Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О философско-правовых аспектах позитивной юридической ответственности
Научные статьи
26.06.14 13:32
Оглавление
О философско-правовых аспектах позитивной юридической ответственности
Теория и история государства и права
Все страницы

вернуться

О философско-правовых аспектах позитивной юридической ответственности

 

   Обращение к сфере философского знания является ничем не заменимой методологической основой понимания феномена позитивной юридической ответственности.

Разумеется, отнюдь не все философские категории могут быть перенесены без остатка в область теории права. Согласно замечанию Р. Лукича, в отношении права могут быть сфор­мулированы почти все вопросы о сущем и должном, которые обычно ставит и на которые отвечает философия. Однако ме­ханическое восприятие тех или иных философских подходов применительно к сфере юридического знания несет в себе риск ошибочных выводов. Ведь право — лишь один из компо­нентов социальной действительности. Оттого произросшие на почве философии заключения относительно всей социальной действительности в целом далеко не всегда могут быть распро­странены на каждый из ее компонентов в отдельности.

С учетом отмеченных выше ограничений мы тем не ме­нее убеждены, что анализ проблематики юридической от­ветственности вообще и позитивной модели в частности не может не основываться на философском осмыслении кате­горий ответственности и тесно связанной с ней категории свободы. Именно опора на философию позволяет рассмо­треть взаимосвязь ответственности со свободой воли и пре­жде всего — с реализацией этой свободы в отношениях, уре­гулированных социальными нормами вообще и правовыми в частности.

В методологическом отношении различение позитивной и негативной моделей юридической ответственности базиру­ется на фундаментальном законе диалектики — законе един­ства и борьбы противоположностей, поскольку позитивный и негативный аспекты юридической ответственности являют собой диалектическое единство. Всеобщие признаки всякого единства противоположностей достаточно глубоко изучены в философской литературе. Противоположности являются диалектическими, когда они являются существующими одно­временно и взаимодействующими между собой антиподами. Причем понимание одного невозможно без учета содержания другого.

Как известно, диалектический материализм имеет строго определенную сферу применения — относится только к за­конам движения и развития того или иного явления. Может ли в таком случае динамика правовой ответственности быть уподоблена двухзвенной цепочке: соблюдение обязанности (позитивная ответственность); несоблюдение обязанности — обязанность претерпеть осуждение и ее соблюдение (негатив­ная ответственность)? Согласимся, что обязанность соблю­дать предписания правовых норм и обязанность претерпеть осуждение со стороны государства не могут быть признаны такого рода диалектическими противоположностями, по­скольку обязанности, пусть и разные по содержанию, про­должают оставаться обязанностями, т.е. имеют общую сущ­ность, а оттого не могут быть абсолютно противопоставлены друг другу. Согласимся, что существо обязанности раскры­вает не столько сравнение ее с другими обязанностями того же субъекта, сколько корреспондирование ее правам другого лица. Но все же, если говорить о позитивной и негативной моделях юридической ответственности, в диалектическое взаимодействие вступают (и, стало быть, обнаруживают себя в качестве противоположных частей единого целого) не обя­занность соблюдать позитивные предписания и обязанность претерпеть осуждение со стороны государства, но прежде всего поведение противоправное (и связанные с ним небла­гоприятные последствия) и правомерное поведение, реали­зуемое сознательно и активно, с опорой не только на пози­тивные предписания, но и на нормы естественно-правового происхождения (не обязательно закрепленные в позитивном праве).

Философское обоснование позитивной правовой ответ­ственности не может быть осуществлено вне перевода «сво­боды» и «ответственности» как категорий философского дискурса в категории дискурса правового. В этих целях перво­очередной интерес представляет то содержание, которое на­званным категориям придается в философии. В самом общем виде свобода определяется как отношение субъекта к его дей­ствиям, при котором последние являются результатом целеполагания данного субъекта. При этом подлинная свобода невозможна не только без возможности выбора, но без соот­ветствующей ценностной основы, сообщающей совершаемо­му выбору должную целенаправленность.

При этом в содержании ответственности как общесоци­альной категории выделяются три аспекта.

Во-первых, это социальное требование, обращенное к чле­нам социума и предполагающее необходимость оценки ими своего поведения с точки зрения этических соответствий (добро и зло; должное и не должное). Здесь ответственность предстает социальной нормой, которая, формулируя соот­ветствующее требование, предполагает принципиальную возможность санкции за его несоблюдение. Таким образом, от­ветственность ограничивает свободу индивида и вместе с тем является непременным фактором этой свободы. Защита жиз­ни, собственности, самой свободы возможна только за счет ограничения этой самой свободы.

Во-вторых, это социальная реакция (одобряющая или осуждающая) на поведение субъекта и его последствия. Юри­дически этот аспект выражен применением мер поощрения и мер принуждения (наказания). Здесь ответственность не со­ставляет содержания свободы, а выступает ее следствием.

Наконец, ответственность как субъективная способность к самооценке своего поведения с точки зрения существующих ограничений индивидуальной свободы. У лица, не способного к такой самооценке, объем его индивидуальной свободы не со­впадает с социально признанным объемом индивидуальной свободы, а потому для него свобода как социальный феномен утрачивает свое значение. Юридически этот аспект выражен категориями «вменяемости» / «деликтоспособности». По­скольку же в общесоциальном аспекте не выработано особо­го понятия, выражающего способность личности отвечать за свои поступки (подобно деликтоспособности в юриспруден­ции), постольку имеет место употребление термина «ответ­ственность» и в плане способности нести ответственность. При этом речь идет о тех качествах личности, которые выражаются в осознании ею совершаемых поступков, правильной оценке возможных последствий, готовности держать за них ответ.

Итак, необходимым условием для возникновения ответ­ственности является свобода. Свобода воли, свобода выбора вариантов поведения — предпосылка ответственности.

Свобода как философская категория характеризуется та­ким состоянием индивида, при котором он осознает объек­тивную необходимость и достигает своей цели, действуя по собственной воле. Свобода личности может включать в себя два основных момента — внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона свободы — это свобода воли, внешняя — свобода действий. Индивид всегда может быть свободен лишь настолько, насколько позволяют это ему объективные усло­вия существования, обстоятельства, в которых он находится. В основе его выбора лежит знание о последствиях того или иного действия. Таким образом, в правовое поле попадает только внешняя сторона свободы. Субъектом, определяющим внешнюю сторону свободы, является общество. Именно оно устанавливает правила поведения индивида, которые могут ограничивать его свободу в целях обеспечения безопасности самого общества и тех общественных отношений, которые в нем установлены.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика