Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Механизм активации нормативного правового акта - Подготовка закона к действию, механизм активации нормативного правового акта
Научные статьи
26.06.14 13:17
Оглавление
Механизм активации нормативного правового акта
Действие закона, введение в действие нормативного правового акта
Подготовка закона к действию, механизм активации нормативного правового акта
Все страницы

Наш пункт приема макулатуры предлагает вам избавиться от бумажного хлама. Для сдачи бумажных отходов Вы должны найти приемку, где можно продать макулатуру. Приемка макулатуры вся  подробная информация на сайте http://kupi-othod.ru

Также часто подчеркивается, что «плохая конкретизация законодательных предписаний ограничивает действие закона, затрудняет активность его адресатов» ; «признание формул действия на основе и во исполнение закона на практике далё­ко не всегда сопровождается реальной перестройкой в соот­ветствии с ними действий и актов исполнительных органов, органов управления. То игнорируются законы в целом или их отдельные положения, то допускаются прямые нарушения за­конодательных норм, то не принимаются акты в их развитие и не изменяются или не отменяются устаревшие акты, то от­ношение к закону и реагирование на него наблюдается с опоз­данием, от случая к случаю. В итоге подрыв авторитета закона и преувеличенная роль подзаконных актов ослабляют эффект правового регулирования и воздействия на происходящие процессы и объекты управления» .

Как отмечал в бытность первым заместителем председа­теля Правительства Российской Федерации И. И. Шувалов, человек, который не понаслышке знаком с деятельностью главного органа исполнительной власти в стране: « ... эффек­тивное осуществление законов связано с принятием подза­конных актов, обеспечивающих их действие и реализующих установленную законодательством компетенцию Правитель­ства Российской Федерации». Причем, по его мнению: «Для решения этих вопросов и эффективной реализации законов необходимы планомерная работа и согласованные действия парламента и Правительства Российской Федерации, с тем чтобы одновременно с законом готовились проекты подза­конных актов, обеспечивающих применение данного закона на практике» .

Следует согласиться с этим высказыванием, ибо, по на­шему мнению, эту деятельность необходимо осуществлять одновременно и параллельно с введением нормативного акта в действие, чтобы вместе с законом готовились проекты под­законных актов, а не после вступления нормативного акта в силу, тем самым фактически оставляя его без конкретиза­ции, а, следовательно, и без реализации.

Примером деятельности по введению акта в действие, на приведение его к реальному осуществлению, активации его положений, правда, после его вступления в силу, служит издание административного регламента, представляющего официальный документ, регламентирующий предоставле­ние государственными органами услуг гражданам и органи­зациям.

Также в рассматриваемый блок мероприятий должны быть включены и различные согласительные и координаци­онные мероприятия, направленные на активацию вводимо­го нормативного правового акта. Осуществление различных координационных и согласительных мероприятий, призван­ных предупредить возникновение спорных (коллизионных) вопросов при вступлении вводимого нормативного право­вого акта в силу. В качестве таких мероприятий необходимо использовать, например, различные согласительные проце­дуры.

К примеру, в конституционном праве под ними понима­ется регламентированная законом совместная деятельность субъектов конституционно-правовых отношений по устране­нию возникающих между ними разногласий на взаимопри­емлемой (компромиссной) основе. Важно отметить превен­тивную функцию согласительных процедур. «Согласительные процедуры, используемые в федеральном законодательном процессе, являются полифункциональными и комплексны­ми, поскольку представляют собой одновременно важный этап и составную часть механизма разрешения юридических коллизий на стадии разногласия и этап законодательного процесса» .

Следующий блок средств, направленных на активацию вводимого нормативного правового акта, включает специаль­но-юридические мероприятия, обеспечивающие: правиль­ный выбор нормативно-регулятивных средств при констру­ировании нормативного правового акта, соответствующих предмету регулирования вводимого акта; изменение и отмену законов и (или) подзаконных актов, издание административ­ных регламентов; систематизацию нормативных правовых актов; соблюдение пределов принятия ведомственных ак­тов, соблюдение принципов разделения предметов ведения и принципов разделения властей; обеспечение условий при­нятия локальных актов; решение вопросов обратной силы вводимого акта. Также целесообразно включить сюда сред­ства юридико-технического плана. Например, в зависимости от вида норм должен подбираться, конструироваться соответ­ствующий механизм их активации.

Также к числу мероприятий данного блока отнесём и определение момента вступления нормативного правового акта в силу, как важное мероприятие, направленное на опре­деление периода времени, достаточного для осуществления активации нормативного правового акта.

Кроме того, особой составляющей данного блока актива­ционных мероприятий должна стать деятельность по систе­матизации законодательства, в частности, такими её видами, как учётом нормативных актов и их инкорпорацией, ведь не­обходимо своевременно учитывать вводимые нормативные акта и своевременно включать их в различные сборники, спра­вочные правовые системы, которые должны находиться в сво­бодном доступе.

В данный блок необходимо включить и освоение норма­тивно-регулятивных средств, заложенных при конструирова­нии и принятии нормативного правового акта, при помощи апробационных мероприятий. Последние позволяют опро­бовать вводимые правовые нормы на практике в отдельных регионах или территориях, как бы произвести «отладку» акта, заключающуюся в обнаружении, локализации и устранении ошибок, допущенных в конструкции и содержании норма­тивного правового акта.

Следует согласиться с В. В. Оксамытным, но с включени­ем не только в законодательную социоло-гию, но и в меха­низм введения нормативных правовых актов такого средства, как проведение законодательного эксперимента как способа проверки истинности или ложности, правильности или не­верности целей, которые ставит перед собой законодатель. По мнению теоретика, законодательный эксперимент «пред­ставляет собой создание определенной ситуации локально­го масштаба, в которой анализируется действие специально разработанного для нее закона. Цель такого эксперимента — определить, какого рода закон или иной нормативный акт необходимы для новых условий и как они будут действовать, и лишь затем, после соответствующего анализа и выводов, решать вопрос о введении закона на всей территории и для всех лиц» .

Действительно, целесообразно, новые правовые конструк­ции опробовать, например, на региональном или муници­пальном уровнях, естественно, в рамках соответствующих предметов ведения, как бы по аналогии, а затем уже исполь­зовать на уровне федерального правового регулирования. На­пример, пресловутую монетизацию льгот можно было бы опробовать на примере какого-нибудь муниципалитета или региона, например, заменить часть льгот, предоставляемых муниципальным образованием или субъектом федерации, денежным эквивалентом, и далее уже проанализировать дей­ствие такого акта. Если бы подобная апробация, отладка была произведена, то явно никто бы не принял подобный «сырой» и резонансный федеральный закон.

Блок материально-технических средств включает: выделе­ние финансовых средств, целевое бюджетное финансирова­ние, привлечение иных средств, правильное использование государственного и муниципального имущества и т.п. При ведении в действие нормативного правового акта рекомен­дуется «предусмотреть использование материально-финан­совых средств, включая: объём затрат материальных и де­нежных средств, новый режим использования имущества, ресурсов, способы стимулирования и поддержки предпри­нимательства, возможный прирост или снижение выпуска товаров, продукции, оказания услуг, затраты времени на проведение мероприятий в связи с реализацией положений закона, на обеспечение оборота средств, получение прибыли (дохода). Полезно ещё на стадии разработки проекта закона рассчитать затраты средств, провести подготовительные ме­роприятия» .

Как было верно подмечено: «Материально-технические, финансовые средства представляют собой материальные предпосылки действия закона. Если закон не содержит отсы­лок на источник финансирования или государство не может покрыть расходы, связанные с его реализацией, то акт не во­плотится в практические действия адресатов. Особенно это касается законодательных актов социально-экономического характера. Следовательно, материально-техническое обеспе­чение — мощный, а в ряде случаев определяющий источник действия закона» .

Нормативный правовой акт, не требующий очевидных государственных затрат на реализацию, может иметь другие, негосударственные расходы. В этом смысле интересно заме­чание Д. Бейтса, утверждающего, что «... затраты относятся как к частному, так и государственному сектору; если увели­чиваются затраты для государственного сектора, это неизбеж­но скажется на затратах для частного сектора, что выразится в дополнительном налогообложении». Поэтому иногда вве­дение в действие нормативного правового акта предполагает для надлежащей его реализации дополнительные расходы для его адресатов. Соответственно, если подобные средства не будут изысканы и подготовлены до вступления нормативного правового акта в силу, то можно поставить вопрос о действен­ности такого необеспеченного заранее акта.

Заключительный блок объемлет контрольно-диагности­ческие средства, которые призваны обеспечить контроль над введением нормативных правовых актов в действие, включая мониторинг последствий действия и воплощения на практике его норм, оценку их эффективности и влияния на обществен­ные отношения, социологические исследования.

Данный блок включает в себя не только последующую оценку эффективности механизма введения нормативного правового акта, то есть то, насколько удачно акт был активи­рован, но и предполагает наличие мероприятий, осуществля­емых до вступления акта в силу, направленных на введение его в действие в широком смысле этого понятия.

Считаем, что набор всех средств, входящих в механизм активации нормативного правового акта, не представляется возможным перечислить, так как каждый нормативный пра­вовой акт сугубо индивидуален и, соответственно, уникален механизм введения в действие того или иного нормативного правового акта.

Активация как практический (содержательный) этап вве­дения нормативного правового акта в действие заканчивает­ся моментом вступления акта в силу, однако это не означает окончания осуществления некоторых мероприятий, которые переходят из разряда подготовительных и активационных в обеспечительные, например, мероприятия по правовому обучению и воспитанию, информационно-обеспечительные, материально-обеспечительные и т. п.

Механизм активации нормативного правового акта должен быть использован для каждого нового вводимого в действие нормативного правового акта без исключения. Активация нормативного правового акта должна стать самостоятель­ной и обязательной частью процесса введения его в обязана и должна иметь своей целью создание условий для успешного осуществления акта после обретения им юридической силы. В противном случае законы будут действовать экспромтом, удивляя законодателя и правоприменителя неожиданными последствиями их реализации, которые те, как всегда, поста­раются нивелировать принятием всё новых и новых норматив­ных правовых актов.


 





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика