Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Социокультурные основы становления и современное состояние феминизма - правовое государство
Научные статьи
28.05.14 11:00
Оглавление
Социокультурные основы становления и современное состояние феминизма
правовое государство
Все страницы

Вся детская одежда, представленная в нашем интернет магазине, выполнена из материалов высокого качества. Вся подробная информация далее на сайте http://pkf-lio.com.ua



В данном подходе они стремятся перевести анализ отноше­ний пола с биологического уровня на социальный, чтобы, нако­нец, отказаться от постулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса».

В государствах СНГ в течение длительного времени рабо­тала сеть женских организаций, сформированных «сверху». В России государственные формы женского движения кон­тролировались «Союзом женщин», тем самым фактически унифицировались все стороны политической жизни женской части населения. К сожалению, среди самих женщин про­являлся догматизм мышления, неверие в собственные силы. Пробуждение женской энергии в большинстве суверенных государств началось тогда, когда ускоренное формирование рыночных отношений привело к феминизации бедности.

Поучительный опыт женского движения в зарубежных странах показал, что только самостоятельная, сформулиро­ванная самими женщинами, а не для них, стратегия может ре­ально изменить положение женщин в обществе и, тем самым, сделать само общество более гуманным.

Ныне женские НПО по всему миру сумели многого добить­ся, чтобы изменить устоявшиеся взгляды общества. Огромную роль в этом сыграла Организация Объединенных Наций, ко­торая в последние три десятка лет явилась центральной дви­жущей силой продвижения прав женщин, улучшения их положения во всех странах мира. Расширение сферы гумани­тарной деятельности ООН существенно сблизило ее позиции с целями международных общественных (неправительствен­ных) организаций и объективно расширило базу сотрудниче­ства между ними.

На наш взгляд, до полной победы еще далеко. Так, на одно из первых мест в числе проблем начала 90-х годов вышло фи­зическое и сексуальное насилие в отношении женщин, при этом политическая и экономическая дискриминация также сохранились. Практически во всех сферах жизнеобеспечения произошли негативные изменения (в питании, медицинском и бытовом обслуживании, образовании и т.д.). Во многих странах мира женщины по-прежнему лишены элементарных прав, даже права самостоятельно выбрать мужа.

В настоящее время невозможно говорить о феминизме как некой монолитной идеологии (если феминизм вообще был единым когда-либо). По меньшей мере четыре различных на­правления в феминизме: либеральное, марксистское, ради­кальное и социалистическое предлагают свои концепции при­чин и механизмов угнетения женщин, свои теории решения женского вопроса, как вопроса глобального. Не рассматривая их специально в данном разделе, укажем лишь на некоторые принципиальные отличия.

Известные исследователи феминизма трактуют его по-разному. С.Г. Айвазова, автор многочисленных исследований по теории и истории женского движения, определяет феми­низм как «философию или идеологию даже не столько соб­ственно женского равноправия, сколько освобождение лично­сти от репрессивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала».

В свою очередь, В. И. Успенская понимает под феминиз­мом «разные формы сопротивления вековым традициям унижения женщин как социальной группы, в том числе, и, прежде всего, теоретические аргументы в защиту равно­правия полов». Столь широкое определение феминизма, по мнению исследовательницы, позволяет связать его исто­рию с произведениями того времени, когда не было понятия «феминизм», но получили распространение идеи о способах изменения судьбы женщин.

Популярный автор Р. Танг дает иной список «феминизмов»: либеральный, радикальный, марксистский, психоанали­тический, социалистический, экзистенциалистский, постмо­дернистский. Свои варианты ответов на вопросы о причинах подчиненности женщин и стратегиях социальных изменений предлагают также мультикультурный феминизм, глобаль­ный, гуманистический и др.

Группа ученых-исследователей феминизма видят его со­временный смысл в основном не в терминах борьбы за права женщин, а в терминах «трансформативной политики» (по вы­ражению теоретика «глобального феминизма» Ш. Банч). При этом они исходят из такого рассмотрения отношения полов, при котором источником неравенства и подчинения женщин признаются не столько природные различия между полами, сколько социокультурные и экономические условия распре­деления политической власти (О. Воронина, M. Хамм).

В советское время феминизм являлся частью рабочего движения, отсюда и относительно узкие исследования уче­ных, посвященные, в частности, выделению основных этапов включения женщин в общественную жизнь, а также теоре­тической разработке вопроса. Большую научную значимость имеют труды социологов, философов В. Л. Бильшай и А. Ба­беля, в которых рассматривается положение женщины в со­циалистическом государстве. Пролетарское направление женского движения изучали его организаторы И. Ф. Арманд, Н.  К. Крупская, Л. Сталь и др., которые обосновывали необхо­димость развития женских организаций, исходя из примата классового подхода.

Известный исследователь советского периода Б. П. Пальванова изучала особенность положения прав женщин в доре­волюционный период, формирование правового статуса жен­щин Средней Азии и Казахстана.

Проблемам гендерного развития, а также отдельным аспектам становления и развития правового статуса женщин посвящены работы известных российских и казахстанских ученых и исследователей: С. Айвазовой, О. А. Ворониной, Г. К. Дмитриевой, С. В. Полениной, Н. Пушкаревой, Н. Рима- шевской, О.А. Хасбулатовой, Г. Тленчиевой, Н.А. Усачевой, Г. А. Хасановой, С. Шакировой и др.

Большое значение имеют научные труды, посвященные правовому положению женщин в традиционном обществе, регулируемом нормами обычного права. Отметим труды Т. М. Культелеева, А. И. Левшина, А. А. Леонтьева, П. Е. Маковецкого, Н. И. Гродекова, С. Фукса, Т. И. Султанова, А. Ж. Жакиповой, С. З. Зиманова и др.

Вместе с тем в юридической науке отсутствуют научные тру­ды, посвященные изучению правового регулирования женских движений и развития гендерного равноправия в Казахстане в контексте масштабных политических и социально-экономи­ческих изменений с момента обретения независимости.

В ХХ в. феминизм из теории равенства полов и движения за освобождение женщин перерос в явление общецивилиза­ционного масштаба с развернутой философской концепци­ей, базирующейся на развитом методологическом основании и правовых идеях гендерного равенства. Понятие «равнопра­вие по признаку пола» как предоставление одинаковых прав мужчинам и женщинам основывается, исходя из дифферен- цированности прав и свобод по гендерному признаку, на пре­доставлении особых, специфичных прав женщинам. При таком подходе возможно более полное обеспечение права на личную неприкосновенность и свободу женщин, политиче­ских и других прав, а также ее социальной защищенности.

ООН играет огромную роль в становлении мирового жен­ского движения. Анализ деятельности данной международ­ной организации, а также принятые ООН международные до­кументы позволяют заключить, что сегодня в мире достигнуты огромные успехи в защите и продвижении прав женщин. Наиболее важными оказались последние тридцать лет, в тече­ние которых были определены основные проблемные сферы реализации прав женщин, разработаны и приняты междуна­родные стандарты в достижении гендерного равноправия, до­стигнуты международные соглашения в достижении подлин­ного равенства мужчин и женщин.

Анализ действующего законодательства Казахстана, регу­лирующего развитие гражданского общества, позволяет за­ключить, что в настоящее время, в принципе, создана правовая основа для развития деятельности женских организаций, ока­зывающих значительное влияние на решение социально-эко­номических и политических проблем. Вместе с тем существуют проблемы, связанные с реализацией правовых возможностей. Прежде всего, это связано с низким уровнем правосознания женщин, особенно проживающих в сельской местности, с на­личием патриархальных, зачастую дискриминационных обы­чаев, с существующими негативными стереотипами в отно­шении женщин, что существенно подрывает эффективность проводимой государственной гендерной политики в Казах­стане. В этой связи полагаем, что основные направления разви­тия деятельности женских организаций должны быть связаны с повышением правовой культуры женщин.

С другой стороны, степень активности женских неправи­тельственных организаций в формировании и реализации го­сударственной гендерной политики в Казахстане в настоящее время достаточно высока. Полагаем возможным заключить, что в своем эволюционном развитии женские организации прош­ли ряд этапов от становления, выбора основных задач, до ста­туса лоббирующих НПО. Зачастую женские НПО аккумулиру­ют в себе огромные знания гендерных концепций и подходов, в том числе международных, которыми не всегда обладают государственные органы. Женские НПО достигли того уровня, когда они могут выступать в роли как партнеров государства, так и в случае необходимости сильных оппонентов.

Таким образом, феминизм, как теория равенства полов в обществе, неотделим от истории женского движения. В раз­ные времена и в различных странах это движение принимало разнообразные формы и ставило перед собой разные цели. Но всегда феминизм поднимал вопросы, имеющие значение для обоих полов. Во второй половине XX в. феминистская социальная теория стремится расширить понимание поли­тики, исследуя культурные, экономические и биологические факторы, лежащие в основе гендерных различий и воздей­ствующие на каждого из нас, женщин и мужчин. Другими словами, в конце XX в. феминизм выступает за пересмотр сложившихся за века отношений между полами в силу ра­дикальных изменений в условиях жизни людей, распростра­нение образования, повышениея женского и мужского само­сознания.

Собственно говоря, появление термина «феминизм» было связано с необходимостью выделения людей, высту­пающих не только за возрастающую социальную роль жен­щин, но и за право женщины определять себя как самостоя­тельную личность.

Уже в прошлом веке феминизм из практики социально­политического движения за равноправие женщин перерос в явление общекультурного масштаба с развернутой фило­софской концепцией, базирующейся на гендерном методо­логическом основании. Согласно феминистской философии, не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии мужчин и жен­щин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

В заключение хочется отметить, что испокон веков в большин­стве государств и культур к женщине относились как к существу низшего сорта. За ней четко закреплялись функции материнства и домашних обязанностей. Первые реформистские идеи были связаны в целом с идеей признания всех людей «равными перед Богом». Таким образом, первые течения феминизма были на­правлены на признание за женщинами прав личности — иметь свое мнение и право выражать его. Впоследствии в ходе своего развития женское движение стало постепенно бороться за со­циально-экономические права: право на образование, право на труд. И лишь в середине XX в. актуализировался вопрос о до­стижении равноправия мужчин и женщин в сфере управления, политики. Лишь относительно недавно женщины начали вести борьбу за свои гражданские и политические права, получи­ли право избирать и быть избранными, выбирать гражданство и т.д. В этом смысле колоссальные достижения в сфере дости­жения равноправия были достигнуты именно в XX в. За каких-то сто лет женское движение во всем мире активно эволюциониро­вало и сумело добиться огромных изменений в обществе и со­знании людей.

Детские спортивные куртки для девочки — отличная возможность чувствовать себя удобно и свободно. Такая одежда отлично подойдет для занятий физкультурой. Детские спортивные куртки вся подробная информация на сайте http://moda-sport.ru




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика