Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовой режим морских охраняемых районов в Антарктике - Восточная Антарктика
Научные статьи
23.07.14 16:31
Оглавление
Правовой режим морских охраняемых районов в Антарктике
АНТКОМ
Восточная Антарктика
Море Росса
Международное право
Правовой режим
Все страницы









      Российская делегация отметила, что приведенные Новой Зеландией аргументы в значительной мере несостоятельны. Острова Баллени, как и большинство островов и гор вулка­нического происхождения, имеют очень узкий шельф и ма­териковый склон (свал), которые входят в уже запрещенную АНТКОМ 10-мильную зону, закрытую для промысла (МС 41­09). Более того, на протяжении последних 7 лет доля вылова клыкача в районе о-вов Баллени остается незначительной в общем вылове клыкача судами Новой Зеландии, в море Рос­са. Кроме того, острова Баллени труднодоступны и покрыты льдом, что делает их малопригодными не только для туристов, но и для высадки ученых и проведения научных наблюдений. По этим причинам в ближайшем и даже в отдаленном буду­щем нет оснований ожидать серьезного воздействия человека на экосистемы о-вов Баллени и водного пространства вокруг них. Представитель Японии также высказал мнение о том, что имеющихся на сегодня данных для установления МОР вокруг о-вов Баллени явно недостаточно. Кроме того, потенциаль­ная промысловая акватория, прилегающая к о-вам Баллени, должна быть рассмотрена с позиций статьи II
Конвенции, предусматривающей рациональное использование живых ресурсов, а введение здесь 50-мильной зоны МОР не отвечает этому принципу. Введение такого МОР могло бы стать пер­вым случаем установления большой «охраняемой» акватории за пределами чьей-либо ИЭЗ, но в зоне действия Конвенции и Договора об Антарктике. Отметим, что к настоящему вре­мени в одностороннем порядке объявлены охраняемые зоны (по сути дела, те же МОРы) вокруг островов Принс Эдуард (Южная Африка), Херд и Макдональд (Австралия), Кергелен и Крозе (Франция) и особой морской зоны вокруг Южной Георгии (Великобритания) внутри Конвенционного района АНТКОМ, что стало возможным только в связи с тем, что они находятся севернее 60° ю.ш. и не подпадают под действие До­говора об Антарктике.

Особую активность в рассмотрении вопроса о введении МОРов в зоне АНТКОМ проявляют страны-участницы из Южного полушария, выступающие с инициативами выделе­ния для них специальных охраняемых участков суши и аква­торий (МОРов). Уже в 2005 г. по инициативе Новой Зеландии, Австралии, Южной Африки, при поддержке США, Велико­британии, Франции и природоохранных организаций, в част­ности АСОК (Коалиция по Антарктике и Южному Океану), в АНТКОМ было внесено предложение об установлении не­скольких МОР. Не получив одобрения по данному предложе­нию в структуре АНТКОМ, эти страны предприняли попытку создания Особо охраняемых районов Антарктики (ASPA) с морскими компонентами в рамках Комитета по охране окру­жающей среды (КООС), созданного в 1998 г. после вступления в силу Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Наибольшую активность этот процесс получил в 2007 г. на XXX сессии КСДА, в структуре которого работает КООС. Российская делегация отвергла эти предложения с мо­тивировкой, что создание МОРов в Антарктике является ис­ключительной прерогативой АНТКОМ. Именно эта междуна­родная организация регулирует не только природоохранные процессы, но и рациональную добычу биологических ресурсов океана. Было решено продолжить это обсуждение на совмест­ном семинаре Научного комитета АНТКОМ и КООС перед началом XXII КСДА в г. Балтиморе (США) в 2009 г. Участники семинара решили, что создание МОРов в Антарктике должно осуществляться в рамках полномочий АНТКОМ. Как видно из таблицы 1, инициаторами создания МОРов в зоне действия АНТКОМ, выступают страны, имеющие постоянный стабиль­ный ежегодный вылов клыкача в своей ИЭЗ. В связи с этим возникает вопрос, о преднамеренном и целенаправленном закрытии районов общего промысла клыкача странами-чле­нами АНТКОМ и создании монополии на лов клыкача под «зонтиком» мониторинга в МОРах.

Табл. 1. Общий вылов клыкача (в тоннах) в ИЭЗ в период 2010-2013 гг. , и вылов России в зоне АНТКОМ

Страна

2010/11 гг.

2011/12 гг.

2012/13 гг.

Австралия

2564

2717

2413

Великобритания

1767*

1539*

1693*

Новая Зеландия

1540*

1358*

1563*

Франция

5938

5608

3750

Россия

456

524*

405

* промысел патагонского и антарктического клыкачей (D. eleginoides + D. mawsoni)

В 2008 г. по инициативе ряда международных организа­ций и стран-участниц в АНТКОМ было внесено предложение о выделении 11 перспективных районов особого интереса, а год спустя был утвержден план по их созданию. Районы, кото­рые были официально созданы для особой охраны или управ­ления в рамках Протокола по охране окружающей среды к До­говору об Антарктике, Приложение V «Охраняемые районы Антарктики» ASPA - Antarctic Specially Protected Area (Особо охраняемый район Антарктики) и ASMA - Antarctic Specially Managed Area (Особого управляемые районы в Антарктике), преимущественно относились к наземным экосистемам и от­части расположенным вблизи их небольшим морским участ­кам. Однако, многие критерии, которые лежали в основе соз­дания ASPA и ASMA, были использованы и при планировании МОРов со значительными морскими составляющими.

В 2011 г. Международная неправительственная приро­доохранная организация «Альянс Антарктического Океана» предложила создать сеть морских охраняемых районов и за­крытых для промысла морских заповедников в 19 конкретных районах вокруг Антарктики. В соответствии с этим АНТКОМ принял программу по разработке репрезентативной системы морских охраняемых районов (МОРов) с целью сохранения морского биоразнообразия в зоне действия Конвенции. Для регулирования и обоснования деятельности по созданию МО­Ров по инициативе и при активном участии российской деле­гации была разработана Мера по сохранению 91-04 «Общая система для создания морских охраняемых районов МОР», принятая на XXX сессии АНТКОМ в 2011 г. В соответствии с этой МС процедура выделения МОР должна отвечать следую­щим требованиям:

                     предложения по МОР должны четко определять природоохранные ценности, задачи МОР, план мо­ниторинга и исследований, план их выполнения и представления отчетности;

                     планы управления, проведения исследований и/или научного мониторинга должны быть включены в предложения для каждого МОР, так же, как и четкие временные рамки, в пределах которых каждый МОР может быть пересмотрен на основе информации, со­бранной согласно этим планам;

                     планы мониторинга и проведения исследований должны разрабатываться до создания какого-либо МОРа.

Начиная с 2011 г., наиболее дискутируемыми вопросами в тематике Научного Комитета и Комиссии АНТКОМ являет­ся создание МОРов в море Росса и Восточной Антарктике.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика