Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Этимология и онтология понятия «гражданское общество» в России
Научные статьи
24.07.14 14:30
Оглавление
Этимология и онтология понятия «гражданское общество» в России
Гражданское общество
Теория и история государства и права
Все страницы

вернуться

Этимология и онтология понятия «гражданское общество» в России

 


Слово «civitas» (от латинского civis - «гражданин») обо­значает гражданскую общину, члены которой были субъекта­ми римского гражданского права (ius civile).

Слова «civitas», «civis», «ius civile» имели синкретичный (слитный) смысл, без различения их политических и неполи­тических значений. По мнению В. С. Нерсесянца, неполити­ческое значение вышеуказанных слов сохранилось в терминах «гражданское общество», «гражданское право», а политиче­ское значение - в термине «гражданин».

Античные философы Платон, Аристотель и Цицерон ис­пользовали понятие «гражданское общество», обозначая сложив­шиеся в Древней Греции и Древнем Риме общественные системы.

Согласно трудам французского исследователя Д. Кола, впервые термин «гражданское общество» был упомянут во II в. до н.э. в «Политике» Аристотеля: «...Прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие "гражда­нин", ибо государство есть не что иное, как совокупность граж­дан, гражданское общество».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследо­вание проблем гражданского общества восходит к античной философской мысли.

Понятие «гражданское общество» было категорией юри­спруденции в период Античности, в политической филосо­фии Средневековья - отражало отличие от религиозных ин­ститутов, а в XVI в. - от природного, естественного состояния. С XVII в. это понятие начинает вбирать в себя отдельные черты его современного содержания. Причем, по мнению Л. Ю. Грудициной, порой содержание совпадает с названием, как у А. Фергюсона в «Очерках истории гражданского общества», или, напротив, как у А. Смита, без упоминания термина «граж­данское общество» с достаточной полнотой отражаются его сущностные характеристики: общество с выраженной частной активностью, отличное от семьи, отстоящее от государства.

Устойчивое употребление термин «гражданское обще­ство» приобрел в XVIII в.

Гражданское общество - это «употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время и на данной территории уча­ствуют в образовании гражданского права. Член гражданско­го общества выступает или в качестве субъекта гражданских прав, или в качестве власти (законодательства и суда), которая по призыву субъек­тов защищает их права».

Представляется интересной точка зрения О. Г. Румянцева, рассматривающего гражданское общество в концепции кон­ституционного строя России. По его мнению, существуют три начала гражданского общества - индивид, коллектив, цивили­зованная власть. Само понятие «гражданское общество» он рас­сматривает как микромир конституционной модели, повторя­ющий указанное взаимодействие «на собственном этаже».

О.  Г. Румянцев полагает, что проблема гражданского обще­ства сводится к предотвращению форм организаций, в том чис­ле государственных, при которых внутренние интересы членов общества подменяются внешними интересами аппарата.

В. Д. Зорькин и В. А. Кикоть рассматривают гражданское общество как необходимый и рациональный способ социаль­ного существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. В нем создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс.

По мнению О. Е. Кутафина, «в условиях традиционной неразвитости институтов гражданского общества в нашей стране необходимо конституционное закрепление основ их свободного саморазвития».

Л. Карпов отмечает, что гражданское общество «есть со­вокупность независимых от государства производителей, а также саморегулирующихся организаций вроде профсоюзов, политических партий, культурных организаций, научных ас­социаций, а также семьи и церкви».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика