Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Современный мультикультурализм, роль русского языка в укреплении российской гражданской идентичности
Научные статьи
28.05.14 10:46
Оглавление
Современный мультикультурализм, роль русского языка в укреплении российской гражданской идентичности
язык и право
Все страницы

вернуться

Современный мультикультурализм, роль русского языка в укреплении российской гражданской идентичности


Обсуждая проблемы современного мультикультурализ- ма, необходимо отметить одну особенность, которая зача­стую реализуется в политике большинства европейских госу­дарств на уровнях принятия решений и того, что существует в качестве официальной позиции. Зачастую эти два уровня входят в противоречия, и многие решения принимаются с позиции прагматизма, а не идеологических установок. Так, например, власти во Франции проводят меры, не соответ­ствующие принятой ими модели ассимиляции. В Нидерлан­дах, которые снискали себе славу «мультикультурного рая», уже во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг. наблюда­ются действия по отмене двойного гражданства, сворачива­нию программ поддержки этнических меньшинств, введе­нию обязательных тестов на интеграцию и т. д. Необходимо также отметить, что, несмотря на отказ лидеров ведущих за­падноевропейских стран от «политики мультикультурализма», действительного сворачивания мероприятий, нацелен­ных на политическую аккомодацию культурных различий, не произошло.

Стоит вопрос о том, какая же политика в отношении язы­ков и культур за последние 20 лет реализовывалась в ряде субъектов Российской Федерации и поддерживалась наукой федерального уровня.

На круглом столе «Мультикультурализм: зарубежный опыт и российские реалии», который проходил в общественной па­лате Российской Федерации 26 февраля 2014 г. с участием ве­дущих ученых РАН, представителей законодательной власти, общественных организаций обсуждался именно этот вопрос.

В последних выступлениях Владимир Владимирович Пу­тин касается проблем, связанных с реализацией именно по­литики мультикультурализма. 19 сентября 2013 г. в своем выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Владимирович отмечал, что «муль- тикультурализм — во многом привнесенная, искусственно сверху внедряемая модель — ставится сейчас под сомнение... Не случайно сегодня политики и общественные деятели самой Европы все чаще говорят о крахе мультикультурализма, о том, что он не способен обеспечить интеграцию в обществе иноязычных и инокультурных элементов».

Мультикультурализм как научное направление возникло в связи с усилением внешних и внутренних миграционных по­токов, стимулирующих экономическое развитие государств и способствующих становлению гражданского общества. Как результат миграционных потоков мир становится более от­крытым, в нем в той или иной форме сталкиваются многие народы. Так как сталкиваются различные культуры и языки, и каждая культура уникальна (самобытна), то с позиций муль­тикультурализма для её сохранения и развития необходимо создавать определённые условия, давая при этом возмож­ность этническим меньшинствам сохранять языковую и куль­турную самобытность. Методологической основой в этих условиях становится признание самоценности культурного разнообразия, создание определенных условий для сохране­ния и развития языков и культур меньшинств, их автономное и параллельное существование.

Результатом практики реализации мультикультурализма является сохранение этнического самосознания. Открывая до­рогу множественной (этнической) идентичности, мультикуль- турализм создаёт трудности для формирования в обществе коллективной (гражданской) идентичности. В своей послед­ней работе известный учёный Самюэль Хантингтон подчёр­кивает, что мультикультурализм размывает общенациональ­ное самосознание и способствует становлению этнической идентичности.

По мнению мультикультуралистов, в условиях много­язычия и поликультурности большинство должно познавать культуру меньшинства и быть к ней толерантным, что обеспе­чивает максимальное сглаживание межэтнических противоречий. Как показывает практика реализации мультикуль- турализма, в европейских странах (Нидерланды, Германия, Франция) он в большей степени ориентирует этническое меньшинство на культурный и политический изоляционизм и в какой-то степени сепаратизм. На современном этапе раз­вития некоторых европейских государств идеология мультикультурализма проникла во многие социальные институты: семья, школа, церковь, политика, медиа и др. В настоящее время приходит осознание необходимости реализации моде­ли этнополитической интеграции, с выстраиванием системы отношений, основанных на взаимопонимании и доверии для совмещения общегосударственной и этнической идентич­ности. Считается, что в этом случае концепции интеграции и мультикультурализма никаким образом не противоречат друг другу. Речь идет о глубинных принципах существова­ния поликультурного общества как целого. Очевидно, что для эффективной реализации модели этнополитической ин­теграции, преодоления фрагментарности и разобщенности, формирования солидарности, гармонизации множественных идентичностей необходимо реформировать многие социаль­ные институты. Речь идет в первую очередь о средствах мас­совой информации, просвещении. В этих условиях высказы­вания В. А. Михайлова становятся довольно сомнительными. В своей работе он подчеркивает, что «чем мощнее будет по­тенциал этнической идентичности, подкрепленный ее поли­тической волей, тем прочнее будет осознаваться идентичность общегосударственная, а значит, сплоченнее будет российская нация. Но при этом важно, чтобы "национальное (этниче­ское) самосознание" как можно полнее отражало и общие интересы страны. Тогда этничность и гражданственность все больше будет входить в русло сближения и становиться равно­правными элементами как национального (этнического), так и общественного сознания, что создаст благоприятные усло­вия для формирования и функционирования гражданского общества, в котором права человека и права наций (этносов) будут гармонично взаимодействовать как неконфликтные эле­менты одной системы».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика