Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль обычая и норм шариата в регулировании общественных отношений у народов Северного Кавказа (XIX – начало XX вв.) - Северный Кавказ
Научные статьи
25.07.14 10:40
Оглавление
Роль обычая и норм шариата в регулировании общественных отношений у народов Северного Кавказа (XIX – начало XX вв.)
Северный Кавказ
Все страницы











     В 1828 г. император Николай I отдает приказ военному министру, генерал-адъютанту князю А. Н. Чернышеву, орга­низовать работу по составлению свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа. В 30-40-х гг. XIX в. по специаль­но разработанной программе проводился сбор адатов со слов «мирных» горцев, живущих на равнине. По мнению исследо­вателей, программа не отличалась ни полнотой, ни конкрет­ностью заданий. И с этим нельзя не согласиться. В указанный период на большей части Дагестана и Чечни шли военные действия. Получение информации на неподконтрольных рос­сийским войскам территориях было невозможно. А ведь, как известно, несмотря на общие принципы и институты, нормы обычного права в горских обществах различались, в особенно­сти на равнине и в горных районах. Нельзя также исключить тот факт, что языковый барьер, существовавший в общении с горцами, мог вызвать искажение информации. Более того, сами информаторы по разным причинам могли сообщить недостоверные сведения. Однако полученные данные имеют неоценимое значение для изучения правовой культуры наро­дов Кавказа. Все собранные материалы поступили в Одесский университет, где подверглись систематизации и внимательно­му изучению. Впоследствии под редакцией Ф. И. Леонтовича были изданы два выпуска «Адатов кавказских горцев», зна­чение которых для исследования общественного быта народов Северного Кавказа сохраняется и в наши дни.

Начиная с конца XVIII в. стал решаться вопрос о созда­нии судов для новых подданных и правоприменении в них. В 20-40-х гг. XIX в. на территориях, подконтрольных российско­му правительству, стали действовать новые суды, в частности, народный суд для «чеченских народов над Сунжею и выше к горам». В нем по частноправовым спорам применялись мест­ные адаты и шариат, действие норм которого ограничивалось сферой семейно-брачных и наследственных отношений.

Более активно процесс сбора, систематизации адатов про­ходил во второй половине XIX в., по мере завершения военных действия как на Северо-Восточном (1859 г.), так и Северо-За­падном Кавказе (1864 г.). Во второй половине 60-70-х гг. XIX в. окончательно сложилась система судов для горцев (окружные, горские словесные, сельские (аульные) и третейские). Дела раз­решались коллегией судей в составе русского офицера (пред­ставителя администрации), депутатов от горцев и духовных лиц, в соответствии с нормами адата и шариата (для мусуль­ман). Российское право подлежало применению лишь при наличии пробела в адате. Образцом становится Чеченский народный суд (Мэхкемэ Чачани), учрежденный в 1852 г. в кре­пости Грозной по инициативе командующего Левым флангом Кавказской линии генерал-адъютанта князя А. И. Барятинско­го (будущего наместника на Кавказе). Суд имел целый ряд преимуществ и пользовался успехом у чеченцев.

В 1876 г. при отделении этнографии Русского географи­ческого общества создается особая комиссия для составления новой программы для собирания юридических обычаев с ис­пользованием ранее изданных программ по этому вопросу. Почти через десять лет, в 1889 г., указанная программа была издана Комиссией собрания народных юридических обычаев. В 1897 г. при Юридическом обществе в Санкт-Петербурге открывается отделение обычного права, сотрудники которого занимались сбором и систематизацией норм обычного права народов Российской империи. Те же задачи решали Комиссия по изучению обычного права при этнографическом отделе­нии Русского географического общества и Императорское об­щество любителей естествознания, антропологии и этногра­фии. Они проводили глубокие исследования обычного права народов России. Однако, несмотря на всю свою огромную значимость для современной науки, эти исследования носили преимущественно историко-этнографический характер. Си­стематизация адатов позволила решить проблему их отбора, приспособления к российскому законодательству и примене­ния в новых судах для горцев.

Известно, что местные имамы пытались утвердить в гор­ской среде, главным образом, нормы шариата, используя для этого любые средства, включая угрозы. Так, еще в начале XIX в. Кази-мулла, первый имам Дагестана и Чечни, в одном из сво­их обращений к горцам, обличая адаты, писал следующее: «Книги обычая — это кодексы рабов, коварного шайтана.». Идеи имама были подхвачены его сторонниками в Дагестане и Чечне, в частности Ташов-хаджи. По некоторым сведениям, особенно жестко преследовал адат третий имам — Шамиль. Однако и ему приходилось идти на некоторые уступки, в осо­бенности чеченцам, известным особым уважением к собствен­ным адатам.

Напротив, представители российской администрации в вопросе о правоприменении по делам горцев отдавали пред­почтение, прежде всего, адату. И это неслучайно. Ведь нормы адата можно было изменить, приспособить к новым условиям, оставив только те, которые не противоречили российскому праву. Напротив, нормы шариата оставались незыблемыми. Основанный на исламе и взятый на вооружение мюридизмом, под знаменем которого развивалось движение горцев-мусуль- ман Северного Кавказа в 20-60-х гг. XIX в., шариат не мог со­хранить свои прежние позиции. В декабре 1862 г. в письме новому наместнику на Кавказе великому князю Михаилу Ни­колаевичу князь А. И. Барятинский писал о необходимости возрождения адата в противовес шариату.

Конечной целью российского правительства и его кавказ­ской администрации становится окончательное слияние гор­ских районов Северного Кавказа с внутренними губерниями, замена в судах адата и шариата нормами российского права, как это произошло еще в конце XVIII в. с правоприменением по делам, связанным с тяжкими уголовными преступлениями горцев. Наиболее активно такая политика проводилась с кон­ца 70-х гг. XIX в. В то же время в высших органах власти импе­рии сложилось понимание необходимости действовать в этом вопросе осторожно и постепенно, не пренебрегая особенно­стями региона. В начале XX в. на смену централизму пришла политика регионализма, сторонником и проводником кото­рой стал последний наместник на Кавказе генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков. И этот шаг во многом объясня­ется ситуацией в России и на Кавказе. Сами горцы оказались вовлеченными в качественно новые общественные отношения (товарного хозяйства, торговли, предпринимательства), кото­рые могли регулироваться только российским правом.

Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на запрет устаревших норм и внесенные изменения, российское прави­тельство, кавказская и местная администрации, сохранив адат и разрешив его применение в судах, во многом облегчили адаптацию горцев в составе империи. В более поздние перио­ды нормы адата и шариата продолжали действовать в основ­ном на бытовом уровне.

     В последние десятилетия некоторые национальные рай­оны Северного Кавказа, прежде всего Дагестан и Чечня, пере­живают процесс возрождения старых и формирования новых адатов. Особенно четко данная тенденция проявилась в пери­од военных действий в Чеченской Республике. В то же время усилившийся ислам вызывает у части верующих сомнение в значимости и легитимности норм адата. «В целом традиция («бытовой» и «правовой» адат) как нормативный регулятор общества будет и дальше терять свое значение, — пишет эт­нограф А. А. Ярлыкапов. — Однако это будет происходить не в результате дальнейшего развития модернизационных процессов, а в значительной мере как результат вытеснения религиозным правом в ходе конкуренции разных правовых систем». Данный факт отнюдь не означает, по мнению иссле­дователя, что наблюдающаяся в последнее время «истеричная пропаганда» по поводу тотальной шариатизации региона со­ответствует действительности. На самом деле, шариат имеет лишь ограниченную сферу влияния на общество. Безусловно, все жители региона, независимо от национальности или веро­исповедания, являясь российскими гражданами, находятся в российском правовом поле, обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика