Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Защита прав российских соотечественников в Приднестровье и Молдове - Правовая культура
Научные статьи
21.08.14 13:26
Оглавление
Защита прав российских соотечественников в Приднестровье и Молдове
Правовая культура
Все страницы







    Результаты опроса «Правоприменение в отношении российских соотечественников в Молдове и Приднестровье в 2013 году» выявили невысокую правовую грамотность как жителей Молдовы, так и Приднестровья. Подавляющее боль­шинство опрошенных, 90,3%, говорят о необходимости широ­кой правовой разъяснительной работы с российскими соотече­ственниками. Среди основных причин выделяются следующие: «увеличение бдительности населения», «для своего же блага», «в личных интересах», «для умения отстаивать свои права», «чтобы нас не обманывали». Среди тех, кто считает, что подоб­ные разъяснения не нужны, основным мнением является то, что «данная работа все равно проводиться не будет».

Таким образом, востребованность правовых услуг во многом основывается на правовой привычке, устойчивой внутренней потребности индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. В привычках откладывается и «спрессовывается» определенное опытом собственной жизни проверенное знание права. Многие правоведы склонны счи­тать, что степень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе является зримым и веским показателем состояния правовой культуры общества. В со­временных условиях в ПМР необходима планомерная работа по воспитанию и развитию правовой культуры у населения.

Важнейшими сферами общественно-повседневной жизне­деятельности, где проявляются доминанты отношения к людям различной национальности, являются системы образования, здравоохранения и правопорядка и, прежде всего, обеспечения личной безопасности граждан. Большинство опрошенных в РМ русских высказали неуверенность в обеспечении своих прав в этих сферах.

Знаковым индикатором соблюдения прав человека в Мол­дове является положение российских соотечественников в сфере образования. Большинство опрошенных имеют де­тей — учащихся школ, колледжей или студентов вузов. Около половины участников опроса заявили, что имеют основания жаловаться на тенденциозность и предвзятость преподавате­лей в связи с принадлежностью ребенка к русской националь­ности, в том числе около 7% подавали официальные жалобы по этому поводу.

Так, например, более 90% выразили уверенность, что с мне­нием населения не посчитаются, если власти найдут целесоо­бразным закрыть русскую школу в данном населенном пункте и перевести детей в молдавскую или другую русскую школу. Эти выводы людей, проживающих на правом берегу Днестра (за исключением приднестровского г. Бендеры), разделяют и жители Приднестровья. Они также считают маловероят­ным, что граждане РМ окажут противодействие определенным мерам властей в судебном порядке или мирными силовыми акциями в виде пикетов на улице и т.п. Пассивная позиция граждан в вопросе о размещении школ с учетом интересов родителей объясняется прежде всего тем, что люди не уверены в возможности решения судов в их пользу.

Вместе с тем, по многим другим вопросам, мнение пред­ставителей русских общин, зафиксированное опросом в РМ и ПМР, оказалось прямо противоположным.

Свыше 90% русских в Молдове выразили мнение о том, что их право на труд может быть безнаказанно нарушено по при­чине языковой дискриминации (за общение на русском языке с коллегами и в делопроизводстве). В то же время в Придне­стровье около 90% уверены в обратном: «органы госнадзора не допустят несправедливого увольнения работника». Русские в ПМР больше уверены в своей личной безопасности и в за­щищенности от оскорблений, агрессии со стороны предста­вителей другой национальности. Тем более, что такие случаи не зафиксированы в Приднестровье. В РМ почти 80% считают, что в национальном противостоянии полиция не предпримет действенных мер против нарушителей, допускающих оскор­бления личного достоинства в адрес русских.

Не уверены русские, проживающие в РМ, и в беспристраст­ности к ним большинства судей, которые, по их мнению, дей­ствуют не в соответствии с законом, а руководствуются полити­кой государственных органов, указанием властей или частными интересами представителей титульной нации.

Судебная система государства зависит от института Прези­дента. Так считают и в РМ и в ПМР большинство опрошенных (87% и 92%), но, по мнению приднестровцев, судьи должны в целом быть гарантом законности, т.е. могут отменить неза­конное решение администрации.

Русские в Молдове не уверены и в том, что у них есть воз­можность обжаловать незаконное решение чиновника и по ад­министративной линии у вышестоящего руководителя: бо­лее 60% опрошенных высказали сомнение в том, что человек способен остановить чиновника в реализации незаконного решения.

На уровне межличностных отношений между русскими и молдаванами в РМ отмечается меньшая вероятность напря­женности, проявления склонности представителей титульной нации использовать для решения споров жесткое психологи­ческое давление или физическое насилие с целью запугивания русских жителей. Свыше 60% опрошенных российских соот­ечественников считают это маловероятным.

Отсутствие объективных причин для межнациональной розни в РМ подтверждается и тем, что менее 20% русских от­метили свое недоверие к людям титульной нации, почти столь­ко же не ответили или затруднились ответить на этот вопрос. Можно предположить, что для этой части респондентов он не является актуальным или тревожным.

Правовая культура — это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом под культурой пони­маются не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. Ее формирование и развитие зависит от нрав­ственности, уровня экономического развития общества, ма­териального благосостояния народа. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а на­личие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Взаимодействие с государственными структурами в контек­сте защиты своих прав и свобод является одним из важнейших элементов правовой культуры как личности, так и отдельной группы. Не многим более 10% принявших участие в опро­се ответили, что в случае нарушения их прав обратились бы в правоохранительные органы. Свидетельствует это о достаточ­но низкой правовой культуре, с одной стороны, и недоверием к механизму осуществления правосудия — с другой. Данный вывод подтверждается и результатами опроса: не подавали жалобу потому, что «... ответственный не был бы привлечен к ответственности» — 67,5% респондентов, еще 65,0% — указали на сложность, длительность и дороговизну подачи жалобы, еще 11,7% опрошенных указали, что «не знали, как и куда по­давать официальную жалобу».

Проблема боязни преследования и репрессий приобретает особую значимость в условиях обострения межэтнической на­пряженности, межнациональных конфликтов (на эти опасения указали 7,5%).

В условиях постконфликтного развития крайне важны как поддержание правового порядка, элементарной безопасности, нормального функционирования государственного и общественного механизма, так и объективное и достаточно пол­ное информирование населения об обеспечении прав и обязан­ностей всех членов социума вне зависимости от национальных, расовых, половых и других различий. Только на такой основе можно формировать в обществе нормальный психологический климат, предполагающий снижение агрессивности, враждеб­ности и подозрительности, страха, апатии и растерянности, преодоление неуважения к закону, недоверия, к властным структурам.

Подобные настроения, характерные для значительной ча­сти населения в условиях межнациональных конфликтов, от­рицательно влияют на процесс нормализации обстановки, затрудняя достижение общественного согласия в разрешении спорных вопросов. Нормализация правовой защиты россий­ских соотечественников в Молдове в значительной мере за­висит от организации взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями средств массовой информации (СМИ) и гражданским обществом.

В современных условиях такие государства, как Молдова, Гагаузия и Приднестровье, нуждаются в том, чтобы на уровне власти и общества проводилась планомерная работа по вос­питанию и развитию правовой культуры у населения.

Одной из основных проблем в деле защиты прав соотече­ственников является низкий уровень правовой грамотности. Особенно это актуально в тех государствах, где законодатель­ные акты тиражируются и распространяются только на языке титульной нации. Важно сосредоточить внимание правоза­щитников на просветительской работе в правовой области в от­ношении соотечественников. Необходимо создать информаци­онное поле, способное осуществлять постоянно действующие правовые консультации в средствах массовой информации, в печатных и электронных СМИ.

Необходим механизм правового мониторинга националь­ных законодательств в отношении национальных меньшинств с последующим использованием его результатов для издания справочной литературы по правовым вопросам (памятки, брошюры, методические разъяснения), проведения семина­ров по обмену опытом, учебных сборов, создания горячих линий.

 





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика