Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Возникновение евразийства: идейные истоки - Евразийство
Научные статьи
26.08.14 11:17
Оглавление
Возникновение евразийства: идейные истоки
Евразийство
Все страницы






    Идеология евразийства вызывает неоднозначные оценки среди ученых. В качестве жестких оппонентов можно назвать известных политических деятелей, историков и политологов Н. А. Нарочницкую и К. Г. Мяло. В своей работе «Ещё раз о «евразийском соблазне"» авторы утверждают, что евразий­ская идеология не отвечала интересам русского населения, «угрожала утратой русской идеи, национальной самобытности и православной вселенскости, заменяя всё это сомнительным исламским либо языческим универсализмом». Возможно, эту критику стоит иметь в виду при рассмотрении вопроса о становлении «нового евразийства» как предостережение от воз­можных опасностей на пути интеграции России в Азиатско- Тихоокеанский регион. Так, 29 мая 2014 г. лидеры Рос-сии, Казахстана и Беларуси подписали исторически важный до­говор о создании Евразийского экономического союза, кото­рый юриди-чески начнет функционировать с 1 января 2015 г. Конечно, нельзя проводить прямые параллели между идеями евразийцев начала XX в. и организациями, созданными в на­чале XXI в., однако нельзя не заметить схожесть причин, вы­звавших и то и другое, и цели, ради которой они возникли — благо России.

В состав евразийского объединения вошли очень известные люди, которые пытались создать концепцию будущего разви­тия России, учитывая её особенности экономического, идеоло­гического, духовного, национального, религиозного характера.

Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алек­сеев, Г. В. Флоровский, М. В. Шахматов, В. Н. Ильин — люди широчайшего образования, специалисты в разных областях гуманитарных знаний, объединенные общим устремлением к созданию в России (на тот момент уже советской) государства нового типа. При этом каждый из них имел свою точку зрения, своеобразие взглядов на политико-правовые проблемы строи­тельства нового государства.

Исходным пунктом всего евразийства принято считать ра­боту выдающегося русского философа Н. С. Трубецкого «Ев­ропа и человечество», опубликованную в Болгарии в 1920 г. Уже через год выходит первый сборник статей под названием «Исход к Востоку. Предчувствие и свершение. Книга первая». Таким оригинальным названием группа евразийских ученых обратила на себя внимание в эмигрантской среде. Молодые ученые начали активно печататься не только в Болгарии, но и в Берлине и Париже, и даже смогли создать собствен­ное издательство. Одним из самых активных участников был религиозный мыслитель Г. В. Флоровский, который ратовал за восстановление подлинных духовных ценностей, попранных в большевистской России.

   Истоки евразийских представлений, как указывали сами деятели движения, можно отыскать уже в XVI в. в «Посланиях старца Филофея», где автор разделял иосифлянские взгляды на природу государственной власти и значение церковной ор­ганизации для жизни русского общества. Среди направлений русской дореволюционной философской мысли наибольшее воздействие на евразийское движение оказали славянофилы, однако в отличие от старых славянофилов, евразийцы выдвину­ли в качестве основного факта отечественной истории влияние туранского психологического типа на русский национальный характер, совсем отказавшись от идеи панславизма. Н. С. Тру­бецкой специально посвятил этому вопросу статью о туран- ском элементе в русской культуре. Автор указывает на общ­ность свойственных и монголам, и угро-финским, и тюркским, и маньчжурским народам (в совокупности называемым ту- ранскими) психических черт, которые оказались восприня­ты в ходе формирования русского национального характера за время татаро-монгольского ига. Именно этой общностью психических черт объясняется успех Московского государства в деле исторического объединения всех народов, населявших Евразию, в единую империю. Философ обращает внимание на такое важное для всего евразийства понятие, как «бытовое исповедничество», «в котором и государственные идеологии, и материальная культура, и искусство, и религия были нераз­дельными частями единой системы, системы, теоретически не выраженной и сознательно не формулированной, но, тем не менее, пребывающей в подсознании каждого и определя­ющей собой жизнь каждого и бытие самого национального целого».

В течение нескольких лет состав группы менялся, измени­лись и их идеалы и цели. Евразийство стало более полити­зированным, что, в конце концов, привело к расколу в 1929 г. движения на правых (Н. С. Трубецкой, Н. Н. Алексеев, П. Н. Са­вицкий) и левых (Л. П. Карсавин, Д. П. Святополк-Мирский, П. П. Сувчинский, С. Я. Эфрон).

Сегодня перед Российским государством вновь с особой остротой встала проблема обозначения своей позиции в гло­бальном мире, сохранения своей национально-культурной идентичности от разрушительного потока чуждых россий­скому менталитету идей, принципов, ценностей, институтов, традиций, сохранения своего экономического базиса, невзирая на западные санкции и долларовое влияние. Для этого впол­не разумной кажется политика Президента и Правительства на переориентацию российской политики в сторону азиат­ского региона и укрепление и расширение сотрудничества с азиатскими партнерами. О необходимости этого в начале прошлого века говорили и писали ученые — представители евразийского объединения.

Интерес современных ученых к идеологии евразийства тем более оправдан, что поиск духовных ориентиров в государ­ственной сфере по-прежнему является актуальным. В Россий­ской империи освященность основ государственной власти религиозной идеей сохранялась до 1917 г., но и после рево­люционных потрясений в течение семи десятилетий также сохранялось влияние идеи, пусть уже не религиозной, но некой основополагающей, высшей идеи, служение которой при­давало смысл и цель человеческой жизни. Такая высшая идея освящала трудовые и военные подвиги советского человека, пи­тала творчество (литературное, поэтическое, художественное), укрепляла единство советского народа. Всё это говорит о том, что для полноценного существования российского общества, для его всестороннего развития важно и нужно иметь высшие духовно-идеологические ценности.

Обращаясь с посланием к Федеральному собранию, Пре­зидент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на необхо­димость духовных скреп для современного общества, видя неудовлетворенность мыслящих людей ценностями исклю­чительно материального уровня. «Общая нравственная цель, сознаваемая как святыня, является залогом духовного единства общества». Как указывают авторы монографии по исследо­ванию евразийских идей начала XX в.: «России по-прежнему требуется положительная государственная идеология, лишен­ная принудительности и тоталитарности, но исполненная ве­личием стоящих перед обществом исторических и культурных задач и достоинства тех средств, которые будут употребляться для их успешного разрешения. В связи с этим изучение ком­плекса политико-правовых взглядов участников евразийской группы служит целям скорейшего обретения положительных государственных ценностей и идеалов».






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика