Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое государство как сущностное выражение демократии
Научные статьи
26.06.14 13:10

вернуться

   Правовое государство как сущностное выражение демократии


  
   Мировое сообщество признало, что правовое государство — это самая прогрессивная форма жизнеустройства современ­ного человечества, наиболее многосторонне выражающая институты демократии. Поэтому закрепление в Конститу­ции постсоветской России 1993 г. ее статуса в качестве «де­мократического федеративного правового государства» (ст. 1) является исторически правильным и приемлемым в определении вектора развития России в мировом сообще­стве. Однако всякому непредвзятому человеку очевидно, что между правовыми нормами Основного закона страны и ее повседневной реальностью имеется заметная дистанция. Исторически это объясняется продолжающимся переход­ным периодом от одного типа государства к другому. По мнению некоторых исследователей, наша страна все еще на­ходится на начальном этапе постсоветского периода. А с по­зиции правовой науки эта дистанция объясняется тем, что Конституция, закрепляя систему общепринятых в силу сво­ей полезности и разумности ценностей, в том числе модель демократически-правовой государственности, являет собой не констатацию реальности, а идеал (должное), к которому необходимо стремиться. Поэтому, по мнению доктора юри­дических наук, профессора Л. С. Мамута, «Основной Закон выполняет, в частности такие роли: он служит ориентиром, который указывает общее направление процесса формиро­вания и совершенствования российского демократически- правового государства. Являясь вместе с тем критерием от­бора средств и методов, необходимых для осуществления данного процесса, он выступает главнейшей легальной опо­рой критики и акций по устранению дефектов в структуре и деятельности институтов государства и занятых в нем лиц; он работает в качестве стимулятора законосообразного пове­дения и подъема политической и правовой культуры граж­дан, госслужащих, должностных лиц всех рангов, общества в целом».

Но до воплощения в правовую норму Конституции идея правового государства прошла длительный исторический путь. Уже первые разработчики концепции правового го­сударства отталкивались от сущности естественного права как совокупности таких социальных норм, цель которых за­ключалась в защите и расширении свободы людей. Эта суть естественного права вытекает из социальной природы, есте­ства человека, созданного быть свободным. Также принцип разделения власти на самостоятельные ветви в концепции правового государства, как гарантия против злоупотребле­ния властей, представляет возможность обеспечения госу­дарством основ демократии. Связывая такую модель госу­дарственного обустройства с правовым законом, мыслители вкладывали в нее гуманное, морально-этическое содержа­ние. Ибо такие законы государства требуют от людей вести себя или пользоваться свободой так, чтобы не ограничивать права и свободы других людей. Только тогда отношения в обществе могут приобрести гармоничный характер. Таким образом, в совокупности общественно-политическая мысль в понятие правового государства вкладывала его социаль­ную ориентированность. То есть оно должно быть полезным, в первую очередь, для общества и людей. Этот краткий обзор формирования идеи правового государства свидетельствует, что человеческая мысль издавна искала ответ на вопрос: ка­кова взаимосвязь человека, общества, государства и права? И логически вытекал новый сакраментальный вопрос — ка­кое государство может быть оптимальным, позволяющим разумно и гуманно (демократически в соответствии с совре­менными взглядами на общественное развитие) соотносить все названные социальные институты — человека, общество, государство и право.

В наше время многими странами правовое государство воспринимается как наиболее оптимальная, т.е. наиболее приемлемая, лучшая из возможных, наиболее благопри­ятная модель. Такое содержание вкладывается в это слово в XX в. Действительно, как показала история прошлого века, другие модели демократически организованного государ­ства, в частности, коммунистическая концепция и попытки ее воплощения, оказались утопичными для современного человечества. И пока другой, более приемлемой модели для прагматичного, ставящего в ряду главных материальные ценности человеческого сообщества, кроме правового госу­дарства, не придумано. Ибо оно направляет все структуры власти на защиту законных прав и интересов каждого чело­века, и, соответственно, на возможность реализации каждым человеком своих законных прав и интересов.

В литературе бытует мнение, что главным показателем правового государства является верховенство закона. Поэто­му правовое государство связывают с государством, которое, прежде всего, само подчиняется праву. По мнению одного из последовательных разработчиков современной концепции правового государства доктора юридических наук, профес­сора Ф. М. Раянова верховенство закона — это не основная характеристика правового государства, а внешняя, второ­степенная. Действительно, государство, как организация политической власти, есть продукт исторического развития общества. Поэтому правовое государство, как оптимальная модель современного общественного развития, должно быть сформировано на подлинно демократической основе. Имен­но поэтому Ф. М. Раянов главный сущностный показатель правового государства связывает с демократичностью госу­дарственной власти: «Другими словами, в правовом государ­стве главное не столько в том, что государство, его органы и должностные лица действуют в рамках законов, а в том, что цели, преследуемые ими при этом, полностью соответствуют интересам государствообразующего народа». Поэтому соз­дание правового государства требует развитого гражданско­го общества, правовой культуры всех слоев населения, при­знания и утверждения в общественном мнении приоритета общечеловеческих ценностей, эффективной рыночной эко­номики, действительного соответствия внутригосударствен­ного законодательства нормам международного права и об­щепризнанным принципам, развития независимого суда как самостоятельной ветви власти, когда любой человек может через правосудие защитить свои законные права и интересы, восстановить правовую справедливость. В этом первоначаль­ном ряду предпосылок правового государства в наши дни, на наш взгляд, значительную и действенную роль государствоо-образующей силы играет наличие в обществе третьего клас­са — той части населения, которая живет за счет производи­тельного материального и интеллектуального труда и в силу этого глубоко заинтересована в стабильности и прогрессе во всех сферах жизни. Насколько мощным будет в обществе этот социальный слой, настолько действенной будет сила влияния государствообразующего народа на степень демо­кратичности политической организации власти.

В целом, уровень развития современного государства оценивается тем, в какой степени оно обеспечивает челове­ку возможность реализации им основных, конституционных правовых норм. Защищенность законопослушного, поря­дочного в морально-этическом плане человека в наши дни проявляет себя как одна из главных социальных ценностей на пути прогресса. Главным гарантом, способствующим ре­ализации такой меры свободы человека в обществе, остается правовая модель государства.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика