Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социокультурные основы становления и современное состояние феминизма
Научные статьи
28.05.14 11:00
Оглавление
Социокультурные основы становления и современное состояние феминизма
правовое государство
Все страницы

вернуться

Социокультурные основы становления и современное состояние феминизма


Можно смело констатировать, что в современных циви­лизованных странах наблюдается особое внимание к про­блеме обеспечения прав женщин, что вовсе не случайно. В связи с влиянием процессов демократизации общества, политические и экономические преобразования в Респу­блике Казахстан создали как новые возможности, так и пре­пятствия на пути достижения гендерного равенства. С точки зрения права феминизм представляет определенный инте­рес как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Отметим, что в конце 70-х гг. ХХ в. феминистические движения приобрели массовый характер. Феминизм, вдохновляемый социалистическими идеалами, основной целью провозглашает борьбу со всеми формами эксплуатации, в том числе с эксплуатацией женщин, понима­емой весьма широко.

Сейчас же необходимым условием построения демократи­ческого правового государства является формирование и раз­витие устойчивого неправительственного сектора, который позволит обеспечить, наряду с государственными органами, свободное и реальное участие граждан в принятии решений и управлении социальными процессами. Отметим, что осо­бая роль в развитии гражданского общества принадлежит женским неправительственным организациям, которые сегод­ня являются реальной общественной силой, способной влиять на правовую политику страны. В связи с этим необходима прочная правовая база, стабильное законодательство, позво­ляющее женским организациям самостоятельно развиваться и участвовать в политической жизни общества.

В начале XX в. женщины, считавшиеся на протяжении всей истории существами низшего сорта, начали отвоевывать все большие юридические права и возможности. В различ­ных культурах и цивилизациях прошлого женщины занима­ли самое разное положение. В одних они были не более чем собственностью своих отцов и мужей, в других пользовались значительной свободой, а их права защищались законом. Но и тогда мужчины обладали гораздо большими правами и считали себя выше женщин.

С момента появления данной проблемы ранние феми­нистки не использовали понятие «феминизм», а называли себя «защитницами прав женщин». Само слово «феминизм» происходит от латинского «femina», т. е. женщина. Его ввел в научный оборот французский теоретик социализма Шарль Фурье в первой половине XIX в. Он писал о «новой женщине», которая будет участвовать в изменении обществен­ной жизни, и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что «расширение прав женщин — это глав­ный источник социального прогресса».

Основоположником прежнего феминизма явля­ется Фридрих Энгельс, который в своей работе «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства» определил угнетение женщин как наиболее древнюю и жестокую форму угнетения кого бы то ни было в истории человечества.

В современной литературе принято считать, что политиче­ский язык и цели феминизма возникли в эпоху Французской революции и Просвещения. Хотя многие англо-американ­ские исследователи обнаруживают идеи феминизма в XVII в. и даже в более ранней истории.

Некоторые государства, в частности, Новая Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия предоставили женщинам право голоса еще до Первой мировой войны. В других стра­нах борьба нарастала. Она приобрела особый драматизм в Англии, где в 1903 г. сформировалось воинствующее кры­ло суфражистского движения во главе с Эммелиной Панк- херст. Их очевидное профессиональное мастерство сокру­шило многие доводы против политического равноправия, и, чтобы не допустить возобновления кампании суфражисток, британское правительство предоставило женщинам избира­тельное право. Примеру англичан последовали США и мно­гие другие страны.

Исследователи феминизма привлекли внимание к раз­делению ролей между полами, которое характерно для всех обществ, современных и древних, и показали политическое значение такого разделения. В XX в. феминизм развился в определенную идеологию, предлагающую такие концепции и теории, которые бросили вызов многим утверждениям тра­диционной политической мысли. Например, он указал на по­литический характер отношений между полами, господство мужчин и подчиненность женщин в большинстве или даже во всех обществах. Многие мыслители-мужчины и до появ­ления феминизма тоже отмечали факт неравенства полов, но признавали его как неизменную и даже желательную черту общественной жизни. Напротив, феминизм отличает убежде­ние в том, что общественное неравенство полов и угнетение одного пола другим может и должно быть преодолено.

До сих пор универсального определения для такого много­ликого и внутренне противоречивого явления, как феминизм не существует. В Оксфордском словаре по социологии феми­низм определяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равен­ства между полами, прежде всего, за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. В «Энцикло­педии феминизма» Л. Таттл говорится о существовании более чем трехсот определений понятия «феминизм». Автор отме­чает, что «в настоящее время имеется лишь множество инди­видуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения».

В цивилизованных странах историческая феминология уже достаточно давно стала самостоятельной научной дис­циплиной. Ее развитие в основном идет по двум направлени­ям: исследование изменения социального статуса и ролевых функций женщин в обществе, и связанные с этим вопросы самоидентификации и поиск путей самоактуализации и со­циализации в изменяющемся обществе и исследование «жен­ской истории», т. е. истории, написанной с позиции женского опыта. В отечественной историографии исследования в обла­сти феминологии стали появляться относительно недавно — в начале 90-х гг.

Чуть позднее в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми про­граммами, включающими специалистов по биологии, физио­логии, антропологии, этнографии, философии, истории, фи­лологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских ис­следований спор этот не только не разрешился, но развел оп­понентов в разные стороны.

Некоторые исследователи предложили ввести новое поня­тие «гендер» (от англ. «gender» — род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: «Соци­альные отношения пола» или социально закрепленное раз­деление ролей на мужские и женские. По мнению ученых Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой, «гендер» является социаль­ной конструкцией пола, где выработанные идеология и куль­турные практики служат целями сохранения определенной структурной организации общества — патриархата.

Гендер, как социально сконструированный механизм муж­ского доминирования и женского подчинения, «базируется на институте гетеросексуальности, непременным элементом которого является контроль общества над женской телесно­стью и сексуальностью».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика