Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование имущественных и земельных отношений сельскохозяйственных производственных кооперативов - Паевой фонд
Научные статьи
26.08.14 15:02
Оглавление
Правовое регулирование имущественных и земельных отношений сельскохозяйственных производственных кооперативов
Сельскохозяйственный производственный кооператив
Паевой фонд
Правовой режим отдельных видов имущества
Все страницы









        Законодательство предусматривает возможность увели­чения и уменьшения паевого фонда кооператива. Так, в соот­ветствии со ст.35 Закона о сельскохозяйственной кооперации увеличение размера паевого фонда осуществляется путем уве­личения размера паевых взносов или за счет прироста прира­щенных паев либо путем увеличения числа членов кооператива и ассоциированных членов кооператива. В случае превышения размера чистых активов кооператива над его паевым фондом кооператив по решению общего собрания членов кооператива вправе увеличить паевой фонд кооператива путем зачисления в этот фонд части чистых активов кооператива. При этом, в случае увеличения паевого фонда путем зачисления в него части чистых активов кооператива увеличиваются соответствен­но приращенные паи членов кооператива пропорционально сумме оплаты труда членов производственного кооперати­ва за период деятельности кооператива, если иной период не установлен уставом кооператива. Указанная статья Закона предусматривает возможность уменьшения размера паевого фонда, определяет порядок уведомления об этом кредиторов и удовлетворения их требований. Вместе с тем, не называет основания для уменьшения паевого фонда и не определяет гарантии прав членов кооператива. Таким образом, в части уменьшения паевого фонда кооператива Закон не вполне со­вершенен.

Для осуществления своей деятельности кооператив форми­рует фонды, составляющие имущество кооператива. Виды, раз­меры этих фондов, порядок их формирования и использова­ния устанавливаются общим собранием членов кооператива в соответствии с законом и уставом кооператива. В соответствии с п. 1 ст. 109 ГК РФ и п. 5 ст. 34 Закона о сельскохозяйственной кооперации уставом кооператива может быть предусмотрено, что определенную часть принадлежащего кооперативу иму­щества составляют его неделимые фонды, но законодатель не определяет их перечень и не устанавливает общих минималь­ных требований к порядку их формирования, за некоторым исключением (например, резервного фонда).

Следует согласиться с предложением авторов, предлагаю­щих в качестве специального неделимого фонда выделять фонд объектов социальной инфраструктуры, что не противоречит положениям п. 3 ст. 44 Закона о сельскохозяйственной коопе­рации и предоставленной законодателем производственным кооперативам относительной свободы в формировании не­делимых фондов. Размер неделимого фонда устанавливается в стоимостном выражении, в том числе он может устанавли­ваться исходя из доли собственных средств кооператива (части паевого фонда, нераспределенной прибыли (доходов) и других, за исключением резервного фонда).

Уставом кооператива может быть определен перечень объ­ектов имущества, относимого к неделимому фонду. В такой перечень с указанием балансовой стоимости могут включаться земельные участки, здания, строения, сооружения, техника, оборудование, сельскохозяйственные животные, семена, фу­раж и иное имущество кооператива, не подлежащее в период существования кооператива разделу на паи членов коопера­тива и ассоциированных членов кооператива или выдаче в на­туральной форме при прекращении членства в кооперативе. Решение о формировании неделимого фонда, его размере и перечне объектов имущества, относимого к неделимому фонду, принимается членами кооператива единогласно, если уставом кооператива не определен иной порядок принятия решений по данному вопросу.

Российский законодатель не только предоставил сельско­хозяйственным производственным кооперативам право на создание неделимых фондов, но и, в отличие от других коммер­ческих организаций, определил специальный правовой режим таких фондов, который призван способствовать стабильности хозяйствования в рамках данной организационно-правовой формы. Это проявляется в следующем. Во-первых, неделимый фонд не подлежит разделу на паи членов кооператива и ассо­циированных членов или выдаче в натуральной форме при прекращении членства в кооперативе. Во-вторых, обращение взыскания по собственным долгам члена кооператива или ас­социированного члена кооператива не может быть обращено на неделимые фонды кооператива (постановление ФАС По­волжского округа от 17.10.2008 г. по делу № А57-7508 / 2006-36). В-третьих, взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задол­женности, не может быть обращено на неделимые фонды, за исключением залога некоторого имущества кооператива, включенного в неделимые фонды, с соблюдением процедуры, предусмотренной п.2 ст.34 Закона о сельскохозяйственной ко­операции (постановление ФАС Поволжского округа от 07.02. 2013г. по делу № А57-7554/2011).

В составе собственного капитала кооператива учитывается также резервный фонд. В соответствии с Федеральным зако­ном от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, который является неделимым и размер кото­рого должен составлять не менее 10 процентов паевого фонда кооператива. Размер, сроки и порядок формирования резерв­ного фонда устанавливается уставом кооператива. Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений не менее чем 10 процентов от прибыли, а также за счет иных источни­ков, предназначенных для покрытия убытков и обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами кооператива. Средства резервного фонда кооператива имеют целевое на­значение и используются исключительно на покрытие убытков этого предприятия (п. 6 ст. 35 Закона о сельскохозяйственной кооперации). В доктрине вполне обоснованно в качестве недо­статка порядка формирования резервного фонда отмечается установление в законодательстве лишь минимального размера резервного фонда, что позволяет выводить из оборота капитал, который можно было бы использовать в хозяйственных целях. Разделяем позицию авторов, предлагающих данный пробел восполнять на уровне уставов кооперативов.

     Действующим законодательством организациям предостав­лено право создавать резервы сомнительных долгов. Решение о  создании резерва сомнительных долгов нужно отразить в учетной политике организации. Сомнительным долгом при­знается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный законом и договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником фор­мирования данного резерва являются финансовые результа­ты деятельности организации, т.е. прибыль, исчисленная до налогообложения. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года ин­вентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется раздельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. В соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплатель­щиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнени­ем работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Сумма ре­зерва по сомнительным долгам исчисляется в зависимости от срока возникновения задолженности следующим образом: 1) при сроке свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва вклю­чается полная сумма задолженности, выявленной на основании инвентаризации; 2) при сроке от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включаются 50 процентов суммы задолженно­сти, выявленной на основании инвентаризации; 3) при сроке до 45 дней сумма создаваемого резерва не изменяется. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не мо­жет превышать 10 процентов выручки за отчетный период.

Резерв сомнительных долгов может быть использован орга­низацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными признаются долги, по которым истек установ­ленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или в связи с ликви­дацией организации (ст. 417, 419 ГК РФ). Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная хозяй­ствующим субъектом в отчетном периоде на покрытие убыт­ков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный период в порядке, определенном п. 5 ст. 266 НК РФ. Формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете регламентируется статьей 266 Налогового ко­декса. Как в бухгалтерской, так и в налоговой системе создавать резерв могут только те фирмы, которые учитывают выручку от реализации по методу начисления. Фирмы, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Решение о создании ре­зерва нужно отразить в учетной политике организации. Фирма вправе начать формирование резерва по сомнительным дол­гам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике заранее (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. N А56-26468/2006).

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслужи­ванию может создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантий­ного срока. Предельный размер резерва не может превышать размера, определяемого как доля фактически осуществленных субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслужи­ванию в объеме выручки от реализации данных товаров за предыдущие три года. В конце налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. Для товаров, по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, не израсходованные по назначению суммы резерва включаются в состав внереализационных до­ходов соответствующего отчетного периода.

Фонды накопления и потребления относятся к фондам спе­циального назначения. Эти фонды образуются за счет прибы­ли, остающейся в распоряжении организации. Аккумулиро­вание соответствующих средств в названных фондах позволяет обобщить информацию о состоянии и движении средств, на­правляемых на потребление и накопление. Порядок образова­ния этих фондов регулируется учредительными документами. Создание таких фондов является элементом учетной политики. Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами (например, на создание нового имущества). Фонды потребления образуют средства, направляемые (зарезервированные) на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива органи­зации и иных аналогичных мероприятий и работ, не приво­дящих к образованию нового имущества организации.

Амортизационный фонд кооператива, формируемый за счет амортизационных отчислений, является фондом целевого назначения. Его средства предназначены для полного восста­новления основных средств.

Средства целевого финансирования и поступлений пред­ставляют собой средства, полученные организацией из бюдже­та и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений и научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению.

Резервы предстоящих расходов и платежей создаются ор­ганизацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Кооперативы могут создавать резервы: на предстоя­щую оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств, на вы­плату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели. Если такие резервы не создаются, то произведенные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.

Из прибыли, остающейся в распоряжении кооператива, могут формироваться различные фонды (социальный, жи­лищный, материального поощрения и др.). Их формирование является элементом учетной политики кооператива.

Действующее законодательство уделяет весьма значитель­ное внимание правовому регулированию отношений, скла­дывающихся по поводу недвижимого имущества, в том числе прав кооператива на земельные участки. Порядок использо­вания, основания возникновения прав, допустимые способы и пределы распоряжения указанным имуществом опреде­лены, в частности, нормами ГК РФ (ст. 130-132, 133.1, гл.17), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав на недвижимость), Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и Земельным кодексом РФ, а также Законом о сельскохозяй­ственной кооперации и др.

    Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, со­оружения, объекты незавершенного строительства. К недви­жимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего пла­вания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Из приведенного определения следует признание законодателем трех разновидностей недвижимых вещей, а именно: вещей, являющихся недвижимыми по своей природе; вещей, прочно связанных с землей; вещей, которые признаются недвижимостью не в силу естественных свойств, а по иным причинам. Согласно статье 132 ГК к недвижимости относится также предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществле­ния предпринимательской деятельности. В связи с внесением изменений в ГК РФ в 2013 году появился новый недвижимый объект - единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК, ред. от 02.07.2013  г.). Согласно ст. 133.1 Кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, не­разрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электро­передачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном ре­естре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Правовой режим зданий и сооружений, принадлежащих кооперативу, определен, в частности, нормами, содержащими­ся в ГК РФ (гл. 17, 18, § 4 гл. 34), Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ), Градостроительном кодексе Российской Федерации, Законе о регистрации недвижимости, а также пра­вилами ряда подзаконных актов.

Наряду со зданиями и сооружениями в качестве самосто­ятельных недвижимых вещей признаются жилые и нежилые помещения (ст. 1 Закона о регистрации недвижимости).

Режим жилых помещений подчинен правилам, содержа­щимся в ЖК РФ и гл. 18 ГК РФ. Что касается режима нежи­лых помещений, то этот вопрос действующим законодатель­ством однозначно не урегулирован, и прежде всего вследствие отсутствия единого понимания самого термина «нежилое помещение». Нежилые помещения в многоквартирных жи­лых домах, являющиеся элементами общего имущества, на­ходятся в режиме общей долевой собственности. Нежилые по­мещения в многоквартирных жилых домах, не относящиеся к общему имуществу, могут находиться на любом вещном праве, равно как и служить предметом обязательственных правоот­ношений, например, предметом договора аренды.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика