Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международные договоры Российской Федерации как правовая основа рыболовства в морском районе архипелага Шпицберген
Научные статьи
25.08.14 16:51
Оглавление
Международные договоры Российской Федерации как правовая основа рыболовства в морском районе архипелага Шпицберген
Международные договоры
Все страницы



Международные договоры Российской Федерации как правовая основа рыболовства в морском районе архипелага Шпицберген


alt 
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Сенников С. А.
В статье проводится анализ международных договоров России как правовой основы рыболовства в морском районе архипелага Шпицберген, учитывая разную позицию России и Норвегии в отношении правового статуса этого района. Особое внимание уделяется вопросам правового режима этого района моря при распространении на него

Рыболовство в северо-восточной части Атлантического океа­на (СВА) исторически имеет большое значение для рыбодобы­вающей отрасли России. Особое место занимает рыболовство в Баренцевом и Норвежском морях, включая морской район архипелага Шпицберген. По данным российской рыбохозяй­ственной науки, в этом районе распределяются существенные запасы основных промысловых видов, вылов которых традици­онно осуществляют российские рыболовные суда.

Промысловая деятельность в районе архипелага Шпицбер­ген, расположенного в этом арктическом регионе, относится к рыболовству, осуществляемому российскими судами в райо­нах действия международных договоров Российской Федерации. В связи с этим возникает вопрос о том, какие международные договоры являются основой для организации и осуществления рыболовства в этом районе моря, учитывая разную позицию России и Норвегии о его правовом статусе?

Говоря о морском районе архипелага Шпицберген, следу­ет обратиться к основным моментам истории формирования правового статуса этого района моря.

После заключения на Парижской мирной конференции 9 февраля 1920 г. Договора о Шпицбергене, архипелаг получил по существу новый международно-правовой статус, предусма­тривающий полный суверенитет Королевства Норвегия. СССР присоединился к Договору о Шпицбергене только в 1924 г., в свя­зи с чем министру иностранных дел Норвегии К. Ф. Мишле была направлена Нота торгового представителя СССР в Норве­гии А. М. Коллонтай от 16 февраля 1924 г. о признании сувере­нитета Норвегии над архипелагом Шпицберген.

    После установления Норвегией и СССР исключительных экономических зон возник вопрос о правовом статусе района моря за пределами территориальных вод Шпицбергена. В со­ответствии с Королевской резолюцией от 3 июня 1977 г. было принято Предписание МИД Норвегии «О рыбоохранной зоне архипелага Шпицберген», которым вокруг Шпицбергена была установлена временная 200-мильная недискриминационная рыбоохранная зона.

СССР не признал такое установление Норвегией «рыбо­охранной зоны», основанное на нераспространении действия Договора о Шпицбергене за пределы территориального моря архипелага, выразив свою позицию в ноте Посольства СССР в Норвегии от 15 июня 1977 года. В дальнейшем позиция СССР (России) о неправомерности установления Норвеги­ей «рыбоохранной зоны» подтверждалась в ноте МИД СССР Посольству Норвегии от 29 апреля 1982 г. и ноте Посольства России в Норвегии от 17 июля 1998 г. Страны, традиционно осуществляющие рыболовство в этом районе, также в той или иной форме не признают рыболовную юрисдикцию Норвегии в этом районе моря.

Таким образом, вопрос о правовом статусе морского района за пределами территориальных вод архипелага Шпицберген остается нерешенным, в связи с чем Россия и многие другие страны рассматривают морские акватории архипелага как район открытого моря. Вместе с тем с позиции России правовой статус этого района должен определяться в соответствии с положени­ями Договора о Шпицбергене.

Говоря о международных договорах Российской Федерации, которые можно рассматривать в качестве правовой основы ры­боловства в морском районе архипелага Шпицберген, необхо­димо сузить их перечень до международных договоров, которые непосредственно регулируют взаимоотношения в области ры­боловства, исключив нормы международного права, касающи­еся безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения моря с судов и т.д. Таким образом, перечень международных договоров, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи, ограничивается следующими:

1.       Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. (Договор о Шпицбергене).

2.       Соглашение между правительством Советских Социали­стических Республик и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 г. (Соглашение 1975 г.).

3.       Соглашение между правительством Советских Социали­стических Республик и Правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 г. (Соглашение 1976 г.).

4.       Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (Конвенция по морскому праву).

5.       Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохра­нения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими от 04 декабря 1995 г. (Соглашение 1995 г.).

6.       Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлан­тического океана от 18 ноября 1980 г. (Конвенция НЕАФК).

7.       Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Исландии и Правительством Коро­левства Норвегия, касающееся некоторых аспектов сотрудничества в области рыболовства от 15 мая 1999 г. (Соглашение 1999 г.).

8.       Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудни­честве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, под­писанный в Мурманске 15 сентября 2010 г. (Договор 2010 г.).

Для того чтобы понять, насколько вышеуказанные договоры применяются или должны применяться для целей рыболовства в морском районе Шпицбергена, существуют ли между ними какие-либо противоречия, приводящие к возникновению кол­лизий, и возникает ли объективная необходимость в разработке и заключении новых международных договоров, необходимо проанализировать их содержание.

Договор о Шпицбергене заложил основу правового статуса архипелага и прилегающих к нему акваторий, предусмотрев (абз. 1 ст. 2) равные права стран-участниц на «рыбную ловлю и охоту», а также право Норвегии на регулирование рыболов­ства, в том числе и право принимать меры, ограничивающие ры­боловство, так как в соответствии с абз. 2 ст. 2 Договора о Шпиц­бергене Норвегия имеет право «принимать и провозглашать меры, могущие обеспечить сохранение и, если это нужно, вос­становление фауны и флоры».

Вместе с тем правовая концепция Норвегии заключается в том, что она, обладая суверенитетом над архипелагом, как прибрежное государство в соответствии с Конвенцией по мор­скому праву имеет полное право установить вокруг Шпицбер­гена 200-мильную исключительную экономическую зону, при этом действие Договора о Шпицбергене, а значит и условия (ограничения), предусмотренные им, не будут распространяться за пределы территориального моря.

Позиция СССР (России) в отношении правового статуса этого района моря противоположна позиции Норвегии и осно­вывается на том, что морские акватории Шпицбергена являются особым районом, «который подпадает под действие [...] Дого­вора», при этом указывается на то, что установление Норвегией такого правового режима в этом районе моря направлено «... на незаконное расширение своих прав в районе Шпицбергена вопреки положениям Договора 1920 года.». Соответственно, правовой режим в этом районе должен устанавливаться в со­ответствии с Договором о Шпицбергене, действие которого Россия a priori распространяет за пределы территориального моря архипелага.

Необходимо отметить, что сам Договор о Шпицбергене, по которому Норвегия обладает суверенитетом над архипе­лагом, не содержит положений об организации и осуществле­нии рыболовства, так как такие меры должны устанавливаться в рамках национального законодательства Норвегии с учетом ограничений, предусмотренных в Договоре о Шпицбергене, в частности, должен учитываться принцип равноправия сторон на осуществление рыболовства.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика