Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционно-правовые основы формирования комплексного правового института публичной собственности в странах Евразийского экономического союза - Евразийская интеграция
Научные статьи
23.07.14 14:51
Оглавление
Конституционно-правовые основы формирования комплексного правового института публичной собственности в странах Евразийского экономического союза
Евразийский экономический союз
Правовой институт
Евразийская интеграция
Все страницы







Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Вся подробная информация школьникам на сайте http://propedagog.ru

     Кроме этого, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения их эффективности определена трехуровневая система таких органов. В основу построения такой системы заложена типология функций федеральных органов исполнительной власти, определенная в рамках проводимой административной реформы. Одной из такого рода функций является функция по управлению государственным имуществом, под которой в указе понимается осуществление федеральным органом исполнительной власти полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

А. А. Ливеровский и А. Б. Новиков обоснованно полага­ют, что эффективность деятельности органов исполнительной власти по осуществлению закрепляемых в законодательстве функций должна оцениваться на основании нормативно уста­новленных, качественно и количественно определенных кри­териев, отражающих степень реализации конституционных принципов народовластия и решения других задач государ­ственного управления в их совокупности».

Следует поддержать позицию указанных авторов в опре­делении двух ключевых моментов: во-первых, это то, что концептуальные положения, определяющие стратегию дея­тельности органов исполнительной власти в области имуще­ственных отношений, должны исходить из соответствующих конституционно-правовых основ и принципов; во-вторых, то, что совершенствование и развитие органов исполнительной власти должно осуществляться в русле проходящих в России демократических процессов и носить публичный характер.

Важной особенностью административно-правовых норм, входящих в состав правового института публичной собствен­ности, является то, что они находятся на стыке конституцион­ного и административного права и при этом в значительной степени интегрированы в такие комплексные отрасли права, как: земельное, природоресурсное, жилищное, муниципаль­ное право и др. Речь, например, идёт о правовых нормах, за­крепляющих административные процедуры, особенности правосубъектности публичных образований как собственни­ков имущества; особенности возникновения, прекращения и осуществления права публичной собственности; особен­ности состава публичного имущества и его формирования; обязанности публичных собственников; порядок управления публичным имуществом; правовой режим использования пу­бличного имущества и т. д.

Указанные особенности административно-правовых норм, входящих в состав правового института публичной соб­ственности, обнаруживаются в правовых актах, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе органи­зации и деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельно­сти в области имущественных отношений.

По мнению А. В. Винницкого, такие особенности право­применительной деятельности, осуществляемой государ­ственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с нормами административного права, «видоиз­меняют право публичной собственности (по сравнению с об­щей гражданско-правовой моделью)». Он же обоснованно по­лагает, что такие административно-правовые нормы должны вводиться только в публичных интересах и в целях создания общих условий для эффективного выполнения государствен­ных и муниципальных функций на базе публичного имуще­ства и могут носить ограничительный характер, поскольку в рамках действующего законодательства регламентируют юридические процедуры и основания по, например, предо­ставлению объектов в публичную собственность, продаже по­мещений в процессе приватизации, реализации процедур распоряжения имуществом и т. д. 

Кроме этого, в состав правового института публичной собственности могут включаться нормы административного права, регламентирующие деятельность органов исполни­тельной власти по имущественному обеспечению реализации соответствующих государственных (муниципальных) функ­ций.

Речь идёт о регламентных нормах, которые, например, определяют порядок и организационные формы деятель­ности таких органов; порядок, сроки и процедуры планиро­вания соответствующих мероприятий, осуществления кон­троля и проведения отчётов об их выполнении; регулируют вопросы использования объектов публичной собственности; допускают, предписывают или запрещают совершение опре­деленных юридически значимых действий с принадлежащим им имуществом; распределяют полномочия между органами публичной власти в области имущественных отношений; уста­навливают юридические процедуры текущего управления и плановые показатели использования соответствующих объ­ектов и т. д.

При этом органы публичной власти, будучи одновре­менно собственниками и представителями интересов народа, призваны детально регламентировать в своих правовых актах в соответствии с требованиями федерального и регионально­го законодательства юридические процедуры осуществления многогранной правоприменительной деятельности в области имущественных отношений.

При этом часто происходит так, что объединение адми­нистративно-правовых и частноправовых норм, призванных регулировать имущественные отношения, приводит к прин­ципиальному изменению методологии правового регулирова­ния от диспозитивной к императивной или разрешительной.

В качестве примера можно привести постановление Пре­зидиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции от 12 мая 2009 г. № 17653/08, в котором сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой случаи соверше­ния органом власти от имени Российской Федерации тех или иных действий, прямо не предусмотренных законом, следует рассматривать в качестве оснований для запрещения соответ­ствующей сделки и признания её ничтожной.

Таким образом, автор приходит к выводу, что в составе междисциплинарного комплексного правового института пу­бличной собственности может быть выделен подинститут со­ответствующих норм административного права, призванных детально регламентировать деятельность органов исполни­тельной власти по реализации и исполнению полномочий пу­бличного собственника, а также юридические процедуры ре­ализации ими соответствующих государственных функций.

По мнению А. В. Винницкого, такая совокупность право­вых норм является «не просто административно-правовой составляющей межотраслевого института публичной соб­ственности. Общность таких установлений в их взаимосвязи представляет собой сложный нормативный комплекс отрас­левого характера — административно-имущественное право, которое образует относительно автономную систему и охва­тывает с точки зрения предмета регулирования как отноше­ния публичной собственности, так и тесно связанные с ними отношения, в рамках которых публичная администрация осу­ществляет: 1) планирование в отношении публичного имуще­ства; 2) формирование составов имущества публично-терри­ториальных образований, необходимого и достаточного для выполнения возложенных функций; 3) управление сформиро­ванными составами публичного имущества в рамках выполнения государственных или муниципальных функций; 4) учет и контроль в отношении публичного имущества».

По весьма точному выражению С. Д. Хазанова, «имен­но административно-правовой инструментарий и механизм функционирования исполнительных органов позволяют во­плотить в жизнь конституционно-правовые предписания».

Таким образом, комплексный междисциплинарный правовой институт публичной собственности объединяет правовые нормы различных публичных и частных отраслей права.

Нормы публичных отраслей права регулируют обще­ственные отношения, связанные с деятельностью органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления по реализации в области имущественных отношений за­крепляемых в законодательстве функций и полномочий, в соответствии с сущностью публичной власти и публичной собственности, которые проявляются в единой социальной направленности государственного управления и местного са­моуправления, а также в представлении и защите интересов соответствующего публичного образования и проживающего там населения.

Нормы частных отраслей права регламентируют право­вое положение публичных образований как участников граж­данско-правовых отношений, обязательным признаком кото­рого является закрепленное за ними на праве собственности обособленное имущество и их имущественные права.

На основе представленных выше рассуждений автор при­ходит к выводу, что междисциплинарный комплексный пра­вовой институт публичной собственности можно рассмотреть в узком и широком значении.

В первом случае такой институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в соответствующих публичных образованиях по поводу публичного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Во втором случае указанный институт охватывает совокупность правовых норм, регулирующих не только отношения публичной собственности, но и имущественные права публичных образований.

Таким образом, в России, Белоруссии, Казахстане правовой институт публичной собственности может быть определен как комплексный междисциплинарный институт национального права, представляющий собой совокупность норм различных публичных и частных отраслей права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе экономического (материального) обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации в области имущественных отношений закрепляемых в законодательстве функций и полномочий, в соответствии с сущностью и социальной направленностью публичной власти и публичной собственности.



Евразийская интеграция





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика