Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовой режим морских охраняемых районов в Антарктике
Научные статьи
23.07.14 16:31
Оглавление
Правовой режим морских охраняемых районов в Антарктике
АНТКОМ
Восточная Антарктика
Море Росса
Международное право
Правовой режим
Все страницы






Правовой режим морских охраняемых районов в Антарктике





Директор Правового департамента МИД России К. Г. Ге­воргян в своем докладе на 57-ом ежегодном собрании Россий­ской ассоциации международного права 25 июня 2014 г. от­метил, что в последние годы ряд стран активизировали свое желание объявить огромные акватории Мирового океана морскими охраняемыми районами (МОР) и тем самым огра­ничить свободу рыболовства в них. К. Г. Геворгян, в частности, упомянул воды Антарктики, где уже установлены МОРы, в которых запрещен коммерческий промысел живых морских ресурсов, что противоречит свободе рыболовства в открытом море.

Вопрос о необходимости мер сохранения морских живых ресурсов Антарктики возник в начале прошлого столетия в связи с развитием китобойного и зверобойного промыслов в водах Южного океана. Но попытки регулирования промыс­лов и связанной с ними деятельности в водах Южного океана носили, скорее, характер претензий на участки материка Ан­тарктиды, островов и прилегающих к ним акваторий, нежели применение меры по охране китов и тюленей. Так, в период до Второй мировой войны Великобритания в 1908 и 1917 гг. объ­явила претензии на все острова и территории между 20° и 50° з.д., к югу от 50° ю.ш., и между 59° и 80° з.д., к югу от 58° ю.ш.; Австралия в 1933 г. - на все острова и территории за исклю­чением французского сектора Адели, расположенного между меридианами 160° и 45° в.д., к югу от 60° ю.ш.; Новая Зеландия в 1923 г. - между 160° в. д. 150° з.д., к югу от 60° ю.ш., и так да­лее. Интересно, что в 1940 г. Чили и Аргентина одновременно выдвинули свои претензии на острова и территории, объяв­ленные ранее территорией Великобритании. Эти государства, принимавшие односторонние акты о государственной при­надлежности отдельных районов Антарктики, оправдывали свои действия разного рода историческими, географическими и юридическими аргументами. В послевоенный период в Ан­тарктике значительно усилилась не только промысловая, но и научная деятельность ряда стран - как имеющих террито­риальные претензии, так и не имеющих, в том числе СССР и США. СССР и США никогда не заявляли своих территориаль­ных притязаний в Антарктике, однако сохраняя за собой пра­во на владение всем континентом Антарктида на основе его географического открытия в 1820 г. русскими моряками под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (СССР, 1939 г.) и американскими зверопромышленниками под руко­водством Н. Палмера (США, 1958 г). В конце 50-х годов назрела необходимость принятия международного решения о режи­ме управления Антарктикой и равнозначной деятельности заинтересованных стран без нанесения ущерба ледовому кон­тиненту, окружающим его водам и обитателям суши и моря. Предпосылками для этого послужило успешное проведение Международного геофизического года 1957-1958 гг., и при ак­тивном участии СССР 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне был под­писан Договор об Антарктике. Этот исторический документ, действующий до сих пор и переросший со временем в Систе­му Договора, заморозил территориальные претензии отдель­ных стран и заложил основы международных мер по охране и сохранению живых ресурсов Антарктики (статья IX, пункт f). Ряд дополнений к этому пункту был принят позднее.

Первой международной Мерой по сохранению (МС) морских живых ресурсов Антарктики стала принятая 2 дека­бря 1946 г. международная Конвенция по регулированию ки­тобойного промысла, которая распространяла свое действие, в том числе и на антарктический регион.

На основе Консультативных совещаний по Договору об Антарктике в 1972 г. была создана и вступила в силу 11 мар­та 1978 г. Конвенция по сохранению антарктических тюленей. Однако к тому времени интерес к промыслу антарктических тюленей сошел на нет. В 70-е и 80-е годы промысловиков в Ан­тарктике привлекали огромные ресурсы антарктического кри­ля, рыб и других морских организмов, возможность добычи которых прежде всего доказали научно-промысловые экспе­диции Советского Союза.

Сегодня промысел морских биоресурсов Южного океа­на регулируется Конвенцией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, которая была подписана в Канберре в 1980 г. и действует с первой сессии одноименной Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), прошедшей в г. Хобарт (Австралия) в 1982 г. По состоянию на ноябрь 2013 г. в АНТКОМ включены 25 стран-участниц (Ав­стралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Гер­мания, Европейский Союз, Индия, Испания, Италия, Китай, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Россия, США, Украина, Уругвай, Франция, Чили, Швеция, ЮАР, Южная Ко­рея, Япония), из них активный промысел в водах Антарктики ведут Австралия, Аргентина, Великобритания, Испания, Ки­тай, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Республика Корея, Россия, Украина, Франция, Чили, ЮАР и Япония. Комиссия регулирует любую деятельность по изучению и рациональ­ному использованию морских живых ресурсов Антарктики, ее штаб-квартира и Секретариат находятся в г. Хобарт (Тасма­ния, Австралия). В состав Комиссии входит Научный Комитет, который проводит три постоянно действующие Рабочие груп­пы: по экосистемному мониторингу и управлению, моделиро­ванию и по оценке запасов промысловых (целевых) видов рыб и других гидробионтов. Секретариат Комиссии при участии специалистов всех стран-участниц АНТКОМ ежегодно про­водит совещания Рабочих групп. Юрисдикция АНТКОМ рас­пространяется на акваторию площадью около 33 млн кв. км. Для удобства управления Конвенционная зона была разделена на три района: атлантический (Район 48), индоокеанский (Рай­он 58) и тихоокеанский (Район 88). Каждый из этих районов, в свою очередь, подразделяется на более мелкие подрайоны и мелкомасштабные участки, в том числе мелкомасштабные исследовательские единицы (Small-Scale Research Unit, SSRU), установленные, прежде всего, для исключения чрезмерной концентрации уловов и промыслового усилия (рис. 1).

Исследовательская деятельность и режим рыболовства в пределах выделенной акватории регулируется, исходя из решений и рекомендаций, принимаемых ежегодно на оче­редных сессиях, которые традиционно проводятся в штаб- квартире АНТКОМ в октябре-ноябре путем принятия или отмены специальных Мер по сохранению, определяющих объемы вылова по видам и статистическим районам, ограни­чению сроков промысла, количеству судов на промысле, огра­ничения по орудиям лова и т.д. К настоящему времени всего было принято более 483 МС, часть из которых уже отменена, но значительное их количество на сегодня остается в силе и их выполнение обязательно для всех стран-участниц и присоеди­нившихся стран.

Конвенция и созданная на ее базе Комиссия АНТКОМ стали логической природоохранной частью системы Договора об Антарктике. Эффективность работы Комиссии АНТКОМ была оценена на специальном Симпозиуме, посвященном ее 25-летней деятельности, организованном в Чили (Южный Университет, г. Вальдивия) в апреле 2005 г. В заседаниях уча­ствовало 40 представителей из 17 стран. В ходе заседаний было отмечено, что Комиссия АНТКОМ - это первый международ­ный опыт применения экосистемного подхода в деле сохране­ния морских живых ресурсов, ставший в тоже время основой для прогрессивного сотрудничества в Антарктике. За время ее существования было разработано большое количество но­вых методов решения проблем сохранения живой природы и управления промыслом, даны характеристики экосистемам и объектам промысла.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика