Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Россия и Китай: взаимные инвестиции, опыт правового регулирования для евразийской интеграции - 2. Иностранные инвестиции в орбите международно­го права
Научные статьи
23.07.14 12:41
Оглавление
Россия и Китай: взаимные инвестиции, опыт правового регулирования для евразийской интеграции
1. Роль России и Китая в глобальной евразийской экономике
2. Иностранные инвестиции в орбите международно­го права
3. Международно-правовой анализ ДИД между Россией и Китаем
4. Мировая газовая война как попытка нового передела мира
Все страницы


     



       2. Иностранные инвестиции в орбите международно­го права


Под знаком глобализации XXI в. пришел на смену веку ХХ. Возникает вопрос: насколько выгодны процессы глобализации Рос­сии, Китаю, да и большинству стран мирового сообщества, кровно заинтересованных, в отличие от США, в многополярном мире?

Межгосударственное инвестиционное сотрудничество выступает катализатором глобализационных процессов на всех уровнях мировой экономики. Глобализация требует боль­шой согласованности в правовом регулировании, имеет своим последствием отставание государственного регулирования от потребностей развития. Особенно отчетливо это видно в сфе­ре международных экономических отношений, что включает и инвестиционные отношения.

Быстрый рост прямых иностранных инвестиций является характерной чертой глобализации. На этапе интернационали­зации производства, наблюдавшейся до 80-х годов ХХ в., нацио­нальные экономики выступали как самостоятельно развивающи­еся центры. А вот на рубеже веков началось формирование нового транснационального системного управления мировой экономи­кой со своими закономерностями правового регулирования.

Современный международный экономический порядок зиждется на свободе движения капиталов, товаров и услуг, свободной миграции рабочей силы. При этом действует согла­сованная между государствами и другими субъектами между­народного права совокупность правовых норм, правил, проце­дур, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы международных экономических отношений.

В результате деятельности десятков тысяч транснацио­нальных корпораций, международных финансовых организа­ций образовалась своего рода надстройка, которая, контроли­руя значительную часть мировых ресурсов, в первую очередь финансовых, ограничивает вольно или невольно осуществле­ние экономического суверенитета государств и делит мир на «бедный Юг» и «богатый Север».

В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. отмечается, что хотя глобализация открывает широкие возможности, государ­ства «ее благами пользуются весьма неравномерно, и неравно­мерно распределяются ее издержки». Виной тому и глобали­зация финансовых рынков, что стало результатом широкого спектра спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Одним словом, процесс получе­ния денег из денег значительно упростился, благодаря исклю­чению из него, собственно, самого производства какого-либо товара или услуг. Колоссальные масштабы и обороты между­народного финансового рынка действительно представляют серьезную опасность для мировой экономики10. Глобализация вызвала обострение международной конкуренции.

Иностранные инвестиции, которые выступают важней­шим катализатором глобализации, не только предоставляют благоприятные социально-экономические возможности для принимающего государства, но и таят некоторую угрозу его экономическому суверенитету, что может объективно вызвать ослабление регулирующих функций государства.

Двухстороннему инвестиционному сотрудничеству России и Китая способствует взаимовыгодное стремление закреплять свои правоотношения на договорной основе. Если взглянуть на эволю­цию международного инвестиционного права, международ­ное инвестиционное сотрудничество развивалось постепенно от международно-правовой защиты к международно-право­вому регулированию зарубежных капиталовложений, от дву­сторонних к многосторонним договорам в сфере правового обеспечения иностранной инвестиционной деятельности.

Основой для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между РФ и КНР являются:

1.    Соглашение между Правительством Российской Феде­рации и Правительством Китайской Народной Республики «О торгово-экономических отношениях» (Пекин, от 5 марта

1992г.);

2.    Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Респу­бликой от 16 июля 2001 г.;

3.    Меморандум между Правительством Российской Фе­дерации и Правительством Китайской Народной Республики «О сотрудничестве в области модернизации экономики» (ок­тябрь 2011 г., Пекин);

4.    Соглашение между Правительством Российской Феде­рации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 9 же ноября 2006 г.).

Соглашение о поощрении и взаимной защите капита­ловложений или, как их общепринято называть, двусторон­ний инвестиционный договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой является профильным международно-правовым актом в сфере международно-пра­вового регулирования взаимных инвестиций.

Двусторонние инвестиционные договоры (ДИД), еще раз подчеркнем, являются центральными элементами правового регулирования частноправовых и публично-правовых отно­шений в рассматриваемой сфере.

Анализируемый двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем, как и все аналогичные соглашения, направлен на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной де­ятельности инвесторов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Движущей силой инвестиционной политики наших госу­дарств, направленной на поощрение иностранного капитала путем создания благоприятного инвестиционного климата, выступает реальное обеспечение законодательно закреплен­ных гарантий в ходе осуществления инвестиционного проек- та14. Источники регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики содержатся как на национальном, так и междуна­родно-правовом уровнях. Впервые данная концепция о том, что иностранные инвестиции, как правило, имея частнопра­вовой характер, нуждаются одновременно как в национально­правовом, так и в международно-правовом регулировании, была разработана А. Г. Богатыревым.

Взаимные капиталовложения России и Китая на терри­тории друг друга, которые регулируются на двух уровнях - на­ционально-правовом и международно-правовом, подпадают под международно-правовую регламентацию в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощ­рении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Про­токолом от 9 ноября 2006 г.).

Как рассказывалось в первой статье, наша страна, следуя мировой практике, приступила к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инве­стиций в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда начали складываться основы рыночной экономики. Первый двухсторонний инвестиционный договор Россия с Китаем за­ключила в 1990 г. 1989-1990 гг. можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестици­онных отношений с другими государствами.

Международные договоры, регулирующие инвестиции, отличает новый подход в развитии инвестиционного сотруд­ничества, основанный на исполнении государствами-участни- ками обязательств по регулированию инвестиций и установ­лению контроля за исполнением этих обязательств со стороны создаваемой на основе международного договора процедуры рассмотрения споров, связанных с инвестициями. Кстати, еще Ф. Ф. Мартенс, один из основоположников российской док­трины международного права, писал, что международный до­говор «всегда служил одним из лучших средств для выяснения и определения правовых отношений, даже принципов права, которые должны господствовать в области международных сношений». Особое место договорного права объясняется спецификой объекта регулирования, его значением в совре­менном международном праве, а также особенностями источ­ников права международных договоров. Все это обуславливает его особое место в системе современного международного права.

Россия и КНР, как и другие государства, принимая на­циональные законодательные и другие нормативно-правовые акты, а также заключая международные договоры (или при­соединяясь к ним), создают юридический комплекс из двух­уровневых юридических норм и правил, регулирующих на их территориях иностранную инвестиционную деятельность. Но при этом следует иметь в виду, что существующая взаи­мозависимость международно-договорных и внутригосудар­ственных юридических норм не говорит о приоритете одного правопорядка над другим. В процессе этого взаимодействия первичным, по мнению Г. И. Тункина, является влияние наци­онального права на международное. Первичность внутренне­го права и вытекает из первичности внутренней политики над внешней. Государства должны выполнять свои международ­ные обязательства, независимо от того, отвечает такое выпол­нение нормам национального права или нет.

Государства были и остаются главными действующими лицами в мировом экономическом процессе. Более того, с ус­ложнением экономики роль государства будет не сужаться, а расширяться.

Сочетание международно-правового и национально­правового регулирования иностранных инвестиций - это ме­ханизм, действующий в общественных интересах, так как его цель состоит в поощрении национальной инвестиционной политики. Он способствует учреждению инвестиций юриди­ческими и физическими лицами государства-экспортера ка­питала в принимающем государстве.

Одним из главных вопросов применительно к иностран­ным инвестициям является вопрос о соотношении публич­но-правового и частноправового начал в их регламентации. Проблема эта достаточно сложная и не предполагает одно­значного решения, тем более что она имеет отношение не только к иностранным инвестициям, но и к международному частному праву в целом.

А. Г. Богатырев считает, что инвестиционный процесс вы­ступает как совокупность юридических норм, регламентирую­щих отношения, складывающиеся между различными участ­никами инвестиционной деятельности. Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса, в условиях едино­го и взаимозависимого мира, и формируется инвестиционное право, состоящее из двух видов и сфер правового регулиро­вания - национально-правового и международно-правового.

Взаимозависимость международно-правового и нацио­нально-правового регулирования иностранных инвестиций основывается на принципах соотношения международного и внутригосударственного права, представляющих собой не­зависимые и самостоятельные системы права, которые в то же время находятся в тесной связи между собой и взаимно влияют друг на друга. Да и как иначе, если в целом между­народное публичное право - такое социальное образование, которое занимает равное положение с любой национальной системой.

В сфере экономической политики охрана публичных ин­тересов всегда является определяющим фактором, ибо при этом гарантируется и обеспечивается приоритет общества в целом, его безопасность и стабильность. Экономические инте­ресы с неизбежностью преобладают и в сфере импорта ино­странного капитала, как одной из составляющих экономики государства.

По мнению И. И. Лукашука, ключевыми моментами про­блемы соотношения международного и внутригосударствен­ного права являются:

1)    самостоятельность систем международного и внутриго­сударственного права по отношению друг к другу;

2)    влияние внутригосударственного права отдельных госу­дарств на образование и развитие принципов и норм между­народного права, с одной стороны, и влияние международного права на национальное право отдельных государств, с другой, то есть фактическое взаимодействие систем;

3)    иерархическое соотношение между нормами нацио­нального законодательства.

Известный компаративист Р. Давид весьма верно подме­тил, что «возрастающее значение публичного права зачастую ставит частное право во все большую зависимость от него».

«Без осуществления эффективной государственной поли­тики, - отмечает М. М. Богуславский, - нельзя учесть ни инте­ресы безопасности страны, ни необходимость охраны окружа­ющей среды. В отношении защиты экологии нельзя повторять отрицательный опыт развивающихся стран».

Экономическую политику государства формируют такие факторы, как имеющееся сырье, структура хозяйства, техноло­гическая вооруженность, финансовые ресурсы, исторически сложившиеся связи с соседними государствами (в рамках ре­гиона и на универсальном уровне). Структурные изменения в экономике с неизбежностью отражаются на вопросах заня­тости населения, порождая такие проблемы, как дисбаланс в оплате труда, переобучение персонала, безработица и связан­ная с ней миграция населения.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика