Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


«Гражданство Союзного Государства Беларуси и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики - СНГ
Научные статьи
25.06.14 13:17
Оглавление
«Гражданство Союзного Государства Беларуси и России во временном контексте: заявление о намерении или перспектива реальной интеграции?» — рассуждение правоведа в аспекте региональной компаративистики
Европейский союз
Содружество Независимых Государств
СНГ
Мигранты в России из стран СНГ
Все страницы

Можно сделать вывод, что при большей разработанности всех перечисленных положений, а также при выполнении на практике обязательств, взятых на себя сторонами, система права на гражданство стран СНГ, безусловно, была бы уни­кальным интегративным явлением в мировой практике. Но приходится констатировать, что далеко не все из перечислен­ных нормативно-правовых актов были имплементированы в национальное законодательство государств СНГ. Многие из них были едва ли не проигнорированы в процессе выстраи­вания линии политического сотрудничества России с государ­ствами Содружества, что впоследствии привело ко многим не­гативным явлениям.

Этот существенный недостаток свидетельствует не только об отсутствии у некоторых политиков видения дальнейших перспектив безопасного сосуществования народов Евразий­ского региона, но и о недостаточной компетентности в поли­тико-юридическом аспекте. Вызывающая тревогу ситуация, связанная с наличием превышающей все разумные пределы численности незаконных мигрантов, является результатом не­достаточно продуманной политики именно в сфере между­народно-правового сотрудничества. Невозможно десятилети­ями игнорировать необходимость своевременного решения проблем населения столь значимого интеграционного поли­тического объединения, как СНГ, в надежде, что проблемы на­селения решатся сами, без государственного участия. Только коллективное усилие по решению подобных вопросов может дать положительный результат в деле защиты прав человека. Нужно учесть, что большинство стран региона ратифициро­вало ряд конвенций в этой сфере, что налагает на них обяза­тельства по их выполнению.

Возвращаясь к конкретным вопросам «союзного строи­тельства», необходимо отметить одну его особенность. Реа­лизация замысла разработчиков таких основополагающих международно-правовых документов, как Договор о Союзе Беларуси и России 1997 г. и Договор о создании Союзного го­сударства 1999 г. осуществлялась более сложным путем, сви­детельствующим о неизбежности решения проблем предо­ставления социальных и политических (избирательных) прав гражданам Союзного государства. Начало нового XXI в. было ознаменовано частичным отступлением России от иницииро­вания многих сторон сотрудничества со странами СНГ и Со­юзного государства. Руководство некоторых стран Содруже­ства активизировало поиски друзей в ином, нероссийском, направлении. При этом интересы собственного населения, не имеющего иной возможности найти более высокооплачивае­мую работу нигде, кроме как в России, а также сохраняющего родственные и дружественные связи с жителями России, не были учтены. Соответственно, в этих странах были приняты законы, не благоприятствующие интеграции с Российской Фе­дерацией.

Перемены происходили и в самой России. Закон о право­вом положении иностранных граждан в СССР 1981 г. со всей очевидностью требовал изменений. Он не был адаптирован к политическим переменам начала XXI в., действующему в России с 1991 г. закону о гражданстве. Процесс разработки и принятия в Российской Федерации в 2000-2001 гг. законов о гражданстве и правовом положении иностранных граждан не был легким. Законодатели обошли стороной факт суще­ствования в арсенале российской правовой базы договоров, касающихся строительства Союзного государства, а также наличие многих международно-правовых соглашений СНГ, затрагивающих институт гражданства. Автор настоящей ста­тьи неоднократно указывала на них в профильном комитете Государственной Думы как на существенные. В целях компа­ративистики приходилось ссылаться на имеющейся Договор России и Испании о равных правах 1996 г., предоставляю­щий испанцам в России и россиянам в Испании многие со­циальные права. Нужно было доказывать, что гораздо важнее предоставить аналогичные права белорусам (обусловленные Договорами 1997, 1999 годов), т.е. гражданам Союзного госу­дарства, в котором находится российская военная база и от­сутствует как таковая граница с Россией, нежели населению Испании, страны, входящей в ЕС и НАТО. Полагаем, что та­кая неспособность к восприятию норм международного права была обусловлена общей неготовностью общества к междуна­родному сотрудничеству в этой сфере.

Законы 2002 г. о гражданстве и правовом положении ино­странных граждан в России провели черту под основными идеями более тесной интеграции государств и народов Со­дружества, Союза Беларуси и России, оставив последующим поколениям законодателей перспективы вносить поправки в уже имеющиеся нормативно-правовые акты. Населению Беларуси и России позже был предоставлен ряд социальных прав. Например, Соглашение между Россией и Беларусью об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси на сво­боду передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства было подписано 24 января 2006 г.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика