Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социологический компонент интеллектуально-ориентированной образовательной среды как условие формирования социальной ответственности менеджеров - роль социологии в образовании менеджеров
Научные статьи
24.04.14 17:44
Оглавление
Социологический компонент интеллектуально-ориентированной образовательной среды как условие формирования социальной ответственности менеджеров
интеллектуально-ориентированная образовательная среда
роль социологии в образовании менеджеров
Все страницы

Важнейшим условием качественной работы выпускаю­щей кафедры является наличие необходимой квалификации у преподавателей. Труд преподавателя вуза относится к слож­ной научно-педагогической и творческой профессиональной деятельности. Для становления профессионализма препода­вателя недостаточно прошлого практического опыта или за­щищенной научной работы. Нужен опыт работы именно на кафедре, приводящий к постоянному саморазвитию в услови­ях взаимодействия с коллегами, выполнения научных и мето­дических работ, приобретения педагогического опыта. Но се­годня имеются серьезные проблемы в кадровом обеспечении, которые особенно остро проявляются именно на уровне вы­пускающих кафедр:

-     недостаток научно-педагогических кадров высокой ква­лификации, приводящий к снижению качества образователь­ного процесса и неспособность существующей системы вос­производства кадров решить эту проблему;

-     невысокая средняя оплата труда работников высшего образования, что приводит к падению престижа профессии и негативно сказывается на ценностных ориентациях работни­ков высшей школы;

-     повышенная интенсивность труда научно-педагогиче­ского персонала, которая проявляется в том, что объем работы превышает существующие нормативы и физические возмож­ности;

-     недостаточное использование социологических методов в управлении научной, педагогической, организационной де­ятельностью персонала выпускающих кафедр, формировании их организационного климата.

В основе профессиональной деятельности преподавате­ля вуза лежит сочетание различных групп индивидуальных и групповых потребностей и мотивов. Для решения обозна­ченных выше проблем необходима мотивационная модель, сформированная на основе применения социологического подхода и методов исследования. Они играют важную роль в управлении персоналом выпускающей кафедры, позволяют изучать социальные проблемы труда и быта преподавателей, составить социальный портрет научно-педагогического работ­ника, определить роли сотрудников в коллективе, оценить их учебно-педагогический уровень, изучить условия, влияющие на реализацию их способностей, связать мотивацию с конеч­ными результатами научно-педагогического труда, обеспе­чить эффективное общение в коллективе и со студенческой аудиторией. Профессиональные, деловые и личностные ка­чества создают образ преподавателя, который проявляется в коллективе. Необходимо знать достоинства и недостатки со­трудников, чтобы правильно подобрать им рабочее место, на­метить служебную карьеру, поддерживать и развивать корпо­ративную культуру. В этом плане важно изучение группового проявления таких социальных и духовных форм взаимодей­ствия как этика, партнерство, соревнование, коммуникации, конфликты. Проведение повторных социологических иссле­дований коллективов кафедр выступает одним из условий ре­ализации указанных задач.

В идеале активное использование социологических ме­тодов и результатов в управлении персоналом выпускающих кафедр обеспечивает основу реализации концепции само­обучающейся организации. Одна из задач высшего профес­сионального образования состоит в том, чтобы способствовать адаптации выпускников к условиям будущей деятельности, где знания существуют в контексте их происхождения и использо­вания. В вузе необходимо переосмысление механизмов само­воспитания, самообразования студента и профессионального саморазвития преподавателя. Умение преподавателя учиться, одновременно обучая и воспитывая студентов, позволяет ему стать настоящим профессионалом, способным обнаруживать проблемы и решать их в широком социокультурном контек­сте, проектировать ситуации развития и воспитания в про­цессе преподавания учебных дисциплин в вузе. Необходимо рассматривать образовательное учреждение как самообучаю­щуюся организацию, в которой способы действий, нормы не заданы, а должны быть определены самим человеком. Само­обучающаяся организация представляет собой организацию, внутри которой каждый преподаватель и каждый студент, проходя ситуации развития, занимает определенную профес­сиональную позицию и соответственно является носителем знания. Данное сообщество представляет собой единое целое, открытую и развивающуюся систему. Выделяют несколько признаков самообучающейся организации:

-     расширение восприятия себя (личности, организации) и одновременное понимание, что «мое восприятие» - это не есть реальный мир;

-     повышение личного мастерства и увеличение вклада в деятельность организации, в результате чего и вся организа­ция развивается;

-     общее представление о будущем организации, без кото­рого нет пути к совершенствованию;

-     командное обучение, при котором его участники полу­чают возможность обмениваться информацией, знаниями и идеями;

-     наличие системного мышления, т.е. способности видеть взаимосвязь элементов системы и понимать необходимость обратной связи.

3.  В современных условиях повышается актуальность оцен­ки результативности и эффективности образовательного про­цесса менеджеров. Это необходимо как с точки зрения моти­вации труда преподавателей, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности вуза и отдельных кафедр на рынке об­разовательных услуг. Подобная оценка, во многом, может осно­вываться на известных социологических методах исследования. Авторы предлагают проводить с помощью социологических методов оценку репутации выпускающих кафедр и оценку кли- ентоориентированности преподавательского состава.

Репутация выпускающей кафедры формируется под вли­янием ряда факторов. Можно выделить две группы этих фак­торов:

-     факторы, связанные с вузом в целом (имидж, престиж­ность вуза в целом, аудиторный фонд, организация учебного процесса, удобство расположения, образ руководителя, внеш­няя атрибутика и фирменный стиль вуза, уровень цен на обра­зовательные услуги, активность участия вуза в конкурсах и гран­тах, в международных программах, научные открытия, уровень оплаты труда научно-педагогических работников, положитель­ная известность среди групп общественности, в том числе, про­фессиональных кругах, органах власти, работодателей);

-     факторы связанные непосредственно с кафедрой (об­раз заведующего и преподавателей кафедры, методический персонал, помещение и стенды, использование современных методик преподавания и обучения, организация практик, за­щит курсовых и выпускных работ, конкурс при поступлении, стоимость обучения, востребованность выпускников, уровень карьерного продвижения, отношение сотрудников кафедры к студентам, уровень профессионализма преподавателей, их требовательность, мнение студентов об организации учебного процесса, уровне преподавания).

Главными субъектами формирования репутации явля­ются руководитель, преподаватели и сотрудники кафедры, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг.

Процессы трансформации содержания и формы образо­вательного взаимодействия в вузах вызывают необходимость изменений в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия со студентами. Характер образовательного взаимодействия должен быть трансформи­рован в соответствии с новыми актуальными задачами высше­го образования, материальной инфраструктурой и действи­тельностью функционирования открытого образовательного пространства в информационном обществе. Основное направ­ление трансформации лежит в построении социально эф­фективного партнерского взаимодействия студентов и пре­подавателей. Система высшего образования из авторитарной должна перейти в гуманистически-партнерскую. Взаимная ролевая трансформация студентов и преподавателей стано­вится необходимой. При этом репутация выступает средством готовности и способности социального фактора к ожидаемой (подчас вынужденной) трансформации. Необходимо выяв­лять степень соответствия целевых установок преподавателей кафедры и декларируемых обществом и партнерами по соци­альному взаимодействию требований (ожиданий общества и партнеров-студентов).

Репутацию и имидж выпускающей кафедры необходимо поддерживать и развивать посредством системы ценностей, убеждений и норм, составляющих корпоративную культуру и задающих студентам и сотрудникам ориентиры поведения и действий. В этой связи актуальной проблемой на сегодняшний день является формирование социально ориентированной корпоративной культуры, которая усиливает организацион­ную сплоченность, порождает ответственность и согласован­ность в поведении сотрудников, служит своеобразным компа­сом для успешной и плодотворной работы всего коллектива.

Растущая конкуренция за абитуриентов в высшей школе и необходимость поддерживать и развивать репутацию по­буждают вузы обращать внимание на совершенствование своей системы управления. Одним из актуальных направлений в со­временном менеджменте является маркетинг партнерских от­ношений, который представляет собой процесс создания вме­сте с потребителями новой ценности и совместного получения эффекта от нее. В маркетинге партнерских отношений предпо­лагается тесный контакт с потребителями, признание их роли не только как покупателей, но и как помощников в создании новой ценности. Потребитель помогает получить доход, связан­ный с созданием потребительских ценностей, востребованных на рынке. Применительно к образовательной сфере маркетинг партнерских отношений ориентирован не столько на платеже­способный спрос, сколько на взаимное удовлетворение духов­ных и социальных потребностей, творческую самореализацию личности. В этом плане неотъемлемым элементом маркетинга партнерских отношений является клиентоориентированный подход. Клиентоориентированный подход - это система, состо­ящая из нескольких важнейших элементов: клиентоориенти­рованная философия социально-ответственной организации; продукт, отвечающий ожиданиям потребителей; внутриорга- низационные процессы; сотрудники, являющиеся носителями компетенций; обслуживание клиентов. Образовательные услу­ги различных вузов по воспринимаемому потребителями каче­ству примерно одинаковы. Поэтому особую значимость приоб­ретает такое дополнительное конкурентное преимущество как ответственное отношение к потребителю. Клиентоориентиро­ванная организация всегда стремится к приобретению постоян­ных клиентов. Специфика деятельности вуза предполагает, что бакалавры могут продолжать обучение в магистратуре в том же вузе, а потом выпускники могут рекомендовать вуз в кругу своего общения. Современные студенты мобильны, имеют раз­нообразные источники информации, поэтому имеют много примеров для сравнения. Студенты, их семьи, являясь в повсед­невной жизни клиентами организаций различного профиля, получают в них опыт качественного обслуживания. Поэтому они рассчитывают на такое же обслуживание и при получении образовательных услуг. Использование клиентоориентирован­ного подхода в вузе имеет существенную специфику, так как принцип «клиент всегда прав» в этой сфере не нужно понимать и реализовывать буквально. В силу возрастных особенностей, различной мотивации учебной деятельности, недостаточного понимания методических особенностей образовательного про­цесса студенты могут использовать ложные критерии оценки клиентоориентированности. Еще в 80-годы ХХ века известный отечественный социолог Н.А. Аитов, опираясь на данные про­веденных социологических исследований, отмечал, что часто студенты оценивают преподавателя по чисто внешним чертам, бросающимся в глаза, и на втором плане оказываются черты, связанные с реальным профессиональным мастерством5. Как показывает исследование, у студентов существует специфиче­ское отношение к требовательности преподавателей. Они ее одобряют только у высококвалифицированного, много им да­ющего преподавателя; но она вызывает возмущение, когда ее проявляет слабый, неспособный объяснить азы науки препода­ватель. Допускать снижение уровня требований нельзя, так как это приводит к ухудшению качества образования и снижению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Настоя­щая клиентоориентированность в вузе означает стремление к удовлетворенности выпускников своим профессиональным об­разованием в будущем.

В ходе социологического исследования клиентоориенти- рованности преподавателя можно использовать следующие социальные критерии:

-    доступное и логичное объяснение материала, коммен­тирование сложных моментов;

-    подкрепление теоретического материала учебных дис­циплин современными практическими примерами;

-    демонстрация связи содержания дисциплины с приоб­ретаемой профессией;

-    соединение обучения с исследованием;

-    творчество, изобретательность;

-    нравственно-личностные качества, проявляющиеся в от­ветственном отношении к студентам и своим обязанностям;

-    волевые качества;

-    своевременное донесение студентам информации;

-    мастерство общения с аудиторией и культура речи;

-    внешний вид преподавателя.

Для оценки уровня клиентоориентированности препода­вателей необходимо не только определить конкретные крите­рии оценки клиентоориентированности, но и оценить их при­оритетность с учетом мнения потребителей образовательных услуг (студентов и их семей).

Стратегия деятельности современного вуза должна, во многом, базироваться на клиентоориентированном подходе, что предполагает развитие социальной ответственности, субъ­ектом которой выступает, прежде всего, профессорско-пре­подавательский состав. Клиентоориентированный подход ос­новывается на принципах единства исследования и обучения, саморазвития будущих менеджеров в условиях интеллекту­ально-ориентированной образовательной среды. Обеспечение эффективности образовательного процесса предполагает эко­номическую и духовную свободу его участников, создаваемую обществом и государством. Социологический компонент ин­теллектуально-ориентированной образовательной среды вы­ступает неотъемлемой предпосылкой качественного обучения менеджеров, формирования у них социально ответственной профессиональной и жизненной позиции, охватывает важ­нейшие аспекты многогранного образовательного процесса в высшей школе.

«Формула-1» готова принять две новые команды. Со следующего чемпионата в «Формуле-1» могут появиться две новые команды – Haas Racing и румынский проект Колина Коллеса. Новости ф1 вся подробная информация на сайте http://www.f1-ukraine.com.ua




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика