Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Механизм активации нормативного правового акта - Действие закона, введение в действие нормативного правового акта
Научные статьи
26.06.14 13:17
Оглавление
Механизм активации нормативного правового акта
Действие закона, введение в действие нормативного правового акта
Подготовка закона к действию, механизм активации нормативного правового акта
Все страницы

В российской теории закона подобного термина не было выработано, однако само это обозначенное им явление суще­ствует. По общему правилу, если говорить о законах, то этот период равен десяти дням, если в законе не установлен иной срок. Но, что касается других нормативных правовых актов, то установление такого срока отнесено к компетенции право­творческого органа. Большинство нормативных правовых актов в Российской Федерации вступает в силу с момента их опубликования, что автоматически препятствует проведению мероприятий по подготовке действия этих актов, введению их содержания в действие. Подобный интервал времени должен охватывать все средства, направленные на подготовку норма­тивного правового акта к действию, составляющие механизм его активации.

С. В. Бахвалов предложил следующие механизмы, охваты­вающие полный жизненный цикл закона: «I этап: 1) механизм разработки текста закона; 2) механизм принятия закона; 3) механизм обнародования закона; II этап 4) механизм начала действия закона; 5) механизм внесения изменений в закон; 6) механизм приостановления действия закона; 6) механизм прекращения действия закона». На наш взгляд, не рассуж­дая о достоинствах или недостатках подобной классифика­ции, важно было бы ввести промежуточный этап подготовки нормативного правового акта к действию (реализации), вклю­чающий механизм активации нормативного правового акта. В одном из своих значений механизм понимается как совокуп­ность состояний и процессов, из которых складывается какое- либо явление6, и, с другой стороны, механизм это — внутрен­не устройство, система чего либо.

Под механизмом активации нормативного правового акта понимается комплекс взаимосогласо-ванных средств правово­го и не правового характера, осуществляемых государством, органами и должностными лицами государственного аппара­та, имеющих своим назначением цель подготовить норматив­но-правовой акт к реальному, обеспеченному действию.

Социально-психологические средства, включаемые в ме­ханизм активации вводимого нормативного правового акта, рассчитаны на правовое информирование и пропаганду, рас­крытие для адресатов целей вводимого акта, приобретение адресатами знания норм вводимого акта, привитие установки действовать в соответствии с вводимым актом, создание со­ответствующей мотивации. Основным средством, с которого и начинается механизм активации, является опубликование (обнародование) нормативного правового акта. Все меропри­ятия (средства), включенные в этот блок, призваны формировать правовое сознание адресатов вводимого нормативного правового акта. Сюда же включаются не только информаци­онные, но и просветительские мероприятия, направленные на правовое образование и воспитание с учетом вводимого акта и на своевременное изменение образовательных стандартов и учебно-методической базы. По сути, мероприятия данного блока рассчитаны на правовую социализацию и адаптацию, которая не должна заканчиваться на определенном этапе со­циализации личности, но продолжаться всю его сознательную жизнь, постоянно модернизируя правовое сознание индивида в связи с введением в действие новых правовых актов.

Как пишет В. М. Шафиров, должно стать правилом, что­бы в числе мер, предусмотренных для введения в действие нормативно-правового акта, обязательно предусматривался перечень образовательных, просветительских мероприятий, позволяющих подготовить население к принятию и осу­ществлению адресованных им принципов и норм права. Их следует закреплять в законе (ином правовом нормативном документе) о введении в действие конкретных нормативно­правовых актов.

Активация нормативного правового акта здесь должна со­стоять из: разработки и изменении образовательных программ с учётом положений вводимого акта; издания новых редакций учебников, пособий и хрестоматий; корректировки учебных планов образовательных учреждений; организации специ­альных курсов и проведения специальных семинаров; органи­зации курсов повышения квалификации работников сферы юридического образования и т.п. Причем данные мероприя­тия должны реализовываться в каждом конкретном случае вве­дения в действие нового нормативного правового акта.

Отдельно должны осуществляться рекламные меропри­ятия, направленные на подготовку введения нормативного правового акта в действие, как процесс донесения информации от законодателя до целевой аудитории (адресатов) вводимого акта посредством медиаканалов или иными способами. Рекла­ма вводимых нормативных правовых актов и/или их отдельных положений, по сути, является разновидностью некоммерче­ской социальной рекламы, направленной на изменение моде­лей общественного поведения в вводимых таким актом рамках и привлечение к такому акту внимания адресатов.

Также одним из средств по активации нормативного пра­вового акта должна являться правовая агитация, под которой можно понимать устную, печатную и наглядную информа­ционную деятельность, воздействующую на правовое созна­ние и настроение адресатов с целью побудить их к активному осуществлению правовых положений или другим действиям в рамках вводимого нормативного правового акта.

Считаем, что необходимо составлять памятки, мето­дические рекомендации и инструкции к нормативному правовому акту. Между прочим, инструкция в переводе с латинского языка означает распоряжение, издаваемое ад­министративной властью во исполнение или в дополнение и развитие закона, а равно определяющее образ действия должностных лиц.

В XIX веке подобные средства информирования приме­нялись повсеместно. Сегодня инструкции к законам должны быть снова использованы в полную силу и уже есть, правда единичные, примеры. Например, на сайте МВД РФ разме­щена памятка в помощь гражданину о федеральном законе «О полиции». Или, например, с целью своевременного ин­формирования учащихся, родителей, учителей и руководи­телей общеобразовательных учреждений о положениях фе­дерального закона № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе­дерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» разработан плакат о реализации положений данного закона.

Важнейшими средствами по активации опубликованного, но не вступившего в силу нормативного правового акта долж­ны стать мероприятия, направленные на его толкование и ин­терпретацию. Толкование целесообразно использовать как одну из мер по введению акта в действие, где правотворческий орган наряду с принятием нормативного правового акта при­нимал бы инструкции по применению или использованию акта в его дополнение и толкование. В таком случае под дан­ными инструкциями понимаются документы, акты аутентич­ного толкования, содержащие правила, указания или руко­водства, устанавливающие порядок и способ осуществления толкуемых нормативно-правовых актов, исходя из их смысла и содержания.

Организационно-управленческие средства, входящие в механизм активации вводимого нормативного правового акта, связаны с тем моментом, что введение нормативного правового акта в действие, по сути, является деятельностью, которая, в свою очередь, происходит по определенным пра­вилам и является деятельностью регламентирующей и орга­низующей, институциональной по своей сути. Соответствен­но, должны быть предусмотрены соответствующие субъекты осуществления этой деятельности. И основными субъектами этой деятельности должны являться все государственные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также органы, осуществляющие локальное регулирование в отношении вводимых актов соот­ветствующего уровня.

Основное назначение средств данного блока — это орга­низация исполнения вводимых нормативных правовых актов, причем организация не последующего исполнения и реа­лизации, а предварительная подготовительная организация фактического исполнения и реализации положений вводимо­го акта. И естественно, что основная нагрузка по осуществле­нию этих мероприятий ложится на органы исполнительной власти, так как функция последней «состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направлен­ной на исполнение правовых актов, принятых непосредствен­но народом или его представительными органами».

Организационно-управленческая деятельность по введе­нию нормативного правового акта в действие предполагает организационно-исполнительную и организационно-рас­порядительную деятельность государственных органов и их должностных лиц, контроль управляющих структур за над­лежащим исполнением закона различными звеньями управ­ленческого аппарата, служащими государственных органи­заций.

Часто для того, чтобы ввести тот или иной нормативный правовой акт в действие, требуется создание определенных властных институтов, изменение структуры органов различно­го уровня власти, организации и реорганизации учреждений, изменения штатного расписания, повышение квалификации кадров, совершенствование каналов взаимодействия и связей структурных подразделений органов и организаций, налажи­вание системы межведомственного взаимодействия, взаимо­отношений с другими органами (организациями), разработку 10 планов реализации вводимого нормативного правового акта и т.д. Так, «органы исполнительной власти призваны своевре­менно издавать правовые акты, обеспечивающие реализацию законов; выделять необходимые материально-финансовые средства для реализации закона; осуществлять организаци­онно-управленческие мероприятия в соответствии с законом; совершенствовать правозащитные процедуры и деятельность правоохранительных органов; контролировать результаты действия закона и готовить предложения по его совершен­ствованию; осуществлять сбор и давать оценку информации о реальных изменениях в регулируемой сфере» .

Таким образом, создание институциональной и органи­зационной базы становится существенным для реализации положений вводимого нормативного правового акта. Напри­мер, зачастую новый нормативный правовой акт предполага­ет создание или модернизацию исполнительных органов или распределение полномочий между различными органами в свете принимаемого акта. Организация реализации поло­жений вводимого акта должна быть осуществлена в ряду ак­тивационных мероприятий до вступления акта в силу.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика