Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности евразийской политики в современных условиях (философские размышления)
Научные статьи
20.05.14 19:50

Особенности евразийской политики в современных условиях (философские размышления)

  

В современных условиях, в которых развиваются разные политические тенденции — государственные, межгосудар­ственные, международные и мировые, особый интерес вызы­вает вопрос об особенностях евразийской политики. В данном вопросе выражается взаимодействие всех указанных выше тенденций. Но довольно трудно определить разумную меру их взаимосвязи с учётом разных оснований развёртывания со­временной евразийской политики.

Прежде всего, государства и народы, осуществляющие такую политику, стремятся исходить из собственного поли­тического бытия в наличном мире, постигая сущность и спец­ифику своего государственного суверенитета. Любая полити­ка — государственная, межгосударственная, международная, мировая, в том числе и евразийская, игнорирующая в той или иной степени отмеченный суверенитет, — пагубно сказывает­ся на политическом статусе и политической роли конкретного государства и народа, выступающего в качестве основного ис­точника его возникновения, существования, развития, особен­но государственного суверенитета.

Приоритет государственных потребностей и интересов, верховенства государственной власти — это первая особен­ность современной евразийской политики. Если государства, участвующие в её реализации, не отстоят такую специфику, то возникнет недоверие в отношениях между ними, что по­влечет опасность для самой евразийской политики, учитывая то, что в настоящее время она находится на первом этапе соб­ственного развития. Иными словами, подлинная евразийская политика возможна в отношениях только между независимы­ми государствами, самостоятельно реализующими свою вну­треннюю и внешнюю политику, преодолевшими колониаль­ное и неоколониалистское угнетение.

Современная евразийская политика — это форма вза­имодействия различных европейских и азиатских культур и цивилизаций. Есть государства (например, Россия), в кото­рых веками осуществляется их взаимопроникновение. Поэто­му можно сказать, что второй особенностью евразийской по­литики в современных условиях является последовательный и постоянный учёт первенства культурной и цивилизацион­ной специфики государств и народов, осуществляющих дан­ную политику, по отношению к тенденциям глобализации (в том числе и в евразийском пространстве). Без такого учёта нельзя развивать равноправные, справедливые и свободные отношения между государствами и народами в современном евразийском сообществе.

Общества, в которых не создаются реальные условия для существования и совершенствования собственных культурных и цивилизационных традиций, обречены на самоуничтожение, так как произвольное заимствование чужой культуры и циви­лизации, инородных ценностей всегда чревато пагубными по­следствиями для тех государств, которые проводят такую по­литику. Поэтому учёт таких опасностей является важнейшим проявлением современной евразийской политики.

В государствах и обществах, которые являются современ­ными участниками евразийского пространства, на первый план выходят также (параллельно с другими приоритетами) этнические особенности народов, являющихся их источника­ми, своеобразной социальной субстанцией. Иными словами, в них признаётся непреходящая ценность каждого этноса, каждой этнической группы, их уникальности, неповторимо­сти. Не подавление, а всемерное развитие этнического много­образия — великое достижение современной евразийской по­литики. Оно формируется с естественными противоречиями и сложностями, так как в обществах и государствах, осущест­вляющих такую политику, есть и иные политические силы, стремящиеся посеять раздор в отношениях между этносами и этническими группами, тем самым разорвав многовековые дружественные отношения между разными этническими об­разованиями внутри того или иного народа.

Не случайно многие создатели великих империй в исто­рии человечества прекрасно понимали необходимость по­литики, сближающей, а не разъединяющей этносы, народы, входящие в состав таких империй. Одной из главных причин распада последних было игнорирование принципов равен­ства, справедливости, солидарности и свободы во взаимодей­ствии народов, этносов и этнических групп, проживающих на территории этих империй.

Государства и общества, проводящие современную евра­зийскую политику, стремятся весьма своеобразно решить и проблему взаимосвязи индивидуального и коллективного начал. В них ведущее положение занимает стремление не от­давать предпочтение любому из этих начал, так как преувели­чение, или абсолютизация, одного из них ведёт к чрезмерному росту индивидуализма или коррумпированного коллективиз­ма, а значит и к подрыву как внутренней, так и внешней евра­зийской политики. Но тем самым подвергаются опасностям и указанные выше основания успешности такой политики. Эту особенность современной евразийской политики, то есть тенденцию преодоления возвеличивания индивидуального или коллективного начала, можно назвать евразийской со­борностью.

Вполне понятно, что каждое общество, каждое государ­ство, входящее в евразийское сообщество, прежде всего, по- своему решает проблему взаимодействия индивидуального и коллективного начал, основываясь на собственных вековых традициях. Но всех участников евразийского пространства объединяет желание ориентироваться преимущественно на принцип подлинной (но не формальной) солидарности, а не на принцип всеобщей конкуренции, порождающей неразумный разрыв между богатыми и бедными. Поэтому борьба с олигархами, избавление от нищеты — естественные последствия данной особенности современной евразийской политики. Конечно, на этом пути у представителей евразий­ского сообщества возникают большие и серьёзные трудности, в каждой стране свои. К ним можно отнести как слабую, так и чрезмерную рождаемость, проблемы здравоохранения, об­разования, экологические вопросы, которые, к сожалению, не всегда эффективно реализуются в евразийском простран­стве. Они свидетельствуют о том, что существует реальный разрыв между ценностями, идеалами и реалиями в решении проблемы взаимосвязи индивидуального и коллективного на­чал, что эта проблема не может быть преодолена за короткий промежуток времени. Но её постановка и попытки решения говорят о позитивной особенности в развитии современной евразийской политики.

Следующей важнейшей особенностью политики совре­менного евразийского сообщества является стремление соз­дать совокупную евразийскую идеологию, выступающую в качестве своеобразного синтеза различных мировоззре­ний, имеющих широкое и глубокое распространение в го­сударствах и обществах участников отмеченного сообще­ства. Если учесть, что в современном мире прослеживаются такие основные типы мировоззрения, как искусство, ми­фология, религия, мистика, наука и философия, то можно сказать, что взаимодействие между ними в странах евразий­ского пространства имеет весьма специфический характер. В отличие от современного западного мира, где из всех ти­пов мировоззрения явно доминирует наука, современный евразийский мир тяготеет к многополярности во всех аспек­тах, в том числе и в мировоззренческом своем бытии. Это прослеживается как в своеобразной взаимосвязи отмечен­ных типов мировоззрения, так и в многополярности внутри каждого из них.

Так, в возникающей совокупной идеологии участников со­временной евразийской политики осуществляется специфи­ческий синтез художественно-образных, мифологических, религиозных, мистических, научных и философских положе­ний и идей. Причём в каждом государстве и обществе такой синтез имеет как общие, так и особенные, уникальные черты, в которых различны удельный вес, значимость и роль указан­ных положений и идей. Например, к общим чертам можно отнести следующие: выдвижение на первое место этических, а не правовых аспектов; стремление не противопоставить мир феноменов и трансцендентный мир, а примирить их и свести к единому основанию; решение проблемы синтеза мировоз­зрений в совокупной евразийской идеологии главным обра­зом в духе не формальной, а содержательной логики. Однако эти черты по-разному проявляются в особенных и уникаль­ных чертах, а также дополняются ими.

Подобное, но в иной форме, прослеживается и внутри каждого мировоззрения, которое распространено в странах, осуществляющих современную евразийскую политику и раз­рабатывающих совокупную евразийскую идеологию. Есть государства, где мирно уживаются традиционная, светская и целостная религия. В других странах особый упор делает­ся на многополярность мистических традиций и тенденций. В третьих государствах спецификой является разнообразие мифологических подходов к собственной и совместной поли­тике. В четвёртых особую роль играет многополярность в ху­дожественно-образном отношении к евразийской политике. У других участников евразийского пространства пристальный интерес в разработке и применении идеологии вызывают на­учное или философское мировоззренческое многообразие.

Существенной особенностью современной евразийской политики выступает и то, как её представители позициониру­ют себя на мировой арене, то есть соотносят евразийскую по­литику с международной, мировой политикой. Можно с пол­ной уверенностью утверждать, что прежде всего они трактуют евразийскую политику в качестве проявления, разновидности современной международной, мировой политики, развивая плодотворные отношения с государствами, не входящими в евразийское пространство, активно участвуя в деятельности формальных и неформальных международных, мировых объ­единений, движений и т. д. Однако в то же время они разгра­ничивают собственную политику и политику западного мира во главе с США, которые стремятся утвердить по преимуще­ству в мировой политике однополярный мир в своей поли­тической деятельности. Тем самым участники современной евразийской политики протестуют в своих действиях против мировой гегемонии США, против навязывания евразийско­му миру западных материальных и постматериальных цен­ностей. Иными словами, отвергают неприемлемые для себя условия и тенденции современной международной, миро­вой политики, утверждаемые с позиции силы, а не с позиции общечеловеческих ценностей, нравственных и правовых норм и правил. Это прослеживается и в их отношении к тем процес­сам глобализации, в которых проводятся на самом деле наи­более существенные, значимые интересы, потребности и цен­ности не всего человечества, а отдельных государств и народов. Тем самым в современной евразийской политике отрицается «мировая политика» как политика двойных стандартов.

Рассмотрение главных особенностей современной евра­зийской политики позволяет сделать ряд определённых вы­водов, а именно:

      такая политика переживает свой первый этап, который можно назвать её становлением;

      специфика евразийской политики в современных ус­ловиях детерминирована несколькими важнейшими осно­ваниями: государственным суверенитетом её участников; равноправием их культур и цивилизаций; учётом ценности и уникальности народов, этносов и этнических групп, входя­щих в евразийское сообщество; специфическим решением проблемы взаимосвязи индивидуального и коллективного на­чал в евразийском пространстве; синтезом различных миро­воззрений как созданием совокупной евразийской идеологии; справедливым соотнесением евразийской и международной, мировой политики;

      перспективы дальнейшего развития современной евра­зийской политики зависят от многих тенденций, одной из них является действительный переход от евразийской идеи к пол­номасштабной реальной евразийской политике.


Евразийская интеграция


kupi-othodov.ru



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика