Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


«Гражданство Союзного Государства Беларуси и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики - Европейский союз
Научные статьи
25.06.14 13:17
Оглавление
«Гражданство Союзного Государства Беларуси и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики
Европейский союз
Содружество Независимых Государств
СНГ
Мигранты в России из стран СНГ
Все страницы

Возвращаясь к проблемам решения «союзного граждан­ства», следует указать, что среди целей Договора о Союзе Беларуси и России, подписанного 2 апреля 1997 г., предусма­тривается сближение национальных правовых систем и фор­мирование правовой системы Союза (ст.2). Перспективы раз­вития Союза направлены на последовательное продвижение к добровольному объединению государств — участников Со­юза на основе свободного волеизъявлении народов, исходя из конституций государств-участников, а также общепринятых принципов и норм международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя обяза­тельства, вытекающие из Договора и Устава (ст. 3). Одним из важнейших правовых элементов Устава Союза является полу­чение гражданами государств — участников Союза одновре­менно и гражданства Союза (глава IV).

В Договоре 1992 г. указано, что наличие у гражданина одно­го из двух государств гражданства Союза не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства соответствующего государства — участника Со­юза. Помимо прав и обязанностей в отношении соответствую­щего государства, граждане Союза выполняют права и имеют обязанности, которые связаны с гражданством Союза.

Уставом Союза Беларуси и России закреплены следующие права, предоставляемые гражданину «Союзного государства»: свобода передвижения и проживания, как в пределах России, так и Беларуси, при соблюдении законов этих государств (п. «а» ст. 18); право на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства — участника Союза, гражданином которого это лицо является, со стороны дипло­матических учреждений одного государства — участника Со­юза на тех же условиях, что и гражданина этого государства (п. «б» ст.18). Кроме перечисленных прав, Уставом Союза Бе­ларуси и России гражданам Союза, постоянно проживающим в другом государстве Союза, предоставляется право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Таков краткий анализ положений Устава Союзного государства Бе­ларуси и России.

Продолжением развития политического диалога между двумя государствами — Беларусью и Россией — стало под­писание Договора о создании Союзного государства, который после всенародного обсуждения был опубликован в офици­альной российской прессе в октябре 1999 г. и ратифициро­ван сторонами в феврале 2000 г. Какие же изменения были внесены в Договор 1999 года в отношении союзного граждан­ства?

Если в Уставе Союза Беларуси и России 1997 г. отсутствова­ло положение о праве граждан голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в Союзные органы, то в Договоре о создании Союзного государства 1999 г. эта норма нашла свое закрепление: «Граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в органы Союзного государства, а также быть назначенными на любые должности в органах Союзного государства» (п. 7 ст. 14). Договор 1999 г. подтвердил равные права и равные обязанности граждан Союзного госу­дарства, при условии, что иное не предусмотрено законами и соглашениями между двумя государствами (п. 6 ст. 14).

Анализ главы 2 Договора 1999 г. позволяет сделать вывод о том, что его положения в вопросах регулирования союзного белорусско-российского гражданства носят временный харак­тер. Отмечается перспектива принятия в дальнейшем «со­юзного нормативно-правового акта в области гражданства» (п. 5 ст.14) и «введение единого образца документов, удосто­веряющих личность Союзного государства» (п. 8 ст. 14). До разработки единого закона правовое положение граждан Со­юзного государства должно регулироваться национальными нормативно-правовыми актами. При этом нужно указать на явную схожесть многих положений Устава 1997 г. с нормами Маастрихтского договора о создании Европейского союза.

Вместе с тем можно сделать вывод о том, что институт гражданства Союзного белорусско-российского государства исчерпал содержащиеся в европейских нормах паралле­ли в предоставлении прав гражданам и является самостоя­тельным, не имеющем аналогий в европейском праве (как и в международном праве) институтом, предполагающем дальнейшее совершенствование его положений путем при­нятия единого закона. Таким образом, основными этапами развития нормативно-правовой базы Союзного гражданства являются Договор о Союзе Беларуси и России 1997 г. и Дого­вор о создании Союзного государства 1999 г.

Ученые указывали на возможность использования евро­пейского опыта при продвижении интеграционных процес­сов в рамках Содружества. В то же время провозглашенное в начале девяностых годов европейское гражданство остает­ся в неизменном виде. Произошедшие в ЕС в последующие годы изменения: безуспешные попытки введения Договора, устанавливающего Конституцию для Европы 2004 г., а также вступление в силу Ниццкого 2003 г. и Лиссабонского 2007 г. договоров, не изменили сущности европейского гражданства, оставив его в качестве субсидиарного по отношению к нацио­нальному гражданству института.

В определенной степени калькированная у СССР идея федерализма в рамках Европейского союза так и не стала ре­альностью, несмотря на готовность ее приветствовать как за­рубежными, так и российскими научными кругами. «Транс­мировой конституционный процесс» не получил развития. Так называемая Конституция Европы 2004 г., состоящая из 448 статей и более чем 400 страниц, не была принята не только по политическим причинам, но и в силу элементарного несовер­шенства юридической техники, где, например, связанный с институтом гражданства статус беженца не соответствовал общепринятым в международном праве нормам.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика