Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello - Ислам
Научные статьи
25.06.14 15:33
Оглавление
Ислам и современное международное гуманитарное право: вопросы jus ad bellum и jus in bello
Международное гуманитарное право
Ислам
Шариат
Джихад
Все страницы

Jus in bello и ислам

Ислам регламентирует все процессы жизнедеятельности че­ловека, включая правила ведения войны. Стоит особо отме­тить, что исламские принципы ведения войны были довольно развиты для своего времени и достаточно широко примени­мы. Кроме непосредственно сунны пророка Мухаммеда есть и другие примеры гуманности мусульман во время вооружен­ного конфликта.

Самым ярким примером является Салах адДин, кото­рый захватил Иерусалим в 1187 г. Он известен тем, что его сол­даты не убили и не обошлись жестоко ни с одним из жителей. Чтобы следить за этим, Салах ад-Дин поставил специальные патрули для защиты христиан. Впоследствии он освободил богатых пленников за выкуп, а бедных — просто так. Кроме того, Салах ад-Дин гарантировал привилегии и неприкосно­венность христианских паломников, посещающих Иеруса­лим. Салах ад-Дин разрешил врачам из армии противника приходить и лечить своих раненых соотечестенников, а потом возвращаться в свой лагерь. Он отправил собственного врача к Ричарду Львиное Сердце, когда его противник был болен и нуждался в медицинской помощи.

В 1280 г. в Испании в период арабского владычества был написан «Викайят» — свод законов войны, запрещающий убивать женщин, детей, стариков, сумасшедших, больных и парламентеров. Он также запрещает наносить увечья по­бежденным, отравлять ядом стрелы и источники воды.

Ранние мусульманские договоры в сфере международного права можно наблюдать с IX в. Они касались исламской эти­ки, экономического права, права вооруженных конфликтов, и освещали такие институты современного международного права, как право договоров, право дипломатических сноше­ний, права заложников, беженцев, военнопленных.

Таким образом, мы видим, что основные принципы МГП соблюдались не только при пророке Мухаммеде, но и после его смерти.

Для мусульманина является особо важным соблюдение всех предписаний ислама при совершении любых действий, включая военные действия. В одном из посланий команду­ющему его армиями Саиду ибн Абу Вакасу Омар20 ибн аль- Хаттаб писал: «Приказываю тебе и тем, кто тебя сопрово­ждает, без нужды не утеснять ваших врагов, ибо грехи армии страшнее неприятеля. Мусульмане побеждают, потому что неприятель ослушался Господа, а иначе нам бы их не побо­роть, потому что их больше, и вооружены они лучше. Если бы мы грешили так же, как неприятель, он был бы сильнее нас. Нам надо показать превосходство наших ценностей и добрых дел, а силой нам его не одолеть. Никогда не говорите, что враг хуже вас, и тогда он никогда нас не победит, даже если мы пре­ступим закон, так как на многих людей совершали нападение и порабощали их те, кто хуже них».

Следует подробнее остановиться на отдельных принципах международного гуманитарного права, аналогичных закре­пленным в исламе.

В первую очередь необходимо отметить разграничение между комбатантами (сражающимися) и гражданскими ли­цами (несражающимися), поскольку именно это определяет их статус, а, следовательно, и право или запрет посягать на их жизнь. Необходимо строго соблюдать различие между комба­тантами и гражданским населением, с тем чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий. Принцип проведения различий является наибо­лее важным в современном МГП22. В исламе также является важным данное разграничение, что подтверждается Кораном и сунной пророка. «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сра­жается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы] » (2:190).

Несмотря на многотысячелетнюю историю войн, опре­деление сражающихся (комбатантов) было сформулировано лишь в 1907 г. на 2-й Гаагской конференции в Конвенции о за­конах и обычаях сухопутной войны. Лишь тогда, после долгих дискуссий, были установлены критерии, с помощью которых можно было отличить комбатантов от других участников во­оружённых конфликтов (ст. 1):

«Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим ус­ловиям:

1)       имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2)       имеют определённый и явственно видимый издали от­личительный знак;

3)       открыто носят оружие;

4)       соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в её состав, понимаются под наименованием армии» (ст. 1).

Ислам также предусмотрел определенные критерии для того, чтобы человек имел право стать комбатантом. Прежде всего, это должен был быть взрослый человек старше 15 лет, не имеющий долгов и участвующий в вооруженном конфликте по доброй воле. Кроме того, он был обязан иметь разреше­ние своей семьи на участие в конфликте. Данные положения содержат более высокий порог для участия в вооруженном конфликте, чем те, что мы имеем в наши дни, поскольку за­частую жертвами вооруженных конфликтов являются близ­кие участников вооруженных конфликтов, потерявшие своих родных, или не имеющие возможности с ними связаться. Так, в деле «Кипр против Турции» было решено, что молчание властей относительно состояния удерживаемого лица может быть квалифицированно как бесчеловечное обращение, на­правленное на родственников удерживаемых лиц.

Нормы МГП обеспечивают «специальной защитой» опре­деленные категории лиц, являющиеся наиболее уязвимыми в вооруженном конфликте. А именно: женщины (ст. 76 До­полнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (далее — ДП I)), дети до 15 лет (ст. 77 ДП I), больные из гражданского населения (ст. 17 ДП I) и журналисты (ст. 79 ДП I). Подобные положения содержатся в исламе. Один из наи­более известных хадисов гласит: «Иди вперед во Имя Божье, с Божьей Помощью и блюди религию Пророка Аллаха. Не убивай старика, ребенка или женщину, не присваивай неза­конно добычу, собирай свои трофеи и делай добро, потому что Аллах любит добродетельных».

Руководствуясь наставлениями Пророка, Абу Бакр неодно­кратно отдавал своему военачальнику Язиду ибн Али Суфиа- ну приказы следующего содержания: «Я даю тебе десять пред­писаний: Не убивай женщину, ребенка или старика, не руби плодовые деревья, не приводи в негодность пустующие земли, забивай овец, коров и верблюдов только для прокорма, не жги финиковые пальмы и не заливай их, не совершай гулул и не проявляй трусость».

 





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика