Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционно-правовые основы формирования комплексного правового института публичной собственности в странах Евразийского экономического союза
Научные статьи
23.07.14 14:51
Оглавление
Конституционно-правовые основы формирования комплексного правового института публичной собственности в странах Евразийского экономического союза
Евразийский экономический союз
Правовой институт
Евразийская интеграция
Все страницы






Конституционно-правовые основы формирования комплексного правового института публичной собственности в странах Евразийского экономического союза






Подписанный главами России, Белоруссии и Казахстана 30 мая 2014 г. договор о создании Евразийского экономиче­ского союза, по точному замечанию Президента Российской Федерации В. В. Путина, не только «имеет действительно эпо­хальное, историческое значение, открывает самые широкие перспективы для развития экономик и повышения благосо­стояния граждан наших стран», но и обязывает «государства «тройки» проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики — в энергетике, промышленности, сель­ском хозяйстве, транспорте».

Представляется, что такого рода деятельность требует также разработки и проведения согласованной правовой по­литики, основанной на единстве концептуальных подходов в вопросах правовой регламентации в соответствии с экономи­ческими основами конституционного строя каждой страны, стратегии правового обеспечения процесса формирования и функционирования евразийского экономического пространства. При этом возможно использовать правотворческую практику Европейского союза, которая предусматривает сближение национальных законодательств государств — чле­нов ЕС в различных областях в соответствии с рекомендаци­ями, содержащимися в решениях, регламентах и директивах Европейского совета и Европейской комиссии.

Основу экономической деятельности России, Белоруссии и Казахстана в рамках евразийского экономического пространства составляют вопросы публичной собственности. Это объясняется тем, что «каждое государство и любое другое публичное обра­зование нуждаются в экономических ресурсах для выполнения тех задач и функций, ради которых они существуют. Публичная собственность выступает непременным спутником любой государственности, а ее масштаб в целом отражает объем и характер возложенных на институты публичной власти функций».

Следует отметить единство конституционного законодательства России, Белоруссии и Казахстана в закреплении принципиально новых подходов к регулированию экономических отношений. Общим является то, что конституции указанных государств не содержат специальной главы или раздела, посвященных экономическим основам конституционного строя страны и не упоминают о рыночной экономике. Вместе с тем кон­ституционное законодательство стран — участниц Евразийского экономического союза закрепляет такие основные её характе­ристики, как: гарантия прав собственности; свобода предприни­мательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства. Важнейшими функциями государства объявлены защита всех форм собственности и свободы предпринимательства, поддержка конкуренции.

Так, согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на ре­спубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) государство предоставляет всем равные права для осу­ществления хозяйственной и иной деятельности, кроме за­прещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституция Российской Федерации в ст. 8 закрепляет такие важнейшие принципы государственной политики в области эко­номики, как единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции; свобода экономической деятельности.

Конституции стран — участниц Евразийского эконо­мического союза провозглашают равный статус частной и публичной форм собственности. Равенство форм собствен­ности, впрочем, не исключает, с одной стороны, наличия осо­бых гарантий неприкосновенности частной собственности, а с другой — закрепления в исключительной собственности го­сударства определенных природных объектов либо отраслей экономики.

Так, согласно ст. 6 Конституции Республики Казахстан (с из­менениями и дополнениями по состоянию на 2 февраля 2011 г.) земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, дру­гие природные ресурсы находятся в государственной собствен­ности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Конституции Республики Беларусь (ст. 13) закрепляет по­ложение о том, что недра, воды, леса составляют исключитель­ную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закре­плено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Важно отметить, что указанные выше конституции выделяют публичную (общественно-полезную) сущность собственности. Так, Конституции Республики Казахстан (ст. 6) закрепляет положение о том, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественно­му благу. Субъекты и объекты собственности, объем и преде­лы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

Согласно ст. 13 Конституция Республики Беларусь го­сударство осуществляет регулирование экономической де­ятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной эко­номической деятельности в социальных целях. Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управ­лении предприятиями, организациями и учреждениями с це­лью повышения эффективности их работы и улучшения со­циально-экономического уровня жизни.

Конституция Российской Федерации (ст. 9) устанавлива­ет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и де­ятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика