Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello - Международное гуманитарное право
Научные статьи
25.06.14 15:33
Оглавление
Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello
Международное гуманитарное право
Ислам
Шариат
Джихад
Все страницы

В исламе рассматриваются три вида ситуаций, делающих законным применение военной силы, а именно:

1.       Агрессия — коллективная или индивидуальная — про­тив мусульман как проповедников ислама, попытка склонить их к апостасии либо развязывание войны против мусульман.

«Дозволено (сражаться) тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены.» (22:39) и «И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение!.» (2:191).

При этом стоит отметить, что Коран не всегда верно тол­куется в части борьбы с иноверцами. Зачастую этот аят из Корана применяют как легализацию насилия по отношению к иноверцам, однако более детальное изучение Корана указы­вает нам на другой аят, посвященный дозволенным случаям борьбы с иноверцами. В Коране сказано: «Аллах не запре­щает вам творить добро и проявлять справедливость по от­ношению к тем немусульманам, кто не сражался с вами из- за вашей религии и не изгонял вас из ваших жилищ,— ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает это только по отношению к тем, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему из­гнанию» (60:8-9). По мнению комментаторов Корана, этот аят не считается отмененным, на это указывает то, что в нем содержится недвусмысленное исключение: «кто не сражался с вами из-за вашей религии и не изгонял вас из ваших жи­лищ». Поэтому к каждому, кто попадает под категорию тех, кто не сражается с мусульманами из-за религии, необходимо проявлять благо.

В современном международном праве запрещение агрес­сии имеет значение общепризнанного и общеобязательного для всех государств принципа, который закреплён в Уставе ООН. Так, Устав ООН обязывает её членов разрешать все свои споры только мирными средствами, не допуская никаких ис­ключений из этого принципа, и воздерживаться в своих меж­дународных отношениях от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или политиче­ской независимости любого государства или каким-либо дру­гим образом, несовместимым с целями ООН (ст. 2). Таким же образом относится к агрессии и ислам, запрещая ее и пред­усматривая самооборону как ответ на агрессию.

2.       Помощь жертвам несправедливости, будь то отдельные лица или группы.

«И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Вы­веди нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»?» (4:75).

Можно сопоставить данное положение с деятельностью Совета Безопасности ООН при существовании любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Деятель­ность Совета Безопасности по поддержанию мира и безопас­ности заключается в определении тех или иных санкций про­тив государств-нарушителей (в том числе военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне кон­фликта .

3.       Самооборона и отражение нападения на отчизну.

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте,— поистине, Аллах не любит пре­ступающих!» (2:190).

Данное положение не противоречит нормам современно­го международного публичного права, а именно ст. 51 Устава ООН. Международное право признает неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону, также как и ислам.

Индивидуальная самооборона в международном праве рассматривается как ответные вооруженные действия госу­дарства, предпринимаемые им для восстановления своей по­литической независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нарушенных вооружённым нападени­ем другого государства.

Говоря о законной войне, стоит все же сказать, что война — это крайняя мера, и международное право призывает к мир­ному урегулированию споров и перемирию сторон. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора (ст. 3). I Женев­ская Конвенция 1949 г. (далее — ЖК I) также предусматрива­ет рекомендацию заключать перемирие: «Каждый раз, когда это позволят обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные со­глашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими» (ст. 15).

Ислам призывает к перемирию и стремлению примирить воюющие стороны. «Если две группы верующих вступают в сражение [между собой], то примирите их. Если же одна из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь против той, которая несправедлива, пока она не признает ве­ления Аллаха. Когда же она признает, то примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, Ал­лаху угодны справедливые» (49:9). В случае если сторона пред­лагает перемирие, мусульманская сторона обязана на него согласиться. «А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них» (4:90).

Суммируя, можно сделать вывод, что законной войной в исламе считается война справедливая, ведущаяся против тех, кто воюет с мусульманами. Прежде всего, речь идет о войне в качестве самообороны. И можно отметить, что современное международное право выделяет те же условия для законной войны. Кроме того, исламское право перекликается с совре­менным международным правом в том, что касается призыва урегулировать споры мирными средствами, заключать пере­мирие, и соглашения о прекращении огня. Война и в ислам­ском праве, и в международном праве является незаконной во всех случаях, кроме ограниченных случаев самообороны, предотвращения агрессии и борьбы с режимами, нарушаю­щими права человека.

Джихад

Для того чтобы осветить данный вопрос, необходимо вначале дать правильное определение джихада, процитировав следу­ющие слова Шейха Атийи Сакра, бывшего главы Комитета по Фатвам Аль-Азхара: «Джихад — одно из наиболее неверно понимаемых явлений в исламе. Многие мусульмане не име­ют правильного представления о джихаде, есть также те, кто эксплуатирует его и злоупотребляет положениями о ведении джихада для достижения собственных политических целей. Есть также немусульмане, которые неправильно истолковыва­ют его для дискредитации ислама и мусульман.

Именно по этой причине, вследствие непонимания его ис­тинного значения, понятие джихада и его правила столь часто применялись неправильно. Слово "джихад" произошло от арабского "джахд", означающего старание. Муджахид — тот, кто идет по пути Аллаха и прилагает для этого все свои уси­лия вплоть до полного утомления. Джихад, таким образом, означает приложение всех сил для достижения желаемого или "предотвращения нежелательного". Джихад никогда не был инструментом ведения войн против невинных. Он ни­когда не был средством запугивания или устрашения слабых и угнетенных. В исламе джихад — единственное в своем роде положение, установленное для защиты Божественного Посла­ния от уничтожения врагами и нанесения ему вреда.

В действительности джихад — это не только война. Джи­хад бывает нескольких видов: джихад на поле боя, джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба каждого му­сульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, джихад своими познаниями, джихад мате­риальными средствами».

Таким образом, мы видим, что джихад, прежде всего,— это усердие для достижения милости Аллаха, продвижения религии и борьба с собственными недостатками. Объявляя же военный джихад, мусульманин берет на себя огромную от­ветственность. Есть достоверный хадис, указывающий на важ­ность намерения в совершении джихада: «Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения (на Суд), будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Он даст знать ему о Своих дарах, и он при­знает их. (Всевышний) скажет: "И как ты распорядился ими?" И тот ответит: "Я сражался за Тебя, пока не умер мучениче­ской смертью". Но скажет (Всевышний): "Ты лжешь. Ты дей­ствительно сражался, но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили". И потом будет нацелено протащить его лицом вниз к Огненному Аду и сбросить туда» .

 





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика