Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О гармонизации национального законодательства России как конституционно-правовой категории
Научные статьи
24.07.14 14:21

вернуться

О гармонизации национального законодательства России как конституционно-правовой категории

 

Дальнейшее развитие глобализационных процессов зада­ет вектор максимального расширения границ международно­правовых отношений. Провозглашение глобализации наци­ональных законодательств в сложившейся ситуации видится как процесс преодоления юридических коллизий, возникаю­щих в результате динамичной интеграции современных госу­дарств в единое правовое поле, как одна из целей подлинно демократической страны. Современным государствам следует разрабатывать механизмы, направленные на гармонизацию правовой регламентации поведения субъектов правоотноше­ний.

Дефиниция «гармонизация национального законо­дательства» сравнительно недавно и обособлено изучается дисциплинами «Общая теория государства и права», «Кон­ституционное право», однако в правовой системе России уко­ренилась давно.

Солидаризируясь с мнением А. М. Васильева, стоит от­метить, что фактически фундаментальные исследования госу­дарственно-правовой реальности, как специального объекта правоведения в целом, составляют самую суть предмета этой науки; общая теория государства и права, углубляя свои зна­ния о существенном (сущностном) и закономерном, призвана показать логику развития и теоретически достоверную на дан­ный момент картину государственно-правовой формы обще­ственной жизни, выразив ее в системе понятий, категорий та­кой, какая она есть в действительности.

Оспаривать право общей теории государства и права вы­ступать «творцом» основного понятийно-категориального ап­парата отраслевых наук нецелесообразно. Однако, учитывая ориентированность большинства правоведов, в основном, на изучение процессов имплементации международно-право­вых норм и принципов на фоне констатации факта признания суверенными государствами ратифицированных ими единых международно-правовых стандартов прав и свобод человека, логично предположить, что понятие «гармонизация» вос­принимается данными государствоведами, прежде всего, как конституционно-правовая категория. Этим, в целом, объясня­ется недостаточный научный интерес большинства авторов- государствоведов к разрабатываемой тематике. Данное обсто­ятельство представляется вполне логичным и дальновидным, учитывая особый фундаментальный статус конституционного права как отрасли, составляющей предмета регулирования которой следует считать и общественные отношения, возни­кающие в процессе осуществления государственной власти, а именно в сфере основ организации и деятельности органов государственной власти.

Изучаемое понятие, своевременно не получившее долж­ного внимания со стороны отечественных теоретико-правовой и конституционно-правовой доктрин, изначально возникло в тексте нормативно-правовых актов России, входящих в систе­му источников конституционного права.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1085 в качестве одного из полномочий Феде­ральной службы по техническому и экспортному контролю было закреплено участие в подготовке и реализации меро­приятий по гармонизации и унификации национальных за­конодательств в области экспортного контроля государств

-     участников Содружества Независимых Государств и госу­дарств - членов Евразийского экономического сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Из содержания Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия» следует, что гармонизация межнациональных отношений, в совокупности с единством многонационального народа Российской Федера­ции, обеспечением условий для его полноправного развития, органично включены в комплекс приоритетных направлений государственной политики России, осуществляемой высшими органами государственной власти и, прежде всего, Правитель­ством РФ.

В силу положений постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 761 гармонизация системы правового регу­лирования в сфере защиты жизни или здоровья человека, животных и растений с международными стандартами дей­ствующих на территории Российской Федерации санитарно­эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер поименована длящимся процессом, направленным на совершенствование системы правового ре­гулирования данной сферы общественных отношений.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 понятие «гармонизация» применено в контексте провозглашения необходимости содействовать укреплению гражданского единства и гармонизации межна­циональных отношений в целях укрепления единства много­национального народа Российской Федерации (российской нации). Можно предположить, что гармонизация межнаци­ональных отношений воспринимается в данном случае как правовая гарантия укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, т. е. народного суверенитета в целом. С другой стороны, гармонизация межнациональных отношений рассматривается в качестве целевого индикатора и показателя эффективности всей федеральной целевой про­граммы, утвержденной данным постановлением Правитель­ства Российской Федерации. В качестве оценочного критерия при этом воспринимается показатель доли субъектов Россий­ской Федерации, реализующих региональные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармо­низацию межнациональных отношений в сравнении с общим количеством субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты, принятые рядом субъектов Российской Федерации, в частности, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, демонстрируют деятельное стрем­ление отдельных регионов России включиться в гармонизационный процесс.

Так, областной закон Ленинградской области от 24.12.2013 № 102-оз в качестве элемента государственной программы Ле­нинградской области «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» включает подпрограмму «Гармони­зация межнациональных и межконфессиональных отноше­ний в Ленинградской области».

Принятие постановления Правительства Ленинградской области «О долгосрочной целевой программе "Гармониза­ция межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы"» осуществлено в целях реализации государственной национальной политики, сохранения межнационального взаимопонимания и межконфессионального согласия на территории Ленинградской об­ласти.

Соответственно, в данном прочтении понятие «гармони­зация» напрямую связано с Основами конституционно-право­го строя, которые позволяют России позиционировать себя как демократическое, правовое, светское государство, целью которого является обеспечение стабильной социально-поли­тической обстановки на всей территории страны.

Руководствуясь вышеприведенным обзором отдельных нормативно-правовых актов системы законодательства, сле­дует отметить, что Россия активно включилась в процесс гло­бализации, подобно многим ведущим государствам мира, и движется по пути расширения границ международно-право­вых отношений.

Гармонизация внутринационального законодательства России, в первую очередь, гармонизация конституционного законодательства, адекватна требованиям времени, однако не столь однозначна. Особое значение приобретают вопросы эффективного функционирования единого конституционно­правового механизма обеспечения национальной безопасно­сти, направленного на предотвращение развития негативных последствий необдуманных гармонизационных процессов.

Как справедливо отметил профессор Б. С. Эбзеев в при­ветственном слове к участникам VI Международной школы- практикума молодых ученых-юристов, процесс глобализации объективный и остановить его невозможно, поэтому сегодня стоит вопрос о сохранении суверенности государства в этом процессе в условиях признания общепризнанных принципов и норм международного права и одновременно понимания, что международное право и принципы не только являются итогом согласованных действий государств, но и в то же время направлены на обеспечение интересов каждого из участников.

Следует согласиться с мнением авторов, которые, подоб­но Б. С. Эбзееву, отмечают, что Россия как уникальное евра­зийское государство, наделенное даром впитывать все новое, положительное и, переосмысливая, утверждать это в качестве собственной национальной традиции, не должна в полном объеме безоглядно воспринимать категории и стандарты, предлагаемые международным сообществом. В противном случае это может иметь и оборотную сторону, приведя Рос­сию к утрате цивилизационной идентичности из-за стремле­ния искусственного включения в правовую систему страны международных стандартов, которые не были последователь­но сформированы в ходе поэтапного и органично протекаю­щего исторического процесса.

Цивилизационную идентичность в аспекте конституци­онно-правового понимания следует трактовать как националь­ную безопасность Российской Федерации, предполагающую, прежде всего, безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в России, включившейся в процесс глобализации, в том числе и путем гармонизации внутринациональной системы права.

Положения Указа Президента РФ «О Стратегии нацио­нальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» позволяют вполне конкретно определить позицию российско­го государства относительно глобализационного и в том числе гармонизационного процессов. Прежде всего, очевидно, что рассчитаны эти процессы на долгосрочную перспективу и вы­страиваются на основе принципов международного права, на условиях обеспечения надежной и равной безопасности госу­дарственного суверенитета участников названных процессов. Россия же в целях защиты своих национальных интересов бу­дет проводить рациональную и прагматичную внешнюю по­литику, построенную на всемерном укреплении механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последова­тельное формирование общих пространств в сферах экономи­ки, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры.

В связи с этим особенно актуально звучит тезис В. Д. Зорькина, председателя Конституционного Суда Российской Федерации, о том, что в процессе сближения правовых систем государств весьма определенно должен быть очерчен «предел уступчивости» участников глобализационных процессов. Как следует из умозаключений этого ведущего конституционали­ста, именно верховенство права, как универсальный принцип международного права и национальных правовых систем эпо­хи модерна, построенных на принципах юридического равен­ства и справедливости, может определить сущность современ­ной цивилизации, предотвратив ее крах.

Именно верховенство права позволит обеспечить защи­щенность интересов личности, общества, государства от ши­рокого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей политико-правовой природе.

Подводя итог сказанному, логично воспринимать гармо­низацию внутринационального законодательства как глоба­лизационную форму сближения правовых систем подлинно демократических, правовых, светских государств путем обе­спечения единообразия внутригосударственного правового регулирования, построенного на принципах международного права, но при условии неуклонного обеспечения надежной и равной безопасности государственного суверенитета каждой из стран-участниц гармонизационных процессов посредством гарантированного уважения, реализации и защиты Основ конституционного строя.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика