Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


«Гражданство Союзного Государства Беларуси и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики
Научные статьи
25.06.14 13:17
Оглавление
«Гражданство Союзного Государства Беларуси и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики
Европейский союз
Содружество Независимых Государств
СНГ
Мигранты в России из стран СНГ
Все страницы

«Гражданство Союзного Государства Беларусии и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики

  

     Для периода конца ХХ в. характерна такая особенность, как коренное изменение устоявшихся стереотипов в политиче­ской жизни и в праве. Прежде всего, следует отметить, что последствия распада СССР привели к поискам компромис­са в решении задач, связанных не только с разделом матери­альных ресурсов и собственности некогда единого государ­ства, но и с необходимостью определения правового статуса его населения. Как оказалось, проще решать юридические проблемы, связанные с правами на недвижимое имущество: недра, землю, заводы, аэродромы и прочее, нежели регули­ровать проблемы получивших, вольно или невольно, право свободного передвижения в поисках лучшей жизни народов постсоветского пространства. Негативные проявления наци­онализма и вооруженных противостояний в новых независи­мых государствах в период разрушения ранее существующей государственной системы привели к многочисленным случа­ям бегства людей из своих домов в поисках мира и спокойной жизни. Трудно в подобных ситуациях утверждать о наруше­нии этими людьми прав иных народов, так как к этому их по­буждали экстремальные обстоятельства. И, в целом, следует учитывать, что на протяжении всей своей истории человече­ство выработало гуманистические правовые нормы защиты беженцев. Не говоря о том, то масса людей в период начала 90-х годов была вынуждена вернуться на свою «историческую» родину, где приходилось также нелегко, так как нужно было начинать жизнь заново.

   Но, оставляя вкратце обозначенные проблемы частной жизни человека, перейдем к большим межгосударственным делам, к правовому оформлению этих отношений. Соглаше­ние о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 г. в Минске. Оно включает в себя нормы, свидетельствующие о наличии перспектив более тес­ной интеграции, не только ввиду содержащихся в них поло­жений «об исторической общности наших народов и сложив­шихся между ними связях», но и гарантии предоставления 12            декабря 1991 г. было принято Постановление Верховного Сове­та РСФСР «О ратификации Соглашения о создании СНГ». В По­становлении Верховный Совет РСФСР обратился ко всем государ­ствам — бывшим союзным республикам СССР с предложением присоединиться к СНГ для взаимовыгодного сотрудничества в ин­тересах всех народов, «гражданам государства и лицам без гражданства, проживаю­щим на территории государства, гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод» (ст. 2). Как отмечает профессор А. А. Головко: «Противоестествен­ный и болезненный для единого народа распад Союза ССР сразу же привел к обратной реакции — созданию Содруже­ства Независимых Государств, т.е. к определенной интеграции бывших союзных республик». Можно отметить, что после 20 лет существования СНГ процесс тесной интеграции в регионе имеет и в наши дни большие перспективы развития.

Следует отметить еще одну историческую особенность. В тот период, когда СССР прекратил свое существование, Ев­ропа во многом последовательно подошла к этапу создания Европейского союза и провозглашению европейского граж­данства. Забегая вперед, можно сказать, что за прошедшее с 1992 г. время (провозглашение европейского гражданства) произошло много политических изменений, как на террито­рии СНГ, так и в Европейском союзе. Наше Содружество, не­смотря на внешние силы, пытающиеся разъединить государ­ства бывшего СССР, остается в том же составе, за исключением Грузии, которая в 2009 г. вышла из состава СНГ, но, хочется верить, не растратила свой человеческий потенциал, являю­щийся наиболее ценным связующим звеном между Грузией и Россией. Что же касается Европейского союза, то его будущ­ность подвергается сомнениям, она неопределенна, несмотря на мощные рычаги давления со стороны административного аппарата ЕС на страны, угрожающие выйти из столь невыгод­ного для них искусственного образования.

Интерес к европейскому гражданству постоянно присут­ствует на страницах научной литературы. Нельзя обойти это понятие кратким комментарием в рамках компаративистики российско-белорусского гражданства. Разработанные по схожему «сценарию», эти институты имеют разный механизм реализации, неодинаковые ресурсы и, наконец, разную бу­дущность.

Как было отмечено, именно в 1992 г. участники Маа­стрихтского договора провозгласили решимость «установить гражданство, общее для граждан их стран». В ст. 8 Договора о Европейском союзе говорится, что «каждый гражданин государства-члена является гражданином Союза». Допол­нительно, в качестве приложения к Договору, была принята Декларация о гражданстве государства-члена Европейского союза, где подчеркивается, что вопрос приобретения и утраты гражданства Европейского союза решается «исключительно на основе национального законодательства соответствующего государства». Можно сделать вывод, что, по своей сути, евро­пейское гражданство является субсидиарным (дополнитель­ным) по отношению к национальному гражданству конкрет­ной страны Европейского союза.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика