Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности правового регулирования труда персонала международных организаций (на примере ООН) - Международная организация
Научные статьи
22.08.14 12:28
Оглавление
Особенности правового регулирования труда персонала международных организаций (на примере ООН)
Международная организация
ООН
Правовое регулирование труда
Все страницы

Оценивая рассмотренные судебные решения, можно сде­лать вывод, что национальные суды создали опасный прецедент, который может повлечь серьезные последствия для международных организаций. С позиций международного права данные решения являются нелегитимными. Следует исключить возможность какого-либо влияния национальных судов на правовой статус международных организаций. Кро­ме того, в данном случае возникла коллизия между нормами права международных организаций и национального законо­дательства государства-пребывания штаб-квартиры органи­зации. Вне всякого сомнения, такие споры должны решаться исключительно в соответствии с внутренним правом между­народных организаций. Именно для этого международными организациями создаются специальные административные трибуналы.

Права, обязанности, условия труда сотрудников меж­дународных организаций определяются положениями о пер­сонале и правилами персонала международных организаций. Положения о персонале, как правило, принимаются высши­ми органами организации, являющимися форумами всех ее государств-членов. Правила о персонале устанавливаются руководителями секретариатов организаций во исполнение Положений о персонале и направлены на регулирование тру­да отдельных категорий сотрудников (например, так называе­мых «сотрудников по проектам»). По своей сути Положение о персонале является своего рода трудовым кодексом между­народной организации, а Правила о персонале — локальным нормативным актом.

Очевидно, что из этих актов наиболее важным является Положение о персонале. Для уяснения правовой природы и содержания этого документа целесообразно обратиться к Положениям о персонале ООН.

Стоит сказать несколько слов об истории формирования системы правового регулирования труда в Секретариате ООН. Генеральная Ассамблея ООН на своей первой сессии в 1946 г. приняла резолюции об условиях назначения Генерального секретаря и временного персонала ООН, об организационной структуре Секретариата и ряд других, касающихся внутрен­ней организации деятельности ООН. Эти резолюции были разработаны на основе докладов, подготовленных Комитетом по административным и бюджетным вопросам (Пятый коми­тет). В них были закреплены временные положения о персо­нале, которые устанавливали основные права и обязанности служащих Секретариата, регулировали назначение, испыта­ние и продвижение по службе, оклады персонала, рабочее время и время отдыха, расходы и надбавки, окончание срока службы, пенсионное обеспечение, меры дисциплинарной ответственности персонала и др.

Поскольку принятые в 1946 г. положения о персонале были временными, в последующие годы Генеральная Ассамблея ООН не раз признавала необходимость в принятии и кодификации постоянных правил о персонале. В результате этого в 1952 г. была принята резолюция 590 (VI) «Положения о персонале Ор­ганизации Объединенных Наций». Вводная часть приложения к данной резолюции содержала норму, в соответствии с которой Генеральной секретарь, будучи главным должностным лицом, вправе издавать и применять правила о персонале, основанные на принципах, содержащихся в этой резолюции.

В дальнейшем в Положения о персонале ООН практически ежегодно вносились изменения резолюциями Генеральной Ассамблеи, в последний раз в 2010 г. резолюцией 65/248.

В рамках ООН создана и действует Система международ­ной гражданской службы, в которую входит ООН, связанные с ней программы, 13 специализированных учреждений и одна организация с особым статусом. Группа Всемирного банка и Международный валютный фонд не являются частью общей системы.

Следует отметить, что наряду с Положениями и Правила­ми о персонале ООН существует также документ под названи­ем «Стандарты для проведения международной гражданской службы ООН». Эти Стандарты были разработаны в 1954 г. созданным Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Консуль­тативным советом по международной гражданской службе. Этот орган функционировал продолжительное время, однако его деятельность была основана на периодических обследо­ваниях и обзорах, что со временем потеряло актуальность и эффективность. Ввиду этого Генеральная Ассамблея, видя необходимость создания технически компетентного органа, способного преодолевать все более сложные препятствия, приняла решение создать постоянно действующий эксперт­ный орган, способный решить имеющиеся проблемы.

В результате в 1972 г. резолюцией 3042 (XXVII) была при­знана необходимость в учреждении Комиссии по междуна­родной гражданской службе. Она действует на основании Статута, принятого в 1974 г. резолюцией Генеральной Ассам­блеи 3357 (XXIX).

Комиссия наделена полномочиями по внесению реко­мендаций и принятию различных решений, которые бы ока­зывали влияние на общую систему международной службы в ООН. Наряду с этим особо подчеркивается, что она является независимым органом.

В частности, Комиссия выносит рекомендации по следу­ющим вопросам: общие принципы определения условий службы персонала, общие положения о персонале, размеры надбавок и пособий, налогообложение персонала и др.

Решения Комиссии принимаются по таким вопросам, как: нормы проезда, стандарты классификации должностей для обеспечения равной оплаты за равный труд, условия приоб­ретения материальных прав и т.д.

В состав Комиссии входит 15 членов. Председатель и за­меститель председателя являются ее постоянными членами. Они назначаются Генеральной Ассамблеей на 4 года с воз­можностью повторного назначения. Независимость пред­седателя и заместителя председателя заключается в том, что они не являются сотрудниками ООН, условия их службы устанавливаются Генеральной Ассамблеей. Оставшиеся члены Комиссии получают суточные за время их работы в Комис­сии, а не вознаграждение.

Секретариат Комиссии состоит из трех отделов и возглав­ляется исполнительным секретарем. Секретариат обеспечива­ет работу Комиссии посредством подготовки аналитических документов, рекомендаций, исследований, которые касаются управления людскими ресурсами.

Отдел по вопросам стоимости жизни занимается разра­боткой методов выравнивания покупательной способности окладов в системе ООН.

Отдел кадров и надбавок обеспечивает определение разме­ров окладов сотрудников посредством проведения исследова­ний, наряду с этим обследует местный рынок труда и выносит различные рекомендации для обеспечения окладов набира­емого персонала. Также он изучает и выносит рекомендации по надбавкам (например, суточные для сотрудников в офи­циальных поездках).

Отдел кадровой политики применяет стандарты класси­фикации должностей в системе ООН. Он проводит оценку условий жизни и работы для определения размеров надбавки за работу в трудных условиях и по другим причинам. Каждый месяц выпускает бюллетень с вакансиями, следит за выполне­нием решений и рекомендаций Комиссии по международной гражданской службе организациями.

Комиссия по международной гражданской службе про­водит сессии два раза в год. Принятие рекомендаций и решений происходит на открытых заседаниях для повышения прозрачности. После вынесения рекомендаций и принятия решений Комиссия направляет Генеральной Ассамблее ООН ежегодный доклад.

Стандарты поведения для международной гражданской службы ООН пересматривались Комиссией дважды: первый раз в 2001 г. и второй раз при подготовке последних Стандар­тов, которые были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 г. резолюцией 67/257. Обосновывая необходимость внесения изменений, председатель Комиссии по междуна­родной гражданской службе К. Родес отметил, что «с года­ми отношениями между сотрудниками и их организациями менялись. Большинство специализированных учреждений ООН в последние десятилетия провели ряд серьезных реформ и перешли от систем, которые базировались на правилах, к системам, основанным на ценностях и результатах, предус­матривающим большую децентрализацию и делегирование ответственности руководителям более низкого уровня».

Стандарты служат руководством, определяющим поведе­ние и этику сотрудников. Этот документ не носит обязатель­ный для выполнения характер, он является неким Кодексом поведения международных гражданских служащих. В то же время Стандарты призывают международные организации обеспечивать их соблюдение и закреплять в своих норма­тивных правовых актах положения этого документа. В свою очередь Стандарты призывают государства — члены ООН следовать Уставу ООН и другим уставным и учредительным документам и сохранять независимость и беспристрастность международной гражданской службы.

Руководящими принципами международной граждан­ской службы, зафиксированными в Стандартах, являются: ос­новные права человека, социальная справедливость, достоин­ство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций. Персо­нал не должен ставить свои интересы выше интересов своей организации, поскольку приверженность такому видению обеспечивает добросовестность и определяет международное мировоззрение международных гражданских служащих.

Как было сказано выше, Положения о персонале ООН являются основным актом, регулирующим трудовые отноше­ния между служащими и организацией. В них определяются основные условия службы, а также основные права, обязан­ности и обязательства сотрудников Секретариата ООН. Они представляют собой общие принципы кадровой политики по вопросам укомплектования штатов и управления Секре­тариатом. Термины «сотрудники» или «персонал» означают всех сотрудников Секретариата по смыслу ст. 97 Устава ООН, чьи трудовые и договорные отношения определены в письме о назначении, которое регламентируется положениями, уста­новленными Генеральной Ассамблеей в соответствии с п. 1 ст. 101 Устава ООН.

В п. 3 ст. 101 Устава ООН для всех сотрудников, состоящих на службе в Организации, устанавливается универсальный стандарт, предусматривающий «высокий уровень работо­способности, компетентности и добросовестности». Поэтому очевидно, что эти критерии действуют в отношении всех со­трудников, чьи трудовые отношения определяются предус­мотренными в Уставе полномочиями Организации по найму сотрудников.

В Положениях о персонале ООН закреплено, что сотруд­ники Секретариата являются международными граждански­ми служащими, у которых нет национальных обязанностей, а есть только лишь международные. Стоит отметить, что не­зависимость является одним из важнейших элементов между­народной гражданской службы. Суть такой независимости заключается в том, чтобы не допустить какого-либо вмеша­тельства или влияния со стороны государств в деятельность персонала международной организации. При этом, согласно ст. 100 Устава ООН, государства-члены должны уважать меж­дународный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Согласно Положениям о персонале ООН любой сотруд­ник при вступлении в должность обязан предоставить пись­менное заявление в присутствии Генерального секретаря ООН или его уполномоченного представителя. В нем должен со­держаться текст следующего содержания: «Я торжественно обязуюсь и обещаю исполнять со всей лояльностью, осмо­трительностью и сознательностью функции, возложенные на меня как на международного гражданского служащего ООН, и строить свое поведение, руководствуясь только ин­тересами ООН, и не запрашивать и не принимать указания относительно выполнения моих обязанностей от какого бы то ни было правительства или из источника, постороннего для Организации. Я также торжественно обязуюсь и обещаю выполнять обязательства, возлагаемые на меня в соответствии с Положениями и Правилами о персонале». Заявление, сде­ланное сотрудником при назначении, помещается в его или ее официальное личное дело. После перерыва в службе, превы­шающего три месяца, должно быть сделано новое заявление. Однако существует исключение — восстановление сотрудника в должности или в случае, когда срок службы был непрерыв­ным в соответствии с правилом 104.3 (b) Правил о персонале ООН. Следует отметить, что в международных организациях, где клятва не требуется, в приказе о назначении обычно дается ссылка на тот раздел устава или положения о персонале, в ко­тором обязанности должностных лиц излагаются подробно.

Гарантом соблюдения прав сотрудников Секретариата ООН является Генеральный секретарь, который обеспечи­вает, чтобы права и обязанности сотрудников, изложенные в Уставе, Положениях и Правилах о персонале и в соответ­ствующих резолюциях и решениях Генеральной Ассамблеи, соблюдались.

Сотрудники подчинены Генеральному секретарю и назна­чаются им на любую работу и в любое отделение ООН. При осуществлении своих полномочий Генеральный секретарь стремится обеспечить, чтобы с учетом обстоятельств были приняты все необходимые меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников, выполняющих возложенные на них обязанности. В данном случае следует отметить, что на Генеральном секретаре как на главном административном должностном лице лежит имманентная обязанность стре­миться к обеспечению безопасности персонала. В этом поло­жении признается, что эта обязанность соотносится с одним из основных прав персонала.

Персонал Секретариата ООН обязан выполнять указания и инструкции, которые должным образом даны Генераль­ным секретарем или их руководителями. Сотрудники несут ответственность перед Генеральным секретарем за должное выполнение своих функций. Они должны обеспечивать вы­сокий уровень работоспособности, компетентности и добро­совестности при выполнении своих функций, и их служебная деятельность периодически арестовывается для обеспечения того, чтобы соблюдались установленные стандарты служеб­ной деятельности.

При исполнении своих обязанностей сотрудники не долж­ны запрашивать или принимать указания от какого бы то ни было правительства или из источника, постороннего дляОрганизации. В этом положении четко оговаривается, что указания или инструкции сотрудникам поступают от Гене­рального секретаря, который должен осуществлять директив­ные мандаты Организации. Это справедливо по отношению ко всем областям, включая, например, решения о назначении и продвижении по службе сотрудников, которые должны приниматься Генеральным секретарем как главным админи­стративным должностным лицом Организации.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика