Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые вопросы сроков исполнения судебных поручений по уголовным делам в порядке правовой помощи между государствами
Научные статьи
26.08.14 16:07
Оглавление
Некоторые вопросы сроков исполнения судебных поручений по уголовным делам в порядке правовой помощи между государствами
Уголовное право
Все страницы

вернуться


Некоторые вопросы сроков исполнения судебных поручений по уголовным делам в порядке правовой помощи между государствами


alt 
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Аскерова М. П.
В статье исследуется вопрос своевременного исполнения судебных поручений по уголовным делам в порядке правовой помощи исходя из требований разумности сроков судопроизводства. Анализируется законодательство Азербайджанской Республики и международные документы об оказании правовой помощи по уголовным делам. Для усовершенствования законодательства об оказании правовой помощи по уголовным делам автор предлагает внесение конкретных изменений.
  

В условиях глобализации и интеграции развитие коммуни­кационных средств, прозрачность границ и другие технические возможности усиливают транснациональный характер пре­ступности и, соответственно, обуславливают необходимость правовой помощи между государствами.

Эффективность правовой помощи по уголовным делам с иностранными элементами иногда зависит от своевременного и качественного выполнения судебных поручений. Согласно п. 3 ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый задержанный или заключенный под стражу имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.

     Вы попали в сложную жизненную ситуацию и не знаете, как поступить? Квалифицированные юристы ответят на все вопросы в области права. Помощь юриста вся подробная информация  на сайте http://legem-pravo.ru

Несмотря на то, что в УПК Азербайджанской Республики (далее — УПК) и других правовых актах отсутствует понятие «разумный срок», практика Азербайджанской Республики (далее — АР) содержит отдельные положения, связанные с обе­спечением быстроты судопроизводства.

Судебные поручения на территории АР исполняются со­гласно УПК и Закону АР «О правовой помощи по уголовным делам», которые определяют, что соответствующий орган исполнительной власти или другой компетентный орган АР исполняет запрос об оказании правовой помощи в порядке, предусмотренном законодательством АР.

Статья 62 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам от 7 октября 2002 г. гласит: «1. Поручения об ока­зании правовой помощи по уголовным делам исполняются в срок, предусмотренный законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны. 2. В случае необходимости срок исполнения поручения об оказании правовой помощи по со­гласованию компетентных учреждений юстиции Договарива­ющихся Сторон может быть продлен».

Двусторонние договоры АР о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам при регулировании порядка исполнения судебных поручений предусматривают уведомление учреждения, от которого ис­ходит поручение, о времени и месте исполнения поручения, учреждением юстиции, к которому обращено поручение. Со­ответствующие положения предусмотрены и в двусторонних договорах АР с Иранской Исламской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Узбекистан и т.д.

Но практически — проходит время до получения запраши­ваемой стороной запроса и получения запращивающей сторо­ной ответа. Еще некоторые проблемы, связанные с процессу­альными сроками судопроизводства, также влияют на сроки выполнения судебных поручений иностранных государств.

УПК предусматривает процессуальные сроки исполнения отдельных следственных и судебных действий. УПК не ис­пользует термин «разумные сроки», но ст. 48 УПК посвящена обеспечению быстроты производства по уголовному пресле­дованию. Соответственно, производство по уголовному пре­следованию должно быть начато и окончено дознавателем, сле­дователем, прокурором или судом в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, таким образом, чтобы было обеспечено своевременное получение и исследование доказательств, а лица не ждали чрезмерно долго предъявления им обвинения, рас­смотрения дела и восстановления нарушенных прав.

Нарушение процессуальных сроков, согласно ст. 10.5 УПК, исполнение процессуальных действий и принятие постановле­ний влечет за собой признание их недействительными, не име­ющими юридической силы.

Согласно ст. 48 УПК в сроки, предусмотренные ст. 48.2 на­стоящего Кодекса, не включаются сроки сокрытия обвиняемого от органа, осуществляющего уголовный процесс, наличие иных обстоятельств, служащих причиной приостановления произ­водства по уголовному преследованию, а также срок ознаком­ления обвиняемого с предоставленными ему материалами уголовного дела.

Одним из выходов из ситуации нарушения процессуальных сроков является их продление, рамки которого определены законом. Статья 218 УПК определяет сроки предварительно­го расследования и указывает, что в срок предварительного следствия по уголовному делу не включается также и срок приостановления предварительного следствия по основани­ям, предусмотренным ст. 53.1. настоящего Кодекса. Еще срок предварительного следствия может быть продлен по сложно­сти уголовного дела соответственно вышестоящим прокуро­ром на основании мотивированного ходатайства следователя и представления прокурора, осуществляющего процессуаль­ное руководство предварительным расследованием. Срок же предварительного следствия по уголовному делу, продленный вышестоящим прокурором, может быть продлен по особой сложности данного дела заместителем Генерального прокуро­ра АР на основании мотивированного ходатайства следователя и согласованного с вышестоящим прокурором представления прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием.

При рассмотрении вопроса о продлении срока предвари­тельного следствия вышестоящий прокурор должен проверить законность и обоснованность ходатайств следователей и пред­ставлений нижестоящих прокуроров; оценить деятельность следователя и прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием, по обеспече­нию всестороннего, полного, объективного и своевременного осуществления досудебного производства по уголовному делу; принять мотивированное постановление о продлении срока.

Указом Президента АР от 19 января 2006 г. № 352 «О модер­низации судебной системы в АР и о применении Закона АР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законода­тельные акты АР"» Верховному Суду, апелляционным судам и Верховному суду Нахичеванской Автономной Республики рекомендовано организовать работу по изучению прецедент­ного права Европейского суда по правам человека и учитывать его в судебной практике. Поэтому Азербайджанская правопри­менительная практика должна учитывать требования Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецеденты, связанные с правом на судебное разбирательство в течение разумного срока.

Несмотря на отсутствие в законодательстве специального указания на разумные сроки проведения судебного разбира­тельства, имеются отдельные ведомственные акты, регулирую­щие применение разумного срока в судебном разбирательстве. Постановление Пленума Верховного Суда АР от 30 марта 2006 г. № 5 «О применении положений Европейской конвенции о за­щите прав человека и основных свобод и прецедентного права Европейского суда по правам человека при осуществлении правосудия» разъяснил, что «6. Суды при осуществлении пра­восудия должны учитывать, что согласно части 1 ст. 6 Европей­ской конвенции о защите прав человека и основных свобод» «... каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанно­стях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Цель определения разумного срока состоит в том, чтобы защитить стороны в гражданском процессе, а также обвиняемого в уголовном процессе от чрез­мерного затягивания, и добиться эффективности правосудия. При исчислении этих сроков в связи с уголовными делами «разумный срок» охватывает и сроки предварительного рас­следования, и сроки судебного рассмотрения до вынесения приговора. Согласно правовой позиции Европейского суда исчисление срока начинается с объявления лицу обвинения, выбора меры пресечения ареста, применения до этого мер процессуального принуждения и продолжается до вступления в законную силу приговора или прекращения уголовного пре­следования. «Разумный срок» по каждому делу должен опре­деляться в зависимости от характера, сложности конкретного дела, поведения заявителя в связи с процессом.

Характер конкретного дела является его качественным показателем и «как известно, характер общественной опас­ности преступления определяется объектом, содержанием ущерба, формой вины и такими способами действия (бездей­ствия), как насилие, обман, группа, использование служебного положения».

Практика Европейского суда по правам человека опреде­лила критерии оценки «разумного срока» рассмотрения дела. К ним относятся сложность дела; поведение суда и стороны по делу — органа власти, поведение самого заявителя, значи­мость дела для заявителя. Европейский Суд по правам челове­ка по делу «Федоров и Федорова против России» от 13 октября 2005 г. указывал, что «Европейский суд напомнил, что разум­ность срока рассмотрения дела должна оцениваться в свете об­стоятельств дела на основе критериев, установленных в судеб­ной практике Европейского суда, в частности: сложности дела и поведения заявителя и соответствующих государственных органов» (п. 28).

В решении по делу «Кормачева против России» от 29 янва­ря 2004 г. «Суд повторяет, что необоснованность длительного разбирательства должна оцениваться в свете обстоятельств дела и критериев, установленных прецедентной практикой суда, в частности, сложности дела, поведения заявителя и со­ответствующих властей и что именно было предметом спора заявителя» (п. 51).

Европейский суд напомнил, что «разумность» срока про­изводства по делу должна оцениваться в свете обстоятельств дела и со ссылкой на следующие критерии: сложность дела, действия заявителя и соответствующих властей, а также зна­чимость предмета спора для заявителя. Например, в По­становлении Большой палаты Европейского суда по делу «"Комингерсолль С.А.» против Португалии» укзывается, что «Обоснованность срока рассмотрения иска определяется в све­те обстоятельств дела со ссылкой на критерии, изложенные в прецедентном праве Европейского суда, в частности слож­ность дела, поведение заявителя и соответствующих органов государственной власти, а также важность спора для заявите­ля» (п. 19).

Европейский суд при оценке разумности срока судебного разбирательства исходит из критериев соответствия и достаточ­ности мотивов судебных органов. Наличие веских оснований по­дозревать арестованного в совершении преступления является sine qua non условием правомерности содержания под стражей, но через некоторое время этого уже недостаточно; тогда Суд должен установить, оправдывают ли остальные мотивы судеб­ных органов лишение свободы. Если эти мотивы оказывают­ся «соответствующими» и «достаточными», то Суд учитывает, кроме того, проявили ли национальные компетентные органы «должную тщательность» в ходе процедуры. Поэтому реша­ющим фактором при оценке разумности срока производства является поведение судебных властей в данном деле.

Законодательство АР содержит требования по обеспече­нию быстроты уголовного преследования и соответствующие ведомственные акты, регулирующие применение разумного срока при уголовном преследовании. Эти положения отно­сятся и к выполнению судебных поручений иностранных го­сударств, а в некоторых случаях принимаются специальные ведомственные акты, детализирующие разумный срок при выполнении судебных поручений. Например, приказом Гене­рального прокурора АР от 14 февраля 2007 г. за № 10/13 «О за­дачах прокурорских органов в связи с выполнением вопросов, определенных в международных договорах, подписанных АР, и усилении эффективности международного сотрудниче­ства» «руководителям подчиненных прокуратур поручено: сохраняя выполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам (следственных поручений) под личным контролем, обеспечить их выполнение в течение 10 (десяти) дней, со строгим соблюдением требований уголовно-процес­суального законодательства, принятия всех организационных мер по исполнению и представлению собранных материалов в Управление для отправления в запрашивающее государ­ство. В исключительных случаях, в связи с выполнением за­проса, в случаях необходимости многочисленных и сложных действий, этот срок может быть продлен соответствующим заместителем Генерального прокурора, учитывая заключение Управления, до одного месяца».





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика