Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Общеправовой принцип справедливости как методологическая основа трансформации уголовно-исполнительного права
Научные статьи
27.06.14 11:04


Общеправовой принцип справедливости как методологическая основа трансформации уголовно-исполнительного права

     

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей спра­ведливости, равенства и свободы — аксиологический импе­ратив, который сегодня признает все мировое сообщество. Справедливость как общечеловеческая ценность, фундамент прогрессивного развития России, гарантия и показатель правовой защищенности личности базируется на прочной международно-правовой основе. Справедливость провозгла­шена во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Международных пактах об экономических, социаль­ных и культурных правах, о гражданских и политических пра­вах от 16 декабря 1966 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века, принятой десятым Конгрессом ООН по предупреж­дению преступности и уголовному правосудию 15 апреля 2000 г., в Бангкокской декларации «Взаимодействие и ответ­ные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», принятой одиннад­цатым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (18-25 апреля 2005 г.), и во многих других международных актах.

Президент России В. В. Путин в своих Посланиях Феде­ральному Собранию Российской Федерации неоднократ­но обращал внимание на необходимость создания в России демократического, свободного и справедливо­го общества и государства, авторитет которого должен основываться на способно­сти принимать справедли­вые законы и твердо доби­ваться их исполнения. Он отметил: «Везде наблюдает­ся обостренная реакция на отсутствие справедливости, на безответственность и без­действие отдельных пред­ставителей государства, неверие в равенство перед законом и неотвратимость наказания для преступника, убеждение в том, что все ку­плено и правды нет».

Исторически сложи­лось так, что феномен спра­ведливости в российской государственности всегда становился актуальным в судьбоносные, переходные моменты страны, которые, как правило, сопровожда­лись кризисом понимания

многих социально значимых явлений, а также переоценкой большинства сложившихся устоев общественной жизни. Со­временная Россия, ориентируясь на передовое международ­ное сообщество в построении демократического государства, коренным образом изменяет исторически сложившиеся под­ходы к месту и роли справедливости в жизни нашего обще­ства. Вместе с тем в реалиях правовой действительности на­блюдаются значительные пробелы в реализации принципа справедливости. Свидетельством этому являются решения Европейского суда по правам человека, результаты работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федера­ции, акты прокурорского реагирования, материалы судебного и ведомственного контроля и т.д.

Наиболее полно эффективность реализации принци­па справедливости можно увидеть при анализе деятельно­сти уголовно-исполнительной системы, так как именно там, в концентрированном виде, происходит его воплощение в ре­альную жизнь. Проблемность реализации принципа справед­ливости в уголовно-исполнительном праве связана с тем, что несмотря на снижение числа зарегистрированных преступле­ний (с 2302,2 тыс. в 2012 году до 2206,2 тыс. в 2013 году) по со­стоянию на 1 февраля 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 674,1 тыс. человек.

В 2013 г. в Федеральную службу исполнения наказаний по­ступило 32589 (АППГ — 31712, + 2,5%) обращений граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в которых было 41882 вопроса. По категориям заявителей в ФСИН Рос­сии обратилось 8225 граждан (25% от общего числа обратив­шихся), 2027 сотрудников УИС (6%) и 357 членов их семей (1%), 1813 пенсионеров УИС (5%), 11299 осужденных (35%) и 8276 их родственников (25%), 184 подозреваемых в соверше­нии преступлений (6%), 26 осужденных без изоляции от обще­ства (0,08%). Из общего количества полученных обращений 30% (11477) поступили через высшие органы государственной власти и центральные органы управления: из Администрации Президента Российской Федерации (4088), Государственной Думы (510) и Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сийской Федерации (55), Генеральной прокуратуры Россий­ской Федерации (1894), Аппарата Правительства Российской Федерации (429), Минюста России (1737), других министерств и ведомств, прокуратуры республик, краев и областей, а так­же общественных организаций (671). По сравнению с 2012 го­дом их количество уменьшилось на 6%.

Основной тематикой поступающих письменных обраще­ний являются просьбы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников: о переводах в исправительные колонии ближе к месту жительства — 8213 (25% от всех по­ступивших за 2013 г.); по вопросам медицинского обслужива­ния в ИК и СИЗО, установления или восстановления группы инвалидности, освобождения по состоянию здоровья — 5599 (17,2%) (АППГ — 5319); об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы и помиловании — 924 (АППГ — 1474); коммунально-бытовые вопросы — 441 (АППГ — 403); переводы в другие ИУ из-за конфликта с осужденными — 528, из-за конфликта с администрацией ИУ — 402.

Остается высоким уровень поступления жалоб на наруше­ние законности сотрудниками УИС — 2018 (АППГ — 2116), в т.ч. на злоупотребление служебным положением руково­дителями УИС — 120 (АППГ — 137), незаконное водворение в ШИЗО — 755 (АППГ — 663), незаконное лишение или пре­доставление прав осужденным — 9 (АППГ — 14), незаконное применение спецсредств — 34 (АППГ — 30), рукоприклад­ство — 627 (АППГ — 696).

Остается высоким уровень поступления обращений граж­дан, сотрудников УИС и бывших работников УИС по вопро­сам кадрового обеспечения — 2180 (АППГ — 2015). Увели­чилось количество жалоб на неправильное увольнение из УИС — 176 (АППГ — 130,), снятие дисциплинарного взыска­ния — 34 (АППГ — 27). Повысился показатель поступления ходатайств о направлении в образовательные учреждения ФСИН России — 25 (АППГ — 17), прием на работу в УИС — 224 (АППГ — 162).

Высокий уровень количества обращений от сотрудников УИС по вопросам труда и заработной платы — 800 (АППГ — 669), пенсионного обеспечения — 470 (АППГ — 761); выдаче государственных жилищных сертификатов и получение суб­сидии на приобретение или строительство жилья — 3015 (АППГ — 3244).

Коррупционный характер нарушений был отмечен в 126 жалобах граждан (АППГ — 102, + 23%).

Следует отметить, что с каждым годом увеличивается ко­личество обращений граждан с благодарностью в адрес со­трудников учреждений и органов УИС — 74 (АППГ — 63, + 16%).

Научная уникальность статьи определяется выработкой концепции реализации справедливости в праве и ее методо­логии. Было проведено исследование о том, что общеправовой принцип справедливости в праве и его реализация в совре­менной уголовно-исполнительном праве России рассматри­вается с учетом современных условий развития общества и государства, их трансформации, демократизации и либера­лизации всех сторон жизни, формирования правового соци­ального государства и гражданского общества, функциониро­вания органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, на основе произошедших в 2005-2013 гг. изменений в уголовном, уголовно-процессуальном и уголов­но-исполнительном законодательстве, а также с учетом по­ложений Концепции развития уголовно-исполнительной си­стемы Российской Федерации до 2020 года, Государственной программы Российской Федерации «Юстиция» (утвержден­ной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.04.2013 г. № 517-Р), и стандартов международного права.

Определяются современные подходы к пониманию спра­ведливости, которые отражают современное состояние обще­ства и государства, а также существующие реалии. В работе по-новому представляется взаимосвязь методологической основы справедливости и существующей исторической эпо­хи, определяются и уточняются основания, условия и крите­рии справедливости для конструирования законодательной модели и ее закрепление в уголовно-исполнительном праве и в других отраслях российского права.

В статье с позиции системного и диалектико-материали­стического подхода разработаны новые решения общетео­ретических и прикладных проблем, имеющих существенное значение для науки теории государства и права в целом и уго­ловно-исполнительного права в частности.

Опираясь на методологию, следует сформулировать поня­тие, сущностные составляющие и генезис принципа справед­ливости норм права, поскольку справедливость приравнива­ется к слову «правда» (то есть означает «править», «прямить», «вправлять», «выпрямить» и ассоциируется со словами «пра­вильно», «по совести», «по правоте»), то справедливыми можно назвать общественные отношения людей, соответству­ющие исторической необходимости и практической возмож­ности создания условий жизни для человека, которые отвеча­ют данной эпохе.

Уместно констатировать, что весь процесс отбывания на­казаний осужденными к лишению свободы, вся деятельность государства, учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, должны строиться исходя из современных реалий, с учетом статики элементов накопившего положительного опыта консерватизма, состояния уровня культуры и циви­лизации, с непременным учетом ценностей справедливости, и исходя из четкого отражения в международных стандар­тах, а также в уголовно-исполнительной политике России. Осуществление всех этих мероприятий несомненно будет способствовать реализации в ней общеправового принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве, а следо­вательно — исправлению правонарушителей и борьбе с пре­ступностью.

Анализ законодательства и правоприменительной прак­тики деятельности правоохранительных органов, в частности, уголовно-исполнительной системы, позволяет, на наш взгляд, определить общеправовой принцип справедливости, как равные, беспрепятственные, политико-правовые, моральные, социально-экономические условия и возможности для реа­лизации человеком и гражданином своего личностного по­тенциала и потребностей. А также складывающиеся из этого общественные отношения, которые соответствуют историче­ской необходимости и практической возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной эпохе, с учетом геополитического расположения региона. Действительно является аксиомой, что справедливость комментируется как синоним таких слов как «правда», т.е. означает «править», «прямить», «выпрямлять», «выпрямить» и ассоциируется со словами «правильно», по совести», «по правоте». Слово «право» исходит от категории «праведно», «справедливость». Существенным основанием категории справедливости явля­ется наличие равных пропорциональных прав и обязанности у субъектов права.

Понятие справедливости со времен появления человека и по сегодняшний день — одна из часто употребляемых кате­горий и ценностей общественной жизни.

Требование обеспечения справедливого процесса отбыва­ния наказания лиц, лишенных свободы, являющееся следстви­ем для общеправового принципа справедливости, а также требований международных актов, должно носить консти­туционных характер. Такая необходимость вызвана несокра- щающимися нарушениями законности в отношении этих лиц в деятельности УИС России. Поэтому предлагается ст. 50 Конституции РФ дополнить ч. 4 и изложить ее в следующей редакции: «Каждый осужденный за преступление имеет пра­во на справедливое обращение со стороны администрации и персонала исправительного учреждения и условия отбыва­ния наказания».

На основании международных актов констатируется, что справедливость является принципом уголовно-исполнитель­ного права, закрепление которого в УИК РФ усиливает его воздействие на поведение субъектов уголовно-исполнитель­ных правоотношений. В ст. 8 Уголовно-исполнительного ко­декса России отсутствует принцип справедливости, хотя по содержанию кодекса он просматривается. Возникает необхо­димость дополнить ст. 8 УИК принципом справедливости, а ч. 5 ст. 10 УИК дополнить и изложить ее в следующей редак­ции: «Все действия и решения, принимаемые администраци­ей и персоналом исправительного учреждения в отношении осужденных, должны быть справедливыми».

Также предлагается изложить ч. 2 ст. 1 УИК РФ в следу­ющей редакции: «Задачами уголовно-исполнительного за­конодательства Российской Федерации являются регулиро­вание порядка и условий отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в соци­альной адаптации и реализации принципа справедливости». Для решения данных задач вся деятельность сотрудников УИС должна отвечать всем требованиям справедливости.

Существуют различные подходы к пониманию принципа справедливости в исторической, юридической, социальной, философской, религиозной, природной, уголовно-исполни­тельной сферах жизнедеятельности общества. По существу ценности и назначение у них — одинаковая, идентичная, есте­ственная, социальная, правовая и правоприменительная со­ставляющие, направленные на справедливое мироустройство и мироздание, урегулирование общественных отношений для динамичного развития личности, общества и государства.

Как бы ни трактовали ее различные ученые (правоведы, историки, философы, социологи и политологи, практические работники), категория правовой справедливости со своими едиными корнями, развитием, ценностью, специфическими чертами, практическим воплощением и знанием в различных сферах общественной жизни носит универсальный характер. Справедливость не обладает различным пониманием, сущ­ностью, ценностью и назначением. Она одна в методологиче­ском плане и выполняет общую роль в политической, соци­ально-экономической, культурной, религиозной и, особенно, в правовой сферах, т.е. принцип справедливости является универсальной категорией; нет ни одного правового феноме­на, а также иных структур, в которых бы она не проявлялась. Международно-правовые нормы должны быть пронизаны ценностями справедливости и требовать такого у руководства государств мира, чтобы подобным образом были построены их национальные правовые системы стран мира.

Теоретическая проблема принципа справедливости связа­на с его практической реализацией в правотворческом про­цессе государственных органов и в непосредственном вне­дрении в служебную деятельность сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Вопросы категории справедливости находятся в постоян­ном поле зрения научных трудов ученых-историков, фило­софов, политологов, социологов и, в особенности, правове­дов, в качественном, количественном, пространственном и во временном измерениях. Постоянно проводятся исследова­ния в этой области, однако юридическая практика инертнее и медленнее принимает разработанные новеллы на вооруже­ние, чем другие сферы общественной и государственной жиз­ни: все это часто носит застойный характер. Пока ещё в этом направлении данные отношения не носят практического при­менения.

Все научно-теоретические разработки, полученные в ходе конференций, должны изучаться и быть приняты во внима­ние в свете требований времени для реализации в практиче­ской деятельности с целью модернизации уголовно-испол­нительной системы России. Теория и практика находятся в состоянии обоюдного свободного заимствования по схеме теория-практика: практика-теория и науки, т.е. теоретиче­ские разработки проводятся не ради науки, а ради практиче­ского внедрения.

Необдуманное заимствование юридических конструкций, выработанных (под видом международных стандартов и об­щечеловеческих ценностей) правовой доктриной зарубеж­ных стран, представляется нарушением положений правовой справедливости в уголовно-исполнительном праве России. Рецепции противоречащих праву норм в законодательстве приводят к уменьшению или утрате последним своих регули­рующих свойств, а также доверия граждан.

Соблюдение принципа справедливости в уголовно-испол­нительном праве является необходимым условием государ­ственного и правового развития уголовно-исполнительной системы. В случае заимствования юридической практики за­рубежных стран в деятельности ФСИН России должны учиты­ваться российские условия быта, менталитета, модуса, культу­ры, а также традиции, географическое расположение и другие факторы, с которыми обязательно следует считаться.

Например, в России нельзя отказываться от принудительно­го труда осужденных. Целесообразно их трудоустроить в соот­ветствии с имеющимися у них способностями и специальностя­ми, а если нет такой возможности, то предоставить им любую работу. Труд является социальным увлечением, сущностью человеческой жизни и основным условием функционирования живого организма, как движение. Занятость трудом отвлекает осужденных от возникновения девиантного поведения и его во­площения в реальность, способствует их исправлению.

Реализация принципа справедливости в процессе отбыва­ния наказания позволяет успешно решить такие задачи, как предотвращение применения запрещенных способов обра­щения с осужденными, унижающих их человеческое досто­инство, обеспечение осужденных оплачиваемым трудом, их защиты от негативного влияния лидеров уголовной среды, законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, реализации прав осужденными. Необходимо полагать, что правонарушителей в основном лишают свободы, но не всех остальных естественных прав и общечеловеческих ценностей. Наоборот, следует принять все возможные меры для сохранения за осужденными прав и соблюдения их законных интересов, оказывать им всяческую социально-правовую помощь и поддержку, чтобы они вер­нулись в общество в здоровом состоянии, как полноправные граждане. Персонал сотрудников учреждений должен быть толерантными к осужденным, потому что совершение некото­рых преступлений можно считать, исходя из среды обитания, скорее всего, бедой, чем виной, т.е. иногда в места лишения свободы и правда «попадают безвинные», либо лица, которые случайно попали в трудную жизненную ситуацию или со­вершили преступление по неосторожности.

Подводя итог вышеизложенного, можно констатировать, что в соответствии с Государственной программой Россий­ской Федерации «Юстиция» (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.04.2013 г. № 517- Р), реализация принципа справедливости в уголовно-испол­нительном праве, в конечном итоге, должна способствовать обеспечению основ дальнейшего развития уголовно-исполни­тельной системы, приближению ее деятельности к междуна­родным стандартам и потребностям общественного развития; расширению сферы применения уголовно-исполнительных мер, не связанных с лишением свободы; минимизации не­гативных последствий лишения свободы, способствующих распространению в обществе криминальной субкультуры; созданию системы регламентированных стимулов правопо­слушного поведения осужденных; повышению эффектив­ности деятельности уголовно-исполнительной системы, на­правленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества; разработке системы новых испра­вительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии, педагогики и права; повышению уровня материального обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, их социальной защиты.

Уголовное право, уголовно-исполнительное право




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика