Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Принцип справедливости в гражданском праве
Научные статьи
26.05.14 12:59
Оглавление
Принцип справедливости в гражданском праве
гражданское право
Все страницы

вернуться

Принцип справедливости в гражданском праве


В современных условиях значение гражданского права в России закономерно возрастает. Это определяется, прежде всего, той важной ролью, которую играет гражданское право для формирования сущностных предпосылок и институцио­нальных элементов гражданского общества. Как верно отме­чает С. А. Иванова, именно в частном праве государство дает определенную свободу субъектам, предоставляет им возмож­ность действовать автономно, признает имущественную обо­собленность и равенство субъектов1. Частное право, основу которого составляет право гражданское, регулирует отноше­ния между физическими и юридическими лицами как равно­правными субъектами, обладающими свободной волей, и тем самым способствует формированию системы общественных связей, необходимых для складывания полноценного граж­данского общества.

Одной из важных и дискуссионных проблем гражданского права является проблема справедливости. Ее решение ослож­няется, прежде всего, отсутствием в современной доктрине единой концепции справедливости в праве, а также наличи­ем разных подходов применительно к существованию самого принципа справедливости в гражданском праве.

Люди всегда ждут от права справедливости. Граждан­ское право по своей сущности направлено на восстановление справедливости в имущественных и личных неимуществен­ных отношениях. В то же время в условиях господствующего в России позитивного правопонимания справедливость часто отделяют от права, относя ее в сферу нравственности или даже религии.

С древних времен справедливость была неотделима от пра­ва. Как отмечал О. Э. Лейст, «справедливость считается основ­ной и общей для морали и права категорией». В пользу такой позиции говорит анализ римского частного права. «В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости». Название древнейшего письменного источника отечественного права — «Русская правда» — также говорит о том, что право понималось как «правда», то есть, по сути, справедливость.

Важную роль принцип справедливости играет в мусуль­манском праве: «Справедливость является стержнем мусуль­манского права, определяющим его сущность и содержание. Речь идет о постоянно действующем принципе, который при­дает мусульманскому праву свойство универсального регу­лятора общественных отношений. В качестве императивного принципа справедливость гарантирует в рамках дозволенно­го и запретного свободу и равенство, а значит — обеспечивает безопасность и стабильность общества. Одновременно прин­цип справедливости обеспечивает реализацию прав челове­ка и закрепляет соразмерную ответственность за нарушение норм права».

По мнению Д. Ллойда, для формальной справедливости применительно к праву характерны три признака: наличие правил и норм, их общий характер, беспристрастность и объ­ективность применения.

В современной доктрине дискуссии о справедливости продолжаются. В связи с этим представляет интерес пози­ция И. Л. Честнова, который рассматривает справедливость с точки зрения постклассической юриспруденции и приходит к выводу, что «справедливость в праве с позиций постклас- сической парадигмы — это конструирование легитимности юридических норм и институтов через формирование со­циальной (правовой) идентичности, в которой легитимность приобретает формальную определенность.

О.    А. Папкова пишет о возможности поиска «определения справедливости как исторически обусловленного измерения социального факта, представляющего собой форму истинно­го соотношения меры свободы и равенства в человеческих отношениях».

При таком подходе становится очевидно, что справедли­вость контекстуальна, что нет и не может быть единого, обще­го для всех субъектов и всех правовых коллизий понимания справедливости. В определенной степени это согласуется с концепцией Аристотеля, который делил справедливость на распределяющую (всем поровну) и уравнивающую (каждо­му свое). Сегодня распределяющей справедливости соответ­ствует идея социального государства, а уравнивающую спра­ведливость берет на вооружение идея правового государства, что позволяет говорить о некотором противоречии между этими двумя понятиями.

Рассматривая место принципа справедливости в системе принципов гражданского права, необходимо уточнить, что принципы — это основные и наиболее общие положения, ко­торые определяют сущность и назначение права и служат его фундаментом. Принципы права должны быть общепризнан­ны, поэтому они, как правило, получают закрепление в дей­ствующем законодательстве.

Значение принципов права проявляется в том, что они позволяют обеспечивать диалектическое единство объектив­ного и субъективного права, раскрыть и проявить сущность права10. Помимо этого, принципы права устанавливают «си­стемообразующие связи с иными социальными регуляторами (мораль, религия, политика)».

В современной теории государства и права принято де­лить принципы права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Пункт 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданское законодательство основыва­ется на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы до­говора, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осу­ществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика