Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г - Проекты Конституции РФ
Научные статьи
26.08.14 14:04
Оглавление
К вопросу об истории принятия российской Конституции 1993 г
Конституционная реформа
Проекты Конституции РФ
Все страницы








        В связи с необходимостью завершения подготовки новой Конституции РФ Президент РФ созвал в г. Москве Конститу­ционное совещание с делегированием на него по два полно­мочных представителя от республики в составе РФ и иных субъектов РФ, представителя Президента РФ, а также, по со­гласованию, представителей от фракций народных депутатов РФ. Одновременно была образована рабочая комиссия под председательством Президента РФ. В основу ее деятельности был положен проект, представленный Пре-зидентом РФ главам республик в составе РФ, главам администраций других субъ­ектов РФ, Верховному Совету РФ, народным депутатам РФ.

В Указе Президента РФ от 20 мая 1993 г. «О созыве Кон­ституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ» подробно регламентировался состав пред­ставителей и порядок их формирования в Конституционном совещании. Высказывалось мнение, что участие в работе Кон­ституционного совещания депутатов — членов Конституци­онной комиссии Съезда народных депутатов и официально заявленный курс на выработку единого согласованного проекта Конституции позволяли говорить об определенной преем­ственности конституционного процесса. Однако следует за­метить, что все-таки Конституционное совещание — это иной орган, нежели Конституционная комиссия, поскольку они имели разную юридическую природу.

Деятельность Конституционного совещания началась 5 июня 1993 г. с доклада Президента РФ Б. Н. Ельцина, который сформу­лировал позицию главы государства и дальнейшее направление работы Конституционного совещания. Она состояла в следу­ющем. Во-первых, признавался и утверждался статус Консти­туционного совещания: «Конституционное совещание являет­ся вполне правовой формой». Но здесь следует сделать одно замечание. Действующей в тот период Конституцией РСФСР 1978 г. не было предусмотрено создание такого органа. Но глава государства аргументировал свою позицию следующим: «Если этот институт не представлен в действующей Конституции, это еще не означает, что он не правомерен». Во-вторых, определя­лась цель Конституции как сохранение целостности Российского государства и преодоление его слабости. В-третьих, обозначены задачи будущей Конституции. Она должна стать фактором ста­билизации общества, основой развития новых экономических отношений, предпринимательства и гарантировать должную меру социальной защищенности людей.

По поводу юридической природы Конституционного со­вещания существует несколько мнений. М. В. Баглай считает Конституционное совещание вполне легитимным органом, со­званным на основе Указа Президента от 12 мая 1993 г. «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». О. Е. Кутафин и В. Е. Чиркин также не дают никакой отрицательной оценки деятельности Конституцион­ного совещания и не возражают против легитимности данного органа.

В то же время вице-президент РФ А. Руцкой в интервью для «Конституционного вестника» оценивал данную ситуацию следующим образом: «Экспертный уровень взаимодействия юристов с целью выработать общий подход — это максималь­но возможный сегодня вариант. Любые же попытки перевести Конституционное совещание в рамки органа, где что-то реша­ется, должны отвергаться всеми ответственными политически­ми и общественными силами. Какая-либо спешка в отношении Конституции просто недопустима, ибо мы должны создать документ не на год, а, по крайней мере, на десятилетия и со­хранить государственность России».

О Конституционном совещании как форме «круглого стола, направленного на вовлечение в процесс подготовки Консти­туции различных общественных сил, регионов Российской Федерации» положительно высказывался Председатель Кон­ституционного Суда В. Д. Зорькин. Далее он продолжал: «кон­ституционное совещание или какая-либо иная форма обще­ственных консультаций не могут подменять конституционные органы власти». Это замечание заслуживает одобрения, по­скольку Основной Закон может и должен приниматься только конституционным путем, и никаким другим. Ведь Конститу­ция — это «компромисс интересов» общества: регионов, по­литических партий, федеральных органов власти и других.

Представляется, что созыв Конституционного совещания и его деятельность, с точки зрения конституционности, весьма сомнительна, поскольку ни Конституция РСФСР, ни другие нормативно-правовые акты не уполномочивали Президента РФ создавать такие структуры, связанные с разработкой и при­нятием Конституции РФ. Президент РФ отмечал, что в особо сложных случаях, когда требовалось отказаться от политиче­ских пристрастий и принять правовое решение, в дело вступа­ла Комиссия конституционного арбитража, состоящая только из судей и 5 профессиональных юристов высшей в России ква­лификации. «По сути, Конституционное совещание — доволь­но точная модель нашей политической системы. С полным основанием можно сказать, что плюрализм проектов сменился проектом согласия. Теперь это единый проект, результат со­вместной работы», — так говорил Президент РФ о результатах работы Конституционного совещания. Однако представляется, что такая оценка Президента РФ является не вполне адекватной действительной ситуации. Состав Конституционного совеща­ния был односторонним, так как в него входило большинство лиц — сторонников Президента РФ. Тем самым политика и направление работы Конституционного совещания были предопределены.

Возвращаясь к вопросу о статусе Конституционного со­вещания, Президент РФ подчеркивал его совещательный ха­рактер, соборность, сравнивая его с Земскими соборами, в том числе Собором 1649 г., который принял участие в составлении Уложения. Тем самым Б. Н. Ельцин подчеркивал отсутствие властного характера этого органа и говорил о Конституцион­ном совещании как о вспомогательном органе при главе госу­дарства. Президент упоминал о Конституционном совещании как об институте гражданского общества. Действительно, этот орган отражал интересы многих социальных слоев, но влияние Конституционного совещания на принятие правовых и поли­тических решений по сравнению с полномочиями Конститу­ционной комиссии было минимально.

Можно с уверенностью сказать, что конституционная ре­форма в современной России начала 1990-х годов приобре­ла всеохватывающие масштабы, поглощая различные сферы правообразования и правоприменения. Обращение к истории создания Конституции РФ 1993 г. и, в частности, к началу пост­советского конституционного процесса, характеризующегося работой Конституционной комиссии и разработкой проекта «румянцевской» Конституции, позволяет выявить общие тен­денции конституционного развития, изучить и обобщить опыт работы комиссии, которая сыграла важную роль в подготовке проекта Конституции.

Причины, по которым проект Конституционной комиссии не воплотился в жизнь, носили политико-правовой характер. Но значимость его для юридической теории и практики труд­но переоценить сегодня. Гуманистические принципы проекта легли в основу ныне действующей Конституции, развиваю­щейся благодаря идеям, заложенным Конституционной ко­миссией.

Таким образом, можно сказать, что в процессе создания новой российской Конституции отразились все важнейшие политические события конституционной реформы, сложная расстановка социально-политических сил в России, трудности становления ее новой политической системы.

конституционное право





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика