Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г - Конституционная реформа
Научные статьи
26.08.14 14:04
Оглавление
К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г
Конституционная реформа
Проекты Конституции РФ
Все страницы








      В конце августа 1990 г. рабочей группой были согласованы структура новой Конституции и основные принципы консти­туционного строя РФ, тезисы основных разделов. Работа шла достаточно быстро. Уже к октябрю был подготовлен и разослан членам Конституционной комиссии первый вариант целост­ного проекта.

Особенностью данного периода является проведение ряда мероприятий, которые оказали влияние на дальнейший ход событий. К примеру, был организован конкурс на лучший проект Конституции РФ. Коллективу кафедры государствен­ного права Саратовского юридического института «за цельный проект новой российской Конституции, представляющий несо­мненный интерес для работы над конституционной реформой в РФ» была присуждена вторая премия (первая не присужда­лась). Работа Конституционной комиссии была сконцентриро­вана на изучении предложений и замечаний, направлявшихся в Комиссию народными депутатами и органами власти всех уровней, общественными объединениями, гражданами РФ и республик Союза. «Проект сверкнул как молния», — при­знавали оппоненты данного проекта. Все это демонстрировало глубокий интерес демократической общественности к про­блемам конституционного развития России и оказало суще­ственное влияние на формирование конституционно-правовой мысли в период подготовки новой Конституции России.

С октября 1991 г. по апрель 1992 г. — второй период консти­туционной реформы. Главное влияние на него оказала проце­дура подготовки и подписания Федеративного договора 1992 г., который, в свою очередь, был тесно связан с окончательным распадом Союза в декабре 1991 г., выходом России на между­народную арену и вхождением ее в состав международного сообщества на правах самостоятельного субъекта.

В этот период состоялось первое обсуждение вопроса о проекте Конституции на втором заседании V Съезда на­родных депутатов. С докладом выступил Б. Н. Ельцин. Съезд поручил Конституционной комиссии и Верховному Совету «с учетом замечаний и предложений народных депутатов... доработать представленный Съезду проект Конституции РФ и внести его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов»13. Необходимо отметить, что между V и VI Съезда­ми народных депутатов работа Конституционной комиссии была особенно активной и плодотворной.

     VI Съезд народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г. одобрил общую концепцию конституционных реформ в РФ, положен­ную в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения проекта, подготовленного Конституционной комиссией в варианте, одобренном Верховным Советом РФ, и по­ручил Верховному Совету и Конституционной комиссии завер­шить доработку проекта с учетом предложений и замечаний Президента РФ, Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, народных депутатов РФ, а также регионов и граждан РФ и внести доработанный проект на очередной Съезд. Прин­ципиальное значение этого решения заключалось в том, что высший орган государственной власти РФ сделал окончатель­ный выбор: принял за основу проект, представляющий итог двухлетней работы Конституционной комиссии и ее рабочей группы, и отклонил альтернативные варианты Конституции, авторы которых претендовали на то, чтобы дальнейшая рабо­та строилась вокруг их проектов. В связи с этим точка зрения эксперта Конституционной комиссии профессора Б. А. Стра- шуна о том, что «Съезд народных депутатов не намерен при­нимать никакую новую Конституцию, как бы хорош ни был ее проект», представляется недостаточно убедительной.

Главной задачей третьего периода (май 1992 г. — май 1993 г.) определялось окончательное обсуждение и принятие Основ­ного Закона. Но она не была решена по причине обострив­шегося противостояния законодательной и исполнительной властей, наблюдавшегося на VII, VIII, IX Съездах и в период между ними.

После завершения VI Съезда в соответствии с его решени­ями рабочая группа и научно-консультативный совет Комис­сии с участием заинтересованных специалистов и политиков вновь занялись доработкой проекта и рассмотрением поправок к нему. VII Съезд народных депутатов в своем постановлении от 9 декабря 1992 г. «О дальнейшей работе над проектом новой Конституции РФ» поручил Конституционной комиссии про­должить доработку проекта Конституции РФ с учетом предло­жений и замечаний, высказанных на VII Съезде народных де­путатов, и внести в 1993 г. доработанный проект Конституции РФ на рассмотрение Съезда народных депутатов РФ, который специально созывался для рассмотрения этого вопроса.

Конституционной комиссией были подготовлены основные положения проекта новой Конституции РФ, и 4 мая 1993 г. проект Конституции РФ был направлен Председателям Вер­ховных Советов, главам исполнительной власти республик в составе РФ, председателям Советов народных депутатов, гла­вам администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, автономной области, автономных округов, где широко обсуждался. Порядок дальнейшей работы над про­ектом определялся постановлениями Верховного Совета РФ от 24 апреля 1993 г. «О завершении работы над проектом Кон­ституции РФ», от 4 июня 1993 г. «О порядке согласования и принятия проекта Конституции РФ», от 25 июня 1993 г.

    «О работе над проектом новой Конституции РФ», от 20 июля 1993 г. «О работе над проектом Конституции РФ». В соот­ветствии с этими решениями проект Конституции РФ должен был быть согласован с субъектами РФ, доработан в Конститу­ционной комиссии с участием полномочных представителей федеральных органов государственной власти и субъектов РФ и подлежать опубликованию и внесению на Съезд народных депутатов РФ 17 ноября 1993 г. Однако социально-экономиче­ское и политическое положение в стране обострялось. Возник­ло противоборство Съезда народных депутатов и Президента. Президент издает 21 сентября 1993 г. Указ «О поэтапной кон­ституционной реформе в РФ», который прерывал осущест­вление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

После мая 1993 г. конституционная реформа вошла во вто­рой, завершающий этап, связанный с деятельностью Консти­туционного совещания. Этап характеризуется активизацией исполнительной власти в проведении определенных меропри­ятий организационно-политического и правового характера[14]. Особенность процессу доработки проекта Конституции при­дало то обстоятельство, что 6 мая 1993 г. Председатель Кон­ституционной комиссии Президент РФ Б. Н. Ельцин направил в Конституционную комиссию проект Конституции (Основно­го Закона) РФ, подготовленный «группой юристов по иници­ативе Президента» РФ, концептуально отличный от проекта Конституции РФ, положения которого были одобрены VI Съез­дом народных депутатов РФ. Изменение позиции Президента РФ, появление нового президентского проекта Конституции РФ привело к раздвоению конституционного процесса в стране, осложнившему подготовку новой Конституции России.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика