Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Человечество — субъект Метаправа - Космическое право
Научные статьи
27.06.14 12:16
Оглавление
Человечество — субъект Метаправа
Космическое право
Межцивилизационное право
Цивилизация
Философия и право
Метаправо и его субъекты
Все страницы

Хотя, справедливости ради, надо отметить, что интуитив­ный образ идеи Метаправа и задолго до этого не одно столе­тие волновал умы величайших мыслителей прошлого.

Сегодня, когда мы еще только в самых общих чертах мо­жем представить себе «каркас и несущие опоры» этой пра­вовой системы, к которой начали приближаться со времен первых стартов космических кораблей, можно, тем не менее, сослаться на ряд действующих норм международного косми­ческого (и не только) права, имеющих самое непосредствен­ное отношение к Метаправу и всему человечеству — его по­тенциальному субъекту.

А в рамках Организации Объединенных Наций, между тем, специально для этой цели созданный орган трудится над разработкой процессуальных норм «Протокола Встречи» представителей иных миров, переговоров с ними и закрепле­ния достигнутых результатов в выработанном сторонами со­глашении.

В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи, представленной главами почти 200 государств — членов ООН, в 2010 г. уже назначен «Министр внешних связей землян» («Космический посол»), ответственный за встречу и пере­говоры с пришельцами из других галактик. Надо полагать, руководители этих государств в полной мере осознавали всю серьезность происходящего, когда голосовали за принятие указанной Резолюции. Невозможно представить себе, чтобы столь значимый для судеб человечества международный до­кумент принимался ими шутки ради. Разумеется, за всем этим стоит информация такого сногсшибательного и шоки­рующего свойства, что ее недозированное (залповое) обру­шение на головы землян может, как обоснованно опасались признанные в этой области эксперты, произвести смятение в умах и душах неподготовленных людей, во многом еще пре­бывающих в плену стереотипов и предрассудков прошлых времен.

Ведь если нет нормы или потребности в ней, значит общество еще к чему-либо не готово, полагает С. Э. Ермаков.

И в этом смысле вполне оправдано учреждение единого для всех землян международного органа при ООН, который, кроме (собственно) встречи гостей из Космоса, призван обе­спечить безболезненность предстоящего контакта пришель­цев с современной человеческой цивилизацией, вплотную приблизившейся к новой фазе своей эволюции, к тому исто­рическому рубежу, когда во всех областях жизни реально воз­никает планетарный уровень интеграции. Как справедливо заметил В. Налимов: «Хотим мы того или нет, но бытие людей на нашей планете должно стать единым. Подлинно единым — иначе катастрофа» .

Формирование разветвленной системы международного права, становление подсистем космического права, развитие атомного права и такой новой отрасли, как экологическое право, приобретающей общечеловеческое измерение, не­сколько приоткрывают историческую завесу над новыми гори­зонтами права, позволяют прогнозировать некоторые общие тенденции правового развития. Многие вопросы, связанные с формированием космической цивилизации как глобальной исторической перспективы, еще не получили адекватного их значению развития в теории права и рассматриваются пре­имущественно не в правовой, а в философской литературе . Именно в этой литературе формирующийся уровень право­вого развития получил название Метаправа. Нам кажется, настала пора и юристам (которых Фридрих Энгельс (не без основания) называл «людьми консервативного мышления») обратить свой взор на эту, становящуюся фантастически акту­альной, проблему.

Метаправо вряд ли может быть чем-то иным, отмечает С. Ермаков, «кроме как сформулированным соответственно уровню развития общества выражением принципов есте­ственного права, то есть тех объективных "протонорм", кото­рые лежат в основе взаимодействия различных живых существ и их сообществ в среде их обитания. Метаправо есть выраже­ние единых принципов существования нашего Мира на языке юриспруденции. Его субъектами, таким образом, могут стать как отдельные индивидуумы, так и их сообщества, в том чис­ле и все человечество. В основе метаправовых установлений должны лежать наиболее общие и в то же время достаточно конкретные нормы, отражающие законы Бытия» .

Обратившиеся к данной теме исследователи выделяют (и на наш взгляд, совершенно обоснованно) два уровня Метапра­ва как права, следующего за допланетным уровнем правового развития:

а)    планетарныйи

б)        гипотетически межцивилизационный .

Иными словами, Метаправо — закономерная (и завер­шающая цикл правового развития) фаза, раскрывающая на планетарном и космическом уровнях глубинную природу и пространственную протяженность действия Всеобщего пра­ва — Jus Universalis.

Нет никакого сомнения в том, что осмысление феномена Метаправа внесет смысловые и ценностные коррективы в пра- вопонимание, сложившееся на предшествующем (доплане- тарном, докосмическом) уровне развития права. Новые гори­зонты этого феномена потребуют совершенно иных подходов и к толкованию его норм. Элементарная логика и интуиция подсказывают, что по мере становления нового сознания че­ловечества, нового миро- и правопонимания, Планетарное право будет приведено в соответствие с Межгалактическим: это всего лишь «новый виток спирали» его эволюции. Так когда-то и на планетарном уровне постепенно утверждался примат международного права над национальным, внутриго­сударственным правом, а по большому счету — естественного над позитивным, универсального над локальным. Ведь чело­вечество, в конечном итоге, всегда одержимо жаждой целост­ности, стремлением свести разрозненные части в некое орга­ническое единство.

На определенном этапе развития человеческой цивили­зации, как уже отмечалось, право имеет почти исключитель­но антропоцентристские ценности и характеристики (чело­век — мера всех вещей, мера права). Однако постепенно, по мере исторической эволюции цивилизации, право выходит на новый уровень развития своего потенциала, сочетающего в себе антропоцентристский и более широкий, НЕантропо- центристский, так сказать, космический РАЗУМОцентрист­ский (или метаСОЦИАЛЬНОцентристский) аспекты своей природы. Новые смысловые элементы МЕТАсоциальности содержат и гипотетический уровень контактов разных цивилизаций.

Человек сознает и фиксирует в праве свое неразрывное единство с Биосферой и Космосом. Человечество начало дви­жение по пути управляемой коэволюции общества и приро­ды, поскольку уже осознало, что прежний курс может при­вести его к гибели.

Это уже НАДмеждународный уровень правового регули­рования. Многомерность, многовариантность и бесконечность Мира, особенно на уровне исторического развития цивилиза­ции, когда она обретает статус космической и существенно расширяет среду и формы своего обитания во Вселенной, актуализирует такие проблемы философии права, как фор­мирование, принципы, содержание, формы Метаправа как межцивилизационного явления и средства регулирования от­ношений на более высоком уровне по сравнению с междуна­родным и планетарным (цивилизационным) правом.

На этом этапе исторического развития разумные основы Метаправа все более глубоко проникают во внутригосудар­ственное право, все более урегулированным и разветвлен­ным становится международное право, которое, по существу, оформляется в целостную моно- или полицентрическую сложносоставную, но тем не менее единую мировую систему права — во многом саморегулируемую, но все более унифи­цированную глобальную правовую систему, объединяющую в «правовом поле» всю земную цивилизацию.

В Метаправе найдет выражение новая, более сложная си­стема ценностей, учитывающая и экологию биосферы Земли, и экологию Космоса, и ценности и принципы, позволяющие регулировать возможные социальные отношения более высо­кого уровня, а также ценности и принципы человечества как космической цивилизации19. Индивид как составная часть человечества реально превращается в субъекта космического права. Наряду со статусом гражданина национального госу­дарства, все более полно оформляется его статус как члена единого политико-правового сообщества планеты Земля, а возможно и сообщества более высокого космического уров­ня — ведь его статус «растет» вместе со статусом его общества. Но вот вопрос: какое место займет человечество во вселенской иерархии цивилизаций? А может, во Вселенной уже давно сложилась и иерархия иерархий? С учетом возможной есте­ственной неравномерности развития цивилизаций, в зависи­мости от условий существования, времени и места появления, ступени эволюции и т.д. вопрос далеко не праздный. Хотя, если исходить из того, что во Вселенной действует право, а не бесправие, каждый субъект, надо полагать, займет место, со­ответствующее уровню его развития, что не в последнюю оче­редь будет определяться принципами Метаправа, включаю­щими как общечеловеческие ценности, так и ценности более высокого порядка — Вселенские. Земное право (Метаправо первого уровня (планетарно-цивилизационное) с его основ­ным принципом «поступай с другими так, как ты хочешь, что­бы другие поступали с тобой») будет все более пополняться НЕантропоцентристским (ПОСТантропоцентристским), эко­логическим и иным содержанием.

Основной принцип Метаправа второго уровня (гипотети­чески межцивилизационного) имеет, как справедливо отме­чает С. В. Ударцев — автор наиболее полного исследования рассматриваемого феномена — свою специфику. Во-первых, он выходит из границ антропоцентристских ценностей чело­веческого (земного) права, расширяется до масштабов ценно­стей космического Разума, с учетом уровня эволюции и мас­штабов космических контактов человеческой цивилизации. Во-вторых, он должен учитывать уровни космических циви­лизаций, их сознания, ступени развития их науки и техники. В-третьих, он исходит из иерархии космических цивилизаций, из иерархии стадий развития космического Разума и степени овладения им Законов Космоса и его эволюции. Более разви­тые (условно говоря, «старшие») цивилизации будут, очевид­но, иметь определенный приоритет и в политико-правовом отношении, включая приоритет принципов их цивилизаци­онного права в Метаправе второго уровня.

Таким образом, глобальные тенденции развития человече­ства указывают на грядущее раскрытие правом своей космиче­ской природы, на формирование новой надстройки, структуры и содержания правовой системы в эпоху формирования еди­ной человеческой космической цивилизации, начало которой было положено 4 октября 1957 г., когда человечество впервые открыло себе путь в Космос. Право все более определенно выяв­ляет новые грани своего потенциала и более глубинный смысл и содержание как явление и фактор Эволюции человечества и элемент глобальной космической Эволюции.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика