Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello
Научные статьи
25.06.14 15:33
Оглавление
Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello
Международное гуманитарное право
Ислам
Шариат
Джихад
Все страницы

Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello

  

   Происходящие в мире политические и геополитические процессы привели к перемещению вооруженных конфлик­тов в регионы, где преимущественно исповедуется ислам, и, как следствие, часто войны ведутся во имя Аллаха. Зако­ны шариата начинают ассоциироваться с терроризмом, со стрельбой по мирному населению, с несоблюдением МГП и с сознательным запугиванием и устрашением общества. Невозможно отрицать, что после 11 сентября 2001 г. ислам стал ассоциироваться у большинства людей с агрессией, же­стокостью и нетерпимостью. Огромное число террористиче­ских группировок используют вырванные из контекста Ко­рана слова не просто в оправдание своих действий, но и для попыток убедить окружающих, что именно вера призывает их к подобным чудовищным деяниям. Стоит отметить, что религия десятками лет использовалась в качестве инстру­мента в руках нечистоплотных политиков, и сейчас такой ре­лигией стал ислам. Зачастую сами террористы оказываются жертвами неверного толкования Священного Писания и сун­ны пророка Мухаммеда.

В то же время, говоря об исламе, нельзя не отметить важ­нейшее значение религиозных предписаний для исламского общества и исламского государства. Целью мусульманина является достижение довольства Аллаха и поклонение Ему в каждом своем действии, включая то, как именно и с кем мусульманин ведет войну. «Я ведь создал людей и джиннов только, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Когда мусуль­манин идет на войну, он действительно ищет довольства свое­го Господа, однако для мусульманина играет огромную роль, будет он вести военные действия, соблюдая нормы шариата, или нет. «Все деяния оцениваются по намерениям» — это ос­новополагающий принцип ислама, и участник войны должен намереваться соблюдать предписания Аллаха: как воевать, когда он имеет право на войну, и как он должен обращаться с неприятелем. Необходима верная трактовка Корана и сун­ны пророка, и ислам своей целью ставит распространение знаний. Более того, дауат (призыв) является обязанностью каждого мусульманина — мужчины. «Обрадуй верующих, ко­торые каются и поклоняются, восхваляют и постятся (или пу­тешествуют), кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (9:112). Кроме того, в самом Коране ука­зывается на то, как должен быть совершен призыв: «Призывай на путь Господа твоего с мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними посредством того, что лучше» (6:25).

Данная работа направлена на сопоставление принципов МГП и принципов ислама в доказательство того, что обе эти парадигмы исходят из общих начал гуманности и направ­лены на защиту жертв войны. Ислам, как и любая религия, призывает к добру и милосердию. Подобно тому, как и несо­блюдение МГП не означает отсутствие защиты в вооружен­ном конфликте, несоблюдение основополагающих принци­пов исламского права не означает законность и религиозную оправданность действий, совершаемых под именем Аллаха. «Защита человеческой жизни и достоинства, имущества че­ловека — это универсальные принципы ислама, которые появились значительно раньше, чем МГП»,— верно отметил сирийский специалист по исламу Вабех эль-Зухили, который считается авторитетом в области исламского права. Распро­странение знаний о правилах ведения войны в исламе явля­ется важнейшим направлением в наше время в силу особых вызовов современности.

«Я думаю, что мы всегда должны сосредотачивать внима­ние на общих ценностях, а не на различиях в поведении лю­дей, исповедующих различные религии, особенно в услови­ях нарастающего конфликта. Если бы мы больше внимания уделяли плодам — подлинным плодам религии — и пользе, которую они приносят, в мире было бы меньше разногласий, больше взаимопонимания и терпимости. Было бы очень по­лезно заниматься популяризацией этих ценностей и норм в условиях любого конфликта или войны, и тогда бы проведе­ние людей на войне и их действия больше бы соответствовали предписанным правилам, а соблюдение минимальных гума­нитарных норм было бы обеспечено даже при самых ужасных обстоятельствах».

Стоит отметить, что большинство правил ведения войны указаны не в самом Коране, а в сунне пророка, однако это не делает эти законы необязательными для мусульман. Более того, Пророк в своих словах указывал на правила поведения для мусульман (адабы), давая более детальное толкование ос­новным принципам, указанным в Коране. Также имеет значе­ние то, что МГП — относительно молодая отрасль междуна­родного права, в то время как шариат, представляющий собой свод норм, регулирующий широкий круг отношений, в том числе вопросы войны, — существует уже 14 веков. В отличие от международного права, исламское право не выделяет право войны, оно рассматривается в целом, без подразделения на международное гуманитарное право. Участие в боевых действиях чаще всего изучается в разделе сийара и джихада. Сийар регулирует взаимоотношения между исламскими и други­ми государствами, особенно во время войны, в том числе во время вооруженных конфликтов, происходящих в исламском мире. Эти нормы — составная часть внутреннего права и явля­ются обязательными для мусульманских государств.

Jus ad bellum и ислам

Хотя первым международным документом, касающимся за­прета войны, является Пакт Бриана-Келлога 1928 г., тем не ме­нее переломным моментом в вопросе войны стал Устав ООН 1945 г., который запретил угрозу силой или ее применение, за исключением случаев индивидуальной или коллективной самообороны и применения силы по решению Совета Без­опасности ООН Данная норма закрепляет «правомерную войну», ситуации, когда государство имеет право на воору­женный конфликт. Русский юрист Ф. Ф. Мартенс определяет jus ad bellum как «совокупность юридических норм, опреде­ляющих применение силы в открытой борьбе между государствами». С этой точки зрения мы можем говорить о jus ad bellum в исламе.

Война в исламе является крайней мерой, Пророк сказал: «Не стремитесь сразиться с врагом. Просите Бога о защите от зла...». Ислам не принял войну в качестве национальной по­литики, метода разрешения конфликтов. Как уже разъясня­лось выше, война признается законной лишь в случае крайней необходимости.

Прежде чем объявить войну или джихад, неприятелю дол­жен быть предоставлен выбор одной из трех возможностей: ислам как залог мира; восстановление добрососедских отно­шений или заключение мирного договора либо война, если неприятель преисполнен решимости сражаться. Говоря об объявлении войны, важным является то, что в исламе войну объявить может лишь правитель государства, и война долж­на быть обязательно объявлена. Современное международное право также обязывает объявлять войну. В соответствии со ст. 1 III Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной вой­ны 1907 г. состоянию войны обязательно должно предшество­вать предупреждение в форме обоснованного объявления во­йны или ультиматума с условным объявлением войн. Хотя эта норма сохраняется в современном международном праве, но не может рассматриваться как обязательное условие.

Существует мнение, что именно ислам повлиял на обще­признанную доктрину объявления войны, которая стала частью рыцарских кодексов во времена крестовых походов, пройдя через христианскую церковь, развилась и закрепилась в современном международном праве. Отмечается влияние ислама на труды Гуго Гроция в вопросах войны .

 





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика