Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Экономический будильник. О необходимости признания Приднестровской Молдавской Республики отдельным субъектом международных экономических отношений - Приднестровье
Научные статьи
21.08.14 13:35
Оглавление
Экономический будильник. О необходимости признания Приднестровской Молдавской Республики отдельным субъектом международных экономических отношений
Приднестровье
Все страницы

Председатель правительства Российской Федерации Дми­трий Медведев поддержал данную инициативу: «Раз они ратифицировали, то они должны понимать, что создают со­вершенно другую правовую основу для взаимоотношений с Таможенным союзом и с Российской Федерацией». Глава правительства России объясняет, что ратификация Молдо­вой Соглашения об ассоциации отразится на ее торгово-эко­номических связях с другими странами, включая ускоренное внедрение европейских технических регламентов и ряда иных нормативов, которые не соответствуют российским правилам и правилам Таможенного союза, а также реэкспорт на тер­риторию Таможенного союза европейской продукции под маркой молдавских товаров.

За этими заявлениями, между тем, стоит и вполне пред­метная статистическая информация. А именно тот факт, что в первом квартале 2013 г. молдавский экспорт в Россию состав­лял 31% от общих объемов отгрузок молдавской продукции за рубеж, в целом по 2013 г. 26%, а первом квартале 2014 г. даже не дотянул до 20-процентной отметки. В абсолютных цифрах это падение (по первому кварталу прошлого года в сравнении с первым кварталом нынешнего года) составляет 69 739,9 тысяч долларов США или 38%.

Похоже, что некоторых молдавских чиновников такая ситу­ация не слишком беспокоит. Например, заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Валерий Киверь уверен, что Россия не сможет принять санкции в отно­шении Республики Молдова: «Не думаю, что нас исключат. Это не российская зона свободной торговли, а зона, созданная всеми странами СНГ. Если наблюдать за нашими партнерами по со­дружеству, вроде Белоруссии и Казахстана, то они весьма сдер­жанно реагируют на российские инициативы. Мы, в свою оче­редь, ведем консультации и надеемся, что разум возобладает».

Какие риски для Приднестровья несет в себе очередная, но на этот раз уже по-настоящему серьезная, торговая война между Россией и Молдовой — важный с экспертной и поли­тической точек зрения вопрос.

Общеизвестно, что с момента организации блокады внеш­неэкономической и таможенной деятельности Приднестро­вья за счет скоординированных недружественных действий Республики Молдова и Украины хозяйствующие субъекты республики могут вывозить произведенную на ее территории продукцию исключительно с молдавским таможенным оформ­лением. Соответственно, молдавское таможенное оформление подразумевает получение экономическими агентами При­днестровья, ведущими внешнеэкономическую деятельность, молдавских сертификатов происхождения, прохождение про­цедуры регистрации в Регистрационной палате РМ, осущест­вление различных выплат в молдавский бюджет. Фактически тогда, в 2006 г., приднестровские предприятия насильно были трансформированы в приднестровско-молдавские, т. е. Молдо­ва за эти 8 лет необоснованно «присвоила» себе уже почти 1000 экономических агентов Приднестровья.

При этом периодические ремарки молдавских чиновников о том, что, мол, таким образом приднестровские предприятия были «поставлены в легальное поле» и получили возможность торговать на мировых рынках, являются ложью и не выдержи­вают никакой критики. Приднестровье и до 2006 г. осуществля­ло внешнеэкономическую деятельность, при этом показатели прибыльности приднестровских предприятий были значитель­но выше, как и численность сотрудников этих предприятий.

Ключевым вопросом в данном контексте представляется вопрос о том, как не допустить ситуацию, при которой эконо­мические агенты Приднестровья, одновременно функциониру­ющие в легальном поле двух государств, станут заложниками охлаждения экономических отношений между Россией и Ре­спубликой Молдова. В связи с этим актуализируется проблема экономической идентичности производимой в Приднестровье продукции: как сделать ее узнаваемой и четко сегрегировать ее от продукции, имеющей молдавское происхождение. В сущ­ности, необходимо отыскать формулу, которая позволит При­днестровью продолжать пользоваться преимуществами зоны свободной торговли в СНГ.

В концептуальном плане здесь должны использоваться те же доводы и аргументы, к которым традиционно обраща­ется приднестровская сторона в диалоге со своими междуна­родными партнерами, включая Республику Молдова. Прежде всего, речь идет об узаконенном международном документе, подписанном президентами Молдовы, Приднестровья, России и Украины, праве республики самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической области. Более подробно аспекты, связанные с правом Приднестровья на осуществление свободной ВЭД в разрезе нор­мативно-правовой, в том числе международной, базы, между­народных принципов, таможенной практики и прецедентов, описаны по ссылке.

Наиболее показателен пример третирования придне­стровской продукции в качестве имеющей происхождение с территории Республики Молдова, что выливалось в нега­тивные последствия для конкретных экономических агентов Приднестровья, в ситуации с ТВКЗ «КВИНТ». Проблемы с вво­зом приднестровского коньяка, в качестве которого едва ли кто-либо способен всерьез усомниться, возникали в 2006, 2010, 2011 и 2013 гг. Причем в большинстве случаев эти проблемы были прямым следствием введенного Россией запрета на экс­порт винных материалов из Республики Молдова, под который первоначально немотивированно попадал и Тираспольский винно-коньячный завод. В таких условиях очевидной и приори­тетной становится необходимость недопущения повторения данных проблем в дальнейшем.

На техническом уровне урегулирование вопроса о «выде­лении» приднестровской продукции может осуществляться, прежде всего, через инструмент выдаваемого Торгово-про­мышленной палатой Приднестровской Молдавской Респу­блики сертификата происхождения по форме СТ-1. Данный сертификат по решению Совета Безопасности Российской Фе­дерации признается в России с 2004 г. По необъяснимым при­чинам имеют место случаи, когда приднестровские предпри­ятия, экспортирующие произведенную продукцию в Россию, не получают данный сертификат СТ-1, а лишь молдавские сертификаты происхождения, выдаваемые прямо на мол­давской таможне. Такие случаи в дальнейшем должны быть полностью исключены, поскольку наличие признаваемого в России приднестровского СТ-1 — это своего рода гарантия приднестровской «идентичности» наших товаров, а также защита от возможного охлаждения экономических контактов Молдовы с Россией.

Среди иных технических возможностей — свидетельство о государственной регистрации юридического лица в Реги­страционной палате Министерства юстиции ПМР. Данный до­кумент также подтверждает приднестровское происхождение фирмы-производителя отгружаемого товара. Наряду с этим такие свидетельства могут признаваться в Российской Федера­ции так же, как приднестровские водительские удостоверения, документы об образовании и т.д. Основой для этого является Протокол о взаимном признании действия на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдавае­мых компетентными органами Сторон, от 16 мая 2001 г., п. е) ст. 1 которого предусматривает: «Стороны договорились... признавать на территории Приднестровья и Республики Мол­дова действие следующих документов, выдаваемых компетент­ными органами Сторон: свидетельств о государственной регистрации юридических лиц».

Существуют и иные традиционные способы обозначения места происхождения товара — посредством прямого указания на упаковке, в том числе с гербом и флагом государства, и т.д.

Однако отделение Приднестровья в самостоятельный экономический субъект в международной торговле может и должно проходить не только на уровне отдельных товаров, но и через согласование международных соглашений с уча­стием сторон — Молдовы и Приднестровья, а также стран- гарантов — России и Украины и важного торгового партне­ра — Европейского союза. Эта проблема особенно актуальна в свете избранных и кодифицированных в самых различных документах различных стратегических курсов экономической интеграции.

В таком документе может и должно быть обозначено не только право и формула установления Приднестровьем самостоятельных связей в торговой сфере, но и право Придне­стровья выступать стороной в международных экономических соглашениях. Подтверждением актуальности и обоснованности такого подхода является тот факт, что Приднестровье уже се­годня осуществляет самостоятельное сотрудничество с Россией в экономической сфере, вылившееся, в частности, в подписа­ние двух меморандумов конкретно по экономическому блоку 2 июля с. г. в Москве, а также ведет отдельные двусторонние переговоры с Европейским союзом по возможным мерам про­тиводействия рискам и угрозам, связанным с созданием зоны свободной торговли между ЕС и РМ, очередной раунд которых состоится в самое ближайшее время. И именно юридическая ограниченность действий партнеров не позволяет этому эконо­мическому сотрудничеству и с Россией, и с Евросоюзом выйти на новый, более интенсивный уровень.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика