Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Естественно-правовые и международно-правовые основы языковой политики
Научные статьи
23.05.14 16:02
Оглавление
Естественно-правовые и международно-правовые основы языковой политики
международное право
право наций на самоопределение
Все страницы

Естественно-правовые и международно-правовые основы языковой политики


1.       Еще Аристотель раскрывал государство через обще­ние: «...Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага.». Поскольку общение строится при помощи языка, государство, как разновидность общения, также организует­ся и осуществляется при его помощи. Связь между государ­ством, как зданием, и языком, как инструментом, использу­емым при его создании, — двусторонняя. С одной стороны, исторический опыт государства определяет структуру языка. В. фон Гумбольдт отмечал: «.Язык есть. определенный уклад интеллектуального и чувственного восприятия, и этот уклад, доставаясь народу от отдаленных эпох, не может воз­действовать на народ без того, чтобы не сказаться и на его языке». С другой стороны, структура языка, отражая народ­ный дух, определяет форму государства, — «народ создает свой язык как орудие человеческой деятельности.».

2.       Государство является высшей формой общения, в этой связи оно нуждается в языке, находящемся на высоком уровне развития и способном организовывать сложные политиче­ские процессы. Есть языки, недостаточно развитые для ре­шения этой задачи; языки, способные ее решить; и, наконец, языки, способные обеспечивать функционирование крупных и могущественных многонациональных объединений (импе­рий). Уровень развития определяется не только внутренними свойствами языка, т. е. объемом его лексики, гармонией его грамматического строя, глубиной и выразительностью его се­мантики и пр. Он также определяется свойствами языка как явления культуры, т. е. количеством и качеством литератур­ных, научных и правовых произведений, написанных на дан­ном языке или переведенных с него и на него. Старательное и научно-обоснованное культивирование языка обеспечивает плодотворный политический прогресс; отсутствие разумной языковой политики, наоборот, ведет к политическому упадку.

Разумная языковая политика предполагает не только работу со структурой языка, но и работу, направленную на опреде­ление форм взаимодействия языка с другими языками, ис­пользуемыми в государстве и за его пределами. Если другие языки являются более развитыми, должны приниматься про­текционистские меры, ограничивающие их использование. В противоположном случае в таких мерах нет необходимости, более того, приоритетом может быть интенсификация взаи­модействия языка с другими языками. Опасность, возникаю­щую из влияния на язык других языков, отмечал еще Цицерон в работе «О государстве»: «.Приморским городам свойствен­ны, так сказать, порча и изменение нравов; ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносят­ся чуждые нравы, так что в их отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение долгого вре­мени. Жители этих городов уже не чувствуют привязанности к насиженному месту; нет, крылатые надежды и помыслы ув­лекают их вдаль от дома, и даже тогда, когда они сами остают­ся на родине, в душе они все же удаляются прочь и странству­ют. И право, ничто иное не повредило в большей степени уже давно поколебленным в своих устоях Карфагену и Коринфу, чем эти странствия и рассеяние их граждан, так как они, из-за своей страсти к торговле и мореплаванию, перестали обраба­тывать поля и разучились владеть оружием».

3.       Общение осуществляется отдельными людьми и являет­ся их естественной потребностью; «человек по природе своей есть существо политическое», «во всех людей природа вселила стремление к государственному общению»5. Естественность по­требности в общении предполагает естественность потребно­сти в языке. Доказательством общественной природы челове­ка Аристотель считал именно то, что человек наделен языком: «Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следу­ющего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не де­лает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощу­щать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, рав­но как и то, что справедливо и что несправедливо». В. фон Гум­больдт отмечал: «Язык — не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с обще­ственным мышлением». К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действи­тельное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Наряду с общением, формами жизни язы­ка являются творение и мышление; «язык есть орган, образую­щий мысль (Die Sprache ist das bildende Organ des Gedanken». Все три формы неразрывно связаны; каждая из трех немыслима без двух остальных.

4.       Естественность потребности в языке имеет и иное, более глубокое объяснение. Слово есть неотъемлемый атрибут Бога: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Евангелие от Иоанна. Глава 1,   1-2). Человек создан по образу и подобию Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие. Глава 1, 26). Таким образом, язык является подобием Логоса, использовавшегося при создании мира, и одновременно свидетельством подобия человека Твор­цу. В фон Гумбольдт отмечал: «.. .Язык возникает из таких глу­бин человеческой природы, что в нем никогда нельзя видеть намеренное произведение, создание народов. Ему присуще очевидное для нас, хотя и необъяснимое в своей сути само­деятельное начало (Selbstthatigkeit), и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба». В этом смысле потребность в языке яв­ляется потребностью в связи с Богом.

5.       Естественность потребности в языке делает возможным рассмотрение этой потребности в контексте концепции прав человека. Действительно, язык является необходимым услови­ем реализации свободы совести, поскольку убеждения могут быть сформированы только при помощи языка. Таким обра­зом, свобода совести осуществляется через развертывание язы­ка в мышлении. Язык также является необходимым условием реализации свободы слова, поскольку мысль может быть вы­ражена только при помощи языка (язык незримо присутству­ет даже в невербальном общении). Таким образом, свобода слова осуществляется через развертывание языка в общении. Наконец, язык является необходимым условием реализации всех прав человека, представляющих собой направления воз­действия на политическую реальность; «язык становится вели­ким средством преобразования субъективного в объективное, переходя от всегда ограниченного индивидуального к всеобъ­емлющему бытию». Таким образом, все права человека осу­ществляются через развертывание языка в творении. В целом язык в политическом обществе играет роль инструмента вы­ражения претензии индивида на участие в создании и распре­делении общего блага (res publica).





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика