Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Краткий обзор критики нового закона об образовании
Научные статьи
26.05.14 16:06
Оглавление
Краткий обзор критики нового закона об образовании
федеральный государственный образовательный стандарт
основная общеобразовательная программа
образовательное право
Все страницы

вернуться

 





    Краткий обзор критики нового закона об образовании



    Педагогическая общественность настороженно встретила принятый Госдумой и Советом Федерации Федеральный за­кон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Рос­сийской Федерации»1, подписанный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

Прошло совсем немного времени — опасения оправ­дались, — уже сейчас отчетливо видно, что данный закон нуждается в довольно серьезных комментариях по поводу отдельных его положений. Мы уже отмечали в ряде статей (опубликованных как до выхода закона — в процессе его обсуждения, так и непосредственно после принятия) мно­гочисленные вопросы, возникающие при прочтении этого акта, и прогнозировали необходимость не менее серьезных разъяснений о порядке применения данного закона на ме­стах.

Высшее образование в Австрии – это престижное, качественное и доступное образование, которое признается не только в Европе, но и во всем мире. Образование в Австрии вся подробная информация на сайте http://www.studyaustria.ru

Собственно, Миноб­рнауки России уже при подготовке закона по­нимало несовершенство многих его положений и готовилось комменти­ровать его. На специаль­ном сайте было отмечено:

«Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматри­вает принятие 34 поста­новлений Правительства Российской Федерации и 106 приказов Министер­ства образования и нау­ки. Данные подзаконные акты согласно Плану Ми­нистерства образования и науки Российской Фе­дерации по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального зако­на от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Рос­сийской Федерации", утвержденному приказом Миноб­рнауки России от 24 января 2013 г. № 42 (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 18 марта 2013 г. № 189, от 31 мая 2013 г. № 416), должны быть при­няты к моменту вступления нового Федерального зако­на «Об образовании в Российской Федерации» в силу — до 1 сентября 2013 года».

Почти одновременно с выходом закона и в унисон ему опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"».

Далее по намеченному плану стали выходить многочис­ленные акты как Правительства России, так и Минобрнауки. Надо отдать должное этому ведомству: намеченное реализует­ся достаточно активно и ответственно. Так, в развитие указан­ного распоряжения выпущено большое количество докумен­тов. Один из совсем недавних — Рекомендации по внесению изменений в региональные планы мероприятий («дорожные карты») по повышению эффективности образования и науки (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2014 г.). В преамбу­ле к нему отмечено: «Настоящие рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Феде­рации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 (пункт 5, пп. 2) и Пра­вительства Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № ДМ- П13-9589 (пункт 40), от 6 февраля 2014 г. № ОГ-П12-23 пр (пункты 3, 4).

Рекомендации направлены на обеспечение методической поддержки субъектов Российской Федерации при реализа­ции указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. в рамках актуализации региональных планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению эффективности образова­ния и науки (далее — "дорожные карты").

В соответствии с указанными поручениями органам ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, осу­ществляющим управление в сфере образования, необходимо обеспечить корректировку "дорожных карт", согласовав вно­симые изменения с Минобрнауки России.

Корректировка и последующее согласование "дорожных карт" должны быть осуществлены в течение двух месяцев после принятия распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в план мероприятий ("до­рожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный распоряжением Правительства Рос­сийской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р (федераль­ная "дорожная карта")».

Для чего столь обильное нормотворчество вслед закону? В первую очередь, чтобы нивелировать те неточности и неяс­ности, которые породил сам этот закон. Впрочем, это мягко сказано. Многие специалисты выражаются более конкретно, вернее — более откровенно и прямолинейно. Так, в статье «Образование: кадры под ударом» политолог Дарья Митина (кстати, автор статьи ранее возглавляла одно из подразделе­ний Министерства образования и науки Российской Федера­ции) выражается вполне определенно: «Разработанный Ми­нобрнауки Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 "Об образовании в Российской Федерации", утвержденный го­лосами фракций "Единая Россия" и ЛДПР, несмотря на свой рамочный характер (содержит 179 отсылочных норм), вполне можно назвать манифестом образовательной контррефор­мы. Он стал значительным отступлением от действовавшего прежде закона об образовании, принятого ещё на заре ель­цинских времен. Новый закон не содержит государственных гарантий финансирования образования и уровня заработной платы для большинства педагогов, за исключением школь­ных учителей. Впервые с 1991 года правительство посягнуло на священную корову — гарантированное число бюджетных студентов. Благодаря новой формуле расчета до 2020 года это число уменьшится как минимум на треть. Закон лишил детей- сирот льгот при поступлении в вузы и учреждения среднего профессионального образования, в пять раз поднял оплату присмотра и ухода за детьми в детских садах, в 20 раз увели­чил плату за общежитие для вузовских студентов. Кроме того, новый закон об образовании в полной мере стал иллюстра­цией актуального вектора реформирования всей российской социалки переноса финансового бремени с федерального центра на регионы. Согласно закону, резко сокращены комму­нальные льготы для сельских педагогов и отменены для учи­телей, вышедших на пенсию, — этот вопрос целиком передан на усмотрение субъектов Федерации».

Эта пространная цитата затрагивает самые «больные» места закона. И именно по ним уже сейчас в Госдуме рассма­триваются новые акты, призванные вернуть и студентам и до­школьникам их отнятые законом права, а также привлечь вни­мание общественности к решению других многочисленных и спорных вопросов.

Госдума и ранее имела к министру образования и науки России ряд вопросов. Так главным пунктом повестки 118-го за­седания Госдумы, прошедшего 9 октября 2013 г., был п. 10 — «правительственный час» с докладом министра образования и науки Д.В. Ливанова.

Во время часа политических заявлений от фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя Комитета Гос­думы по образованию, член-корреспондент Российской ака­демии образования О. Н. Смолин. Начал он с неожиданного заявления: «Я хочу привлечь ваше внимание к вопросу не пар­тийно-политическому, но общенациональному, причём чрезвычайно острому. Вопрос действительно острый: интер­нет-революция в системе образования, лавинное нарастание массовых открытых онлайн-курсов (МООС), которые предо­ставляет по всему миру американская организация «Курсера» (Coursera). Идея, казалось бы, благая: каждый человек совер­шенно бесплатно может просмотреть и прослушать по Ин­тернету лекции с хорошими видеоиллюстрациями, а если захочет получить документ, подтверждающий его уровень знаний по данной теме, может заплатить небольшую сумму, пройти тестирование и получить сертификат.

Но одновременно с сертификатом студент получает и про­мывку мозгов, его приучают мыслить "проамерикански", смо­треть на мир и проблемы глазами американских наставников. Поэтому даже Евросоюз рассматривает эту систему как сред­ство в борьбе за человеческие ресурсы, особенно молодых ин- теллектуалов».

Далее Олег Николаевич указал, что за последние три года из России уехали 1 млн 250 тыс. перспективных молодых лю­дей, 45% студентов мечтают отправиться за рубеж, и призвал всех депутатов, независимо от партийной принадлежности, принять экстренные меры для исправления этой катастрофи­ческой ситуации.

На этом же заседании в докладе аудитора Счётной палаты А. В. Филиппенко также прозвучала критика в адрес Миноб­рнауки России: «Неправомерное зачисление на бюджетные места, сбор денежных средств с учащихся, нарушение учёта бланков. Отсутствие полного контроля за деятельностью по­добных учреждений. Деятельность представительства Санкт- Петербургского инженерно-экономического университета в городе Дубай осуществлялась вообще в нарушение всех за­конодательств — это такой инструмент, чтобы зарабатывать (?) деньги. Нарушения при расходовании средств на стипен­диальное обеспечение и социальную поддержку студентов. Не соблюдаются нормы предоставления жилых помещений в общежитиях — и в тех же общежитиях места предоставляются посторонним лицам и на длительное время. Плата за об­щежитие в Государственном университете управления пре­вышает установленные размеры в десять раз, в Балтийском государственном техническом университете — в восемь раз, там же торговали алкогольной продукцией».

Своеобразное резюме на этом заседании сформулировал опять же О. Н. Смолин. «У нас есть пять фундаментальных претензий к политике не только министерства, но и прави­тельства, и президента.

Во-первых, это протащенный через Думу закон об образо­вании. Из-за него уже подскочила оплата студенческого обще­жития, со следующего года поднимется плата за детские сады. В 17 миллиардов рублей обойдётся родителям и регионам ли- вановский приказ № 1047 "Об учебном книгоиздании", при­чём прежние, проверенные учебники из школы уйдут, а но­вые когда-то ещё придут. Этот закон создаёт дополнительные трудности вузам, ведущим электронное обучение, а значит, Россия проигрывает цифровую революцию и проигрывает в конкуренции за человеческие ресурсы.

Во-вторых, введён катастрофический стандарт для старшей школы, позволяющий выпускнику не изучать базовые пред­меты: физику, химию, биологию, литературу, историю.

В-третьих, так называемая дорожная карта, по которой будут уволены 90 тысяч школьных учителей и до 40% вузов­ских преподавателей, а нагрузка на оставшихся повысится на треть.

В-четвёртых, абсурдная методика мониторинга вузов, никак не отражающая реального состояния дел, значимости и необходимости вуза.

И, в-пятых, закон об Академии наук, которым уничтожает­ся последняя опора некогда великой державы».

Поясним вкратце «негативную» суть некоторых положений закона. Например, согласно закону вуз стал сам определять стоимость проживания студентов в общежитиях. Проверка по­казала, что во многих вузах эта стоимость существенно превы­сила тысячу рублей (ранее было принято плату за общежитие определять в 5% от суммы стипендии). Именно на этот волюн­таризм депутаты обратили внимание в первую очередь, и уже сейчас в Госдуме России рассматривается законопроект, при­званный ограничить эту самодеятельность вузов.

Не без доли здоровой иронии к проблемам студенческого общежития отнеслись и сами депутаты Госдумы. Вот как про­комментировано это в «Российской газете». «Насколько труд­но в подобной ситуации жить и учиться, многие депутаты, как выяснилось на пленарном заседании палаты в пятницу, испы­тали на себе. Поэтому, наверное, так близко к сердцу приня­ли эту проблему и ещё в прошлую сессию стали думать, как сделать так, чтобы плата за общежитскую койку не была бы совсем запредельной.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика