Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Россия и Китай: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права (опыт для евразийской интеграции) - 4. Национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России и Китае
Научные статьи
25.06.14 11:44
Оглавление
Россия и Китай: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права (опыт для евразийской интеграции)
1. Роль России и Китая в евразийской геополитике
2. Общие принципы международного инвестиционного права
3. Роль международных договоров в регулировании иностранных инвестиций в России и Китае
3.1. Многостороннее международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
3.2. Двустороннее международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
4. Национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России и Китае
4. Двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем: правовой анализ
4.1. Понятие «инвестиции» в ДИД между РФ и КНР
4.2. «Иностранный инвестор» в ДИД между РФ и КНР
4.3. Понятие «доходы» в ДИД между РФ и КНР
4.4. Понятие «деятельность» в ДИД между РФ и КНР
4.5. Понятие «территория» в ДИД между РФ и КНР
4.6. Режим инвестиций в ДИД между РФ и КНР
Все страницы










4. Национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России и Китае


Как отмечалось выше, источники регулирования ино­странных инвестиций на территории Российской Федерации содержатся как на национальном, так и международно-право­вом уровнях. То есть государство, принимая национальные за­конодательные и другие нормативно-правовые акты, а также заключая (или присоединяясь) международные договоры, создаёт юридический комплекс из двухуровневых юридиче­ских норм и правил, регулирующих на своей территории ино­странную инвестиционную деятельность.

Сперва рассмотрим национально-правовые источники ре­гулирования иностранных инвестиций в России.

Высшей юридической силой в России обладает Консти­туция, образуя основу отечественной системы права. В сфе­ре правового регулирования иностранных инвестиций Кон­ституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципы: национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62); недопустимость принуди­тельного отчуждения собственности без выплаты предвари­тельного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35); отнесение к ис­ключительной компетенции РФ наиболее важных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций: финан­совое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71), внешнеэкономические отношения РФ (п. «л» ст. 71); гражданское, гражданское процессуальное и арбитраж­ное процессуальное законодательство; правовое регулиро­вание интеллектуальной собственности (п. «о» ст. 71); запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения това­ров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 74).

Конституция России (ст.8) гарантирует единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Конституция России определяет: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной ча­стью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем пред­усмотрены законом, то применяются правила международно­го договора» (ч. 1 ст. 15).

Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности, являющейся с точки зрения гражданского зако­нодательства одним из видов предпринимательской деятель­ности, базируется на общих нормативных актах федерального уровня, в той или иной мере регулирующих экономическую деятельность в целом, и инвестиционную, в частности.

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций, разрешаются более общими законами. Это, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации. Правила, уста­новленные ГК, применяются к отношениям с участием ино­странных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, опре­деляя правовое положение участников инвестирования, ос­нования возникновения инвестиционных отношений ответ­ственности и т.д.

Действующий ГК РФ характерен в первую очередь тем, что последовательно закрепляет принципы частного права, како­выми являются: равенство государства в экономической жиз­ни общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. Гражданский кодекс нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать для него благопри­ятные правовые условия. Государственное регулирование, необходимость которого сохраняется и при рыночной эконо­мике, строго предопределяется интересами общества в целом и интересами гражданина.

Важным законом относительно прямых иностранных ин­вестиций, является Федеральный закон № 164 «О лизинге» от 29.10.1998 г.

Наряду с нормами Гражданского кодекса деятельность инвесторов на территории Российской Федерации регламен­тируют также нормы административного законодательства, устанавливающие порядок и процедуру государственной ре­гистрации коммерческих организаций с иностранными инве­стициями и иных организационно-правовых форм инвести­ционной деятельности, а также общие принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений отечествен­ных и иностранных инвесторов с государством и уполномо­ченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами.

К законодательным актам такого рода можно отнести, на­пример, законы «О конкуренции и ограничении монополи­стической деятельности на товарных рынках», «О естествен­ных монополиях», «О рекламе» и ряд других законодательных актов, а также указы Президента РФ и постановления Пра­вительства РФ, регламентирующие, например, порядок ли­цензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, порядок и процедуру государственной регистрации коммер­ческих организаций и другие нормативные правовые акты.

Ключевое место в системе специальных законодательных актов в исследуемой области занимает Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ, который отменил действие Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г.

В 1999 г. был введен в действие ФЗ «Об инвестиционной де­ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в фор­ме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ, который применяется наряду с ранее принятым Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». При этом Закон «Об инвестиционной деятельности» 1991 г. применяется в части, не противоречащей закону, принятому в 1999 г.

Возникает такой естественный вопрос: как же соотносится ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. с ФЗ№ 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений» от 25 февраля 1999 г. и с Законом РСФСР «Об инвестиционной о деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г., который действует в части, не противоречащий последнему.

Два последних законодательных акта, если следовать их преамбуле, направлены на правовое обеспечение инвестици­онного процесса вообще, то есть, стало быть, призваны играть роль lex generalis относительно ФЗ «Об иностранных инвести­циях в Российской Федерации». Исходя из этой логики, сле­дует применять закрепленные в этих двух предыдущих актах нормы для восполнения пробелов в Законе об иностранных инвестициях.

Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25 февраля 1999 г. не яв­ляется lex generalis по отношению к Закону об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г. Этот закон прямо отграничил сферу своего действия вложениями в основной капитал (здания, сооружения и др.), что практиче­ски осуществляется через возведение указанных объектов на основе строительного подряда.

Закон об иностранных инвестициях в РФ от 9 июля 1999 г.— единственный базовый закон, специально посвященный пол­ному исключительному регулированию инвестиционных от­ношений международного характера. Будучи эксклюзивным правовым источником в исследуемой сфере, данный Феде­ральный закон рассматривает юридическое содержание по­нятийной базы инвестиционного права, в частности, впервые в российском законодательстве дается определение прямых иностранных инвестиций.

Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недро­пользовании инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осу­ществления российских иностранных инвестиций, разведки добычи минерального сырья на территории Российской Феде­рации, а также на континентальном шельфе и (или) в преде­лах исключительной экономической зоны Российской Феде­рации на условиях соглашений о разделе продукции.

Проблемы правового регулирования иностранных инве­стиций на основе специального и общегражданского законо­дательства носят комплексный характер.

Б) в Китае

В Китае до 1978 года национально-правое регулирование иностранных инвестиций отсутствовало. Дэн Сяопин с этого времени начал проводить кардинальные экономические ре­формы. Возникла острая потребность в правовых реформах. В Конституцию КНР 1982 г. существенные изменения вноси­лись четыре раза — в 1988, 1993, 1999, 2004 годах. Были приня­ты сотни законов и тысячи подзаконных актов.

В настоящее время право КНР состоит из семи отраслей. Главной из них является конституционное право. Его образу­ют Конституция 1982 года и связанные с ней законы (напри­мер, Закон «О выборах Всекитайского Собрания Народных Представителей и местных собраний народных представите­лей разных инстанций» 1979 года).

Помимо конституционного права в КНР имеются следую­щие отрасли права: гражданское (основной источник — «Об­щие положения о гражданском праве» 1986 г.) и коммерче­ское право (например, Закон «О морской коммерции» 1992 г.), административное право (Закон «Об административном на­казании» 1996 г.), экономическое право (Закон «О патенте» 1984 г.), социальное право (Закон «О труде» 1994 г.), уголовное право (Закон «Об уголовном праве» 1979 г.), судебное (Закон «Об уголовном процессе» 1979 г., Закон «О гражданском про­цессе» 1991 г.) и несудебное процессуальное право (Закон «Об арбитраже» 1994 г.).

В начале реформ из-за того, что правительство не имело опыта в регулировании иностранных инвестиций и относи­лось к ним с осторожностью, Китай не выработал единого закона об иностранных инвестициях, а исходил из принципа «целенаправленного законодательства». Издавались спе­циальные законы или подзаконные акты, применяющиеся к определенной группе инвестиционных отношений. При этом законы об иностранных инвестициях принимались на заседаниях ВСНП. Основным назначением этих законов была регламентация конкретного вида предприятий с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Затем Госсовет КНР принимал акт обеспечивающего характера.

Го Шоукан и Чжао Сювэнь характеризуют «прямые» ин­вестиции как те инвестиции, по которым частное лицо одной страны вкладывает средства в предприятие за границу, и не­посредственно или косвенно контролирует деятельность дан­ного предприятия.

В сфере регулирования иностранных инвестиций 1 июля 1979 года был принят первый правовой акт — Закон «Об экс­плуатации смешанных предприятий, основанных на китай­ском и иностранном капитале» (далее — закон «О смешанных предприятиях на капитале»). Этот закон регулирует учрежде­ние, регистрацию, прекращение, формы организации и де­ятельность смешанных предприятий на капитале. Данный закон не только является первым законом об иностранных инвестициях, но и первым законом о компаниях общего ха­рактера. В соответствии с Законом «О смешанных предпри­ятиях на капитале» иностранные инвесторы получили право вкладывать средства совместного предприятия в КНР. В целях обеспечения осуществления закона «О смешанных предпри­ятиях на капитале» в 1983 году Госсовет принял Положение «Об осуществлении Закона «О смешанных предприятиях на капитале»».

12 апреля 1986 года ВСНП приняло Закон «О предпри­ятиях иностранного капитала». Согласно этому закону ино­странные инвесторы получили право открывать предприятия в КНР самостоятельно. В соответствии со ст. 2 данного Закона предприятие иностранного капитала — это предприятие, соз­данное в Китае полностью на основе капитала иностранного инвестора.

12 апреля 1986 года (то есть в один день с принятием За­кона «О предприятиях иностранного капитала») ВСНП при­няло «Общее положение о гражданском праве». «Общее положение о гражданском праве» можно назвать Граждан­ским кодексом КНР. Пункт 1 статьи 41 Общего положения предусматривает, что смешанные предприятия на капитале, смешанные предприятия на сотрудничестве и предприятия иностранного капитала, учрежденные в пределах КНР, при­обретают статус юридического лица после регистрации в Де­партаменте по промышленности и торговле. Таким образом, статус ПИИ как китайского предприятия с иностранным уча­стием определяется гражданским правом КНР.

В «Общем положении о гражданском праве» 1986 года была предусмотрена возможность создания смешанных пред­приятий на сотрудничестве. Закон «Об эксплуатации смешан­ных предприятий, основанных на китайском и иностранном сотрудничестве» (далее — Закон «О смешанных предприятиях на сотрудничестве») был принят ВСНП 13 апреля 1988 года.

В 1995 году в целях привлечения иностранных инвестиций в нужные для страны отрасли Государственный Плановый Комитет, Государственный Экономический и Торговый Со­вет и Министерство по внешней торговле и экономическому сотрудничеству официально опубликовали переработанное Временное Постановление «Об инструкции по направлению иностранных инвестиций» (далее — «Инструкция»).

«Инструкция» разделила экономические отрасли на четы­ре группы:

1) отрасли с поощрением иностранных инвестиций (на­пример, новые сельскохозяйственные технологии, транс­порт);

2) отрасли с разрешением иностранных инвестиций (все отрасли, которые не предусматриваются в остальных трех группах);

3) отрасли с ограничением иностранных инвестиций (разведка и разработка редко-благородных полезных иско­паемых);

4) отрасли с запретом иностранных инвестиций (напри­мер, создающие угрозу государственной безопасности или общественному интересу).

В дополнение к «Инструкции» Государственный Плано­вый Совет, Государственный Экономический и Торговый Со­вет и Министерство по внешней торговле и экономическому сотрудничеству разработали «Инструктированный каталог отраслей для иностранных инвестиций». В этом документе устанавливается, какие конкретно отрасли считаются отрасля­ми «с поощрением», какие — отраслями «с ограничением», а какие — «с запретом». Каталог часто изменяется в связи с ситуацией в конкретной отрасли. Действующий в настоящее время «Каталог» был утвержден в 2004 году.

Лишь через 14 лет после специального нормотворчества 29 декабря 1993 года был принят закон «О компаниях». Он разделил предприятия на виды по организационно-право­вой форме. Данный Закон действует как в отношении ПИИ, так и в отношении предприятий отечественного капитала. Однако сфера применения закона «О компаниях» совпадает со сферой действия законов о предприятиях с иностранными инвестициями. Во-первых, в соответствии с законами о пред­приятиях с иностранными инвестициями ими могут быть компании с ограниченной ответственностью или акционер­ные компании; во-вторых, все эти законы регулируют учреж­дение, регистрацию, прекращение, форму организации и де­ятельность предприятий. Отличие между ними заключается в том, что Закон «О компаниях» регламентирует компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании, а законы о ПИИ регламентируют предприятия именно с ино­странными инвестициями.

Рассматривая китайское законодательство об иностранных инвестициях, можно выявить две специфические черты:

Первая. В КНР, в отличие от РФ и многих других стран от­сутствует специальный закон об иностранных инвестициях. Иностранные инвестиционные отношения регулирует ряд специальных законов и подзаконных актов. Кроме того, в от­ношении инвестиций действуют нормативные акты обще­го характера (законы: «О компаниях», «О торговых марках», «О векселе», «О внешней торговле»и др.). Таким образом, в целом отношения с иностранными инвестициями в КНР ре­гулируются общегражданским законодательством.

Вторая. К отечественным и иностранным инвестициям применяют разные законы («модель двухрельсового пути»). Например, Закон «О предприятиях на паях» 1997 года регу­лирует деятельность предприятий отечественного капитала, законы «О совместных предприятиях на капитале» и «О пред­приятиях иностранного капитала» регулируют деятельность предприятий с иностранными инвестициями.

В Китае образовался институт права об иностранных ин­вестициях, который охватывает нормы китайского экономи­ческого права, гражданского и коммерческого, а также ад­министративного права. Китайское право об иностранных инвестициях находится в процессе совершенствования. Этот процесс ускоряется и направляется международным правом. В целях эффективного регулирования иностранных инве­стиционных отношений китайское право об иностранных инвестициях необходимо объединить в один закон, который станет основой китайского законодательства об иностранных 4. Двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем: правовой анализ инвестициях

  





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика