Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г
Научные статьи
26.08.14 14:04
Оглавление
К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г
Конституционная реформа
Проекты Конституции РФ
Все страницы

вернуться

К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г

alt 
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Шишенина И. В.
Статья посвящается исследованию сложного и противоречивого периода истории российского государства — периода конституционной реформы (1990–1993 гг.), а именно вопроса приятия российской Конституции 1993 г. В статье исследуются этапы конституционной реформы, деятельность Конституционной комиссии и Конституционного совещания по разработки проекта Конституции РФ 1993 г.


Современный российский конституционный процесс на­чался 12 июня 1990 г. с принятием Декларации «О государ­ственном суверенитете РСФСР». Декларация провозглашала РСФСР суверенным государством, признавала ее вхождение в состав обновленного Союза ССР. Вместе с тем объявлялась полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государ­ственной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались в ведение Союза ССР. Декларация также пред­усматривала гарантии суверенности РСФСР, закрепляла раз­деление законодательной, исполнительной и судебной властей и предоставляла всем гражданам и организациям, действую­щим в рамках Конституции, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами. В качестве важных приоритетов внутреннего развития Декларация называла необходимость существенного расши­рения прав автономий и территориальных единиц РСФСР; гарантированность гражданам и лицам без гражданства, про­живающим в России, всех прав и свобод, предусмотренных Конституцией и общепризнанными нормами международ­ного права. Наконец, Декларация РСФСР заявляла о своей приверженности общепризнанным принципам международ­ного права и готовности жить со всеми странами в мире и со­гласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России. Декларация должна была стать основой для разработки новой Конституции, заключения Союзного договора и совершенство­вания республиканского законодательства.

Создание новой российской Конституции продолжалось более трех лет и прошло в своем развитии несколько этапов, отличающихся различными политическими, организационны­ми мероприятиями, событиями и особенностями.

    По вопросу об этапах российской конституционной ре­формы в научной литературе единого взгляда нет. Классифи­кация этапов конституционной реформы представляет собой достаточно сложную проблему. Связано это с трудностями выделения критериев такой классификации, а также практи­чески с отсутствием специальных научных работ, посвященных разработке и исследованию данной проблемы. Классификация этапов конституционной реформы означает систематизацию множества событий и действий на основании каких-либо при­знаков и критериев, позволяющих объединить подмножества событий и действий в определенные временные рамки и более общие понятия.

Некоторые авторы выделяют этапы конституционной ре­формы в зависимости от целей проводимой реформы и ре­шения поставленных задач. Здесь можно встретить следующее деление: «первый этап — с июня 1990 г. по декабрь 1991 г. — прошел под знаком борьбы с союзным центром, в ходе второ­го — с января 1992 г. по декабрь 1993 г. — решались проблемы конституционного обустройства России».

В свою очередь, С. А. Авакьян в основу классификации кла­дет в том числе и временной критерий и выделяет конституци­онные реформы 1988-1989 гг., 1989-1990 гг., 1991 г. и 1992 г.

Л. В. Бутько предлагает следующую классификацию этапов конституционной реформы. Первый этап этого процесса охва­тывает время с июня 1990 г., то есть с момента образования Кон­ституционной комиссии, и до октября 1991 г. С октября 1991 г. конституционная реформа вступает во второй этап и длится до апреля 1992 г. Третий этап начинается с мая 1992 г. и заканчи­вается в апреле 1993 г. И четвертый, завершающий этап, связан с работой Конституционного совещания, активизацией исполни­тельной власти с апреля 1993 г. до принятия Конституции РФ.

Однако большинство российских ученых-конституционали- стов (М. В. Баглай, О. Е. Кутафин, В. Е. Чиркин) выделяют этапы конституционной реформы исходя из деятельности органов, которые занимались подготовкой проекта Конституции. Таким образом, можно выделить следующие этапы: первый — с июня 1990 г. по июнь 1993 г. — связан с работой Конституционной комиссии Верховного Совета РСФСР, второй — с июня 1993 г. по декабрь 1993 г. — характеризуется деятельностью Конститу­ционного совещания.

Представляется, что исторический критерий может быть положен в основу классификации этапов конституционной реформы. Первый этап конституционной реформы (1990 г. — август 1991 г.) — советский, который продолжался до запрета КПСС и развала СССР. Этот период связан с началом работы Конституционной комиссии и с появлением большинства кон­ституционных проектов. Второй этап (август 1991 г. — декабрь 1993 г.) — постсоветский, связан с завершением работы Консти­туционной комиссии и с началом работы Конституционного совещания. Для второго этапа конституционной реформы было характерно появление президентского проекта, отра­жавшего интересы пришедших к власти новых политических групп и официально положенного в дальнейшем в основу ра­боты Конституционного совещания.

Первый этап конституционной реформы связан с работой Конституционной комиссии с июня 1990 г. по июнь 1993 г. Представляется оправданным выделить несколько перио­дов, первый из которых характеризуется первоначальными действиями по созданию новой Конституции: проявлением инициативы, формированием специального органа, офици­альным поручением подготовить проект Конституции, его подготовкой, представлением и опубликованием с июня 1990 г. до октября 1991 г.

16 июня 1990 г. постановлением I Съезда народных депута­тов РСФСР была создана Конституционная комиссия в составе 102 депутатов. Председателем Комиссии был избран Предсе­датель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, заместителем Председателя — Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов. 22 июня 1990 г. состоялось первое организационное собрание, которое утвердило секре­тарем комиссии О. Г. Румянцева, ставшего впоследствии ее ответственным секретарем. В число Комиссии вошли пред­ставители всех республик, находящихся в составе РФ, краев, областей, автономных областей, видные ученые, а также прак­тические работники всех уровней управления. Задачи Кон­ституционной комиссии имели многоаспектный характер. Первоначально Съезд народных депутатов поставил двоякую задачу: во-первых, подготовить проект новой Конституции и, во-вторых, до ее принятия разработать законы об изменениях, вносимых в Конституцию 1978 г. Однако позже полномочия Конституционной комиссии были расширены. На нее воз­лагалось обеспечение соответствия конституций республик в составе РФ положениям общероссийской Конституции, как действующей, так и проекту новой. В целях упорядочения работы над проектом Конституции РФ и обеспечения условий для конституционной реформы Верховный Совет утвердил По­ложение о Конституционной комиссии (ей был придан статус постоянно действующего органа), в котором определялись специальные вопросы ее ведения, порядок работы и внутрен­ней организации. Было также установлено, что наряду с ра­нее очерченными полномочиями Комиссия пользуется также правами постоянной комиссии палаты, комитета Верховного Совета РФ.

В составе Конституционной комиссии 22 июня 1990 г. рас­поряжением Председателя Верховного Совета РСФСР была создана рабочая группа, состоявшая из 31 депутата и 8 экс­пертов. Анализ Отчета о работе Конституционной комиссии за 1990-1992 гг. позволяет говорить, что к ноябрю 1992 г. на по­стоянной работе в Конституционной комиссии состояли 6 народных депутатов.

Постепенно налаживались контакты, обмен идеями и мате­риалами между Конституционной комиссией РФ и аналогич­ными комиссиями ряда бывших республик СССР: Украины, Белоруссии, Армении, а также странами Европы и США. Та­ким образом, активное международное сотрудничество Комис­сии способствовало вовлечению конституционного процесса в более широкую правовую среду и охраняло тем самым про­ект от элементов конституционного изоляционизма.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика