с внутренним ми­ром, с достижением покоя, гармонии (и не только с собой, но и со всем миром). Одним из аспектов естественности является и ненарушение самостоятельного хода жизни других существ.

Таким образом, главный смысл не-деяния и следования естественности - не вмешиваться в естественную жизнь людей, не обременять народ тяжелыми поборами и войнами. Предо­ставить людям возможность жить самим по себе. Согласно Лао-цзы, люди сами будут исправляться благодаря пассивно­сти и спокойствию мудреца, который должен быть не тира­ном, а слугой народа. В «Дао-дэ цзин» сказано: «.руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочай­шим дэ». В.В. Малявин подчеркивает, что согласно Лао-цзы «.жизнь в согласии с «таковостью» вещей определяется как скрытая «поддержка» (фу) всего сущего, которая противопо­ставляется произвольному вмешательству в чужую жизнь». Тем самым, в даосизме говорится о возможности своеобразно­го неявного политического управления. Как бы подводя итог описанию мудреца-государя, Лао-цзы подчеркивает: «Луч­ший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». В результате вышеупомянутой деятельности со­вершенномудрого человека, по мнению Лао-цзы, «небо и зем­ля сольются в гармонии», «тьма вещей сама начнет двигаться», и «будет установлен порядок». Тем самым, как отмечает С.Н. Семенов, идеал правителя - это святой, «которого даже не за­мечают его подданные, так как его правление максимально естественно»*. Такой мудрец исходит в своей деятельности из пустоты, покоя, безмятежности, безразличия, уединения, ти­шины, не-деяния.

Путь даосского мудреца-правителя в следовании есте­ственной добродетели (дэ), которая ориентирована на дости­жение не добра, а своеобразного сверх-блага, которое пре­одолевает добро и зло. «Верхняя дэ не дэ, поэтому обладает дэ», - говорится в «Дао-дэ цзин». Дэ - это свойство природы самого мудреца. В свою очередь, практика дэ затрагивает не только нравственность, но и всю природу человека. Через весь даосизм проходит положение о раскрытии сердца (синь). Как пишет Ю. Канчуков, что главное значение иероглифа «синь» - «центр, средоточие личности»*. Руссель Э. считает, что с точки зрения даосизма сердце представляет собой «Полярную звез­ду внутри нас». Благодаря очищению своего сердца, по сло­вам Л.Е. Померанцевой, человек достигает единства с приро­дой с точки зрения Лао-цзы. Интересно, что иероглиф «дэ» в основании своего начертания включает иероглиф «синь».

Концепция естественной добродетели, отстаиваемая да­осами, на основании которой строятся, по их мнению, под­линные отношения между людьми, человеком и природным миром, а также между человеком и Дао, является с точки зре­ния автора одной из самых характерных и ценных сторон да­осского учения, основанного Лао-цзы. По своему содержанию естественная добродетель, коренящаяся в своей естественно­сти, глубоко отличается от нравственности, представляющей собой систему нравственных норм поведения. Естественная нравственность творится сама собой. И только так можно до­стичь подлинного нравственного поведения и свободы, кото­рая предполагает высшую степень ответственности, считают последователи Лао-цзы.

Рассматривая личностные особенности даосского мудреца-правителя можно провести параллель с концепцией Э. Фромма о двух жизненных установках: иметь и быть. Путь даоса-государя - это, прежде всего, жизнь, ориентированная на самосовершенствование, развитие своей индивидуально­сти (быть), в которой важнейшее значение имеет признание самоценности других людей и помощь им в их творческой ре­ализации. Именно благодаря подобному подходу возможно совместное гармоничное движение всего общества и государ­ства, подобного гармоничному звучанию различными голоса­ми единой «флейты Вселенной».

Итак, даосский путь управления государством - это це­лостное преобразование, затрагивающее все общество, мир и, в частности, существо каждого отдельного человека: душу, разум, нравственность, энергию и тело. По словам Л.Е. Поме­ранцевой, термин «цельность» (цюань) является, например, в «Хуайнань-цзы» одним из важнейших. Способствуя преобра­зованию человеческого общества и государства, мудрец гармо­низирует и весь мир, который начинает жить в соответствии с Дао. Таким образом, для учения Лао-цзы характерна точка зрения, что возможно достижение гармонии здесь, в этом мире, и что интересно, этого можно достичь посредством го­сударственного управления, при этом особое значение имеет личность правителя.


В любом помещении пол подвергается наибольшему износу, поэтому неудивительно, что он требует повышенного внимания. Ремонт пола своими руками вся подробная информация на сайте http://mastremont.ru


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика