Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Таможенный союз в условиях мирового финансово-экономического кризиса
Научные статьи
03.06.10 13:26

Мустакимов Р.Р.

Мустакимов Ш.Р.
 ЕврАзЮж № 12 (19) 2009
Евразийская интеграция
Мустакимов Р.Р. доцент кафедры «Экономика» Университета «Кайнар», кандидат экономических наук, полковник таможенной службы в отставке.
Мустакимов Ш.Р. главный специалист ФГУ «Государственное юридическое бюро по Томской области».
Таможенный союз в условиях мирового финансово-экономического кризиса

В статье рассматриваются вопросы интеграционного взаимодействия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), отдельные аспекты создания Таможенного Союза ЕврАзЭС и перспективы формирования еди­ного экономического пространства в условиях финансово-экономического кризиса.


   Ключевыми направлениями интеграционного взаимодействия в Евразийском экономическом со­обществе (ЕврАзЭС) являются завершение оформле­ния в полном объеме режима свободной торговли, создание таможенного союза и подготовка условий для формирования единого экономического про­странства. В решении этих задач в последние годы достигнут определенный прогресс. В рамках Сооб­щества практически создана зона свободной торгов­ли без изъятий и ограничений, устранены почти все ограничения на взаимные поставки товаров. Продол­жается работа по унификации таможенных оформлений и тарифов стран ЕврАзЭС и формированию общего таможен­ного тарифа. Достигнут прогресс в согласовании эко­номической политики, в том числе в координации позиций стран Сообщества в вопросе вступления  в ВТО.

  Таможенный союз (ТС) является одной из форм межгосударственной интеграции, выраженной в со­глашении двух или более государств об отмене тамо­женных пошлин в торговле между ними, он преду­сматривает также образование единой таможенной территории с проведением политики коллективного протекционизма.

   Немного истории. В рамках Содружества Не­зависимых Государств (СНГ) одним из главных на­правлений движения к более высоким уровням ин­теграции стало именно становление и развитие ТС. В первоначальном своем варианте ТС был создан по Соглашению о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией от 5 января 1995 г. Через две недели к Союзу присоединилась Республика Казахстан. Три государства подписали Соглашение, определявшее принципы, механизм и этапы создания Таможенного союза. Впоследствии к Союзу присоеди­нились Киргизия, Таджикистан.

    В 2000 г. ТС был преобразован в Ев­рАзЭС. В целом была сохранена та же структура управле­ния. Были учрежде­ны межгосударствен­ный совет, посты председателя и главы интеграционного совета. Определены задачи и перспективы значительного рас­ширения параметров сотрудничества, включая во­просы макроэкономики, валютно-финансовой, торгово-тарифной и социальной политики. В качестве конкретных мер планировалось обеспечить режим безвизового передвижения, унифицировать нало­говое законодательство и размеры таможенных по­шлин. На сегодняшний день Сообщество является наиболее крупным и эффективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Госу­дарства - участники ЕврАзЭС занимают 93 % терри­тории бывшего СССР, где проживает более 206 мил­лионов человек.

    В условиях углубляющегося мирового финансово- экономического кризиса в ЕврАзЭС наметилась тен­денция к выделению «ядра» государств - участников Сообщества, готовых от длительных переговоров об условиях объединения сил и средств перейти непо­средственно к самому объединению.

   В настоящее время, на наш взгляд, именно созда­ние таможенного союза в рамках наиболее успешно развивающегося объединения Сообщества на про­странстве СНГ является необходимой действенной мерой по преодолению последствий финансового кризиса.

  Ранее, 6 октября 2007 г., главы всех шести стран - членов ЕврАзЭС приняли решение о переходе к бо­лее высокому этапу интеграции - формированию  ТС - и подписали соответствующий документ, в кото­ром предусмотрено, что на первом этапе формиро­ванием Союза будут заниматься Россия, Белоруссия и Казахстан в силу того, что эти государства наиболее подготовлены к взаимодействию в экономической сфере, а также с точки зрения унификации и гармонизации соответствующего законодательства, им­портные тарифные ставки между ними унифициро­ваны примерно по 40 %, по четырем тысячам позиций из двенадцати тысяч уже имеется единый тариф.

   Следует отметить, что необходимость и акту­альность активного дальнейшего формирования ТС была вызвана тем, что фактически союз продолжал и развивал идею интеграционного объединения в рамках таких международных организаций, как  ЕврАзЭС, ОДКБ и ЕЭП, уже доказавшую свою жиз­неспособность. Ведь на протяжении несколько лет на части постсоветского пространства успешно действу­ет режим свободной торговли. С товаров, произве­денных в одной из стран ЕврАзЭС, во всех остальных государствах сообщества не взимается никаких та­моженных пошлин и сборов. С января 2005 г. в рам­ках ЕврАзЭС в полном объеме применяется единый принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле - по месту назначения.
  
    Представляется возможным констатировать, что сейчас наступили такие экономические условия, ко­торые делают ТС выгодным и необходимым. Так, за последние восемь лет товарооборот между страна­ми ЕврАзЭС достиг весьма внушительной цифры - 102 млрд. долларов, т. е. вырос более чем в три раза.2 В связи с этим органы государственной власти, пра­вительства и участники внешнеэкономической дея­тельности заинтересованы в упрощении таможенных процедур и устранении административных барье­ров. И вполне очевидно, что в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса режим союза - самый простой способ добиться снижения издержек при максимальном упрощении таможенных проце­дур в соответствии с международными стандартами, сокращении сроков прохождения грузов через гра­ницы, стимулировании интенсивности внешней тор­говли, повышении деловой активности участников внешнеэкономической деятельности, нацеленных на помощь бизнесу и повышение благосостояния насе­ления.

  Сегодня, подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить, что ТС в рамках ЕврАзЭС создается в полном соответствии с международными нормами и правилами, то есть с единым таможен­ным тарифом, единой таможенной территорией и едиными внешними границами. О темпах и резуль­тативности проводимой работы говорят следующие факты: утвержденные мероприятия по реализации Плана действий по формированию ТС и график со­вещаний экспертов сторон в 2008 г. были четко вы­полнены в установленные сроки; созданы экспертные группы по шести направлениям формирования ТС, за которыми закреплена каждая из стран - участниц ТС; утверждено Положение о принципах и порядке формирования единого таможенного тарифа ТС.

   Общеизвестно, на 1 января 2010 г. запланировано вхождение России и Белоруссии в единое таможен­ное пространство. По данному поводу Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.Мансуров отметил, что Россия и Беларусь достигли более высокой степени интегра­ции в деле выработки единого таможенного тарифа из-за того, что между ними действуют нормы союз­ного государства.

   В настоящее время таможенные ведомства этих стран активно занимаются межведомственными со­гласованиями и решают текущие, «технические» во­просы, решению которых была посвящена очередная коллегия Таможенного комитета этих стран, прошед­шая в белорусском городе Речица 10 апреля 2009 г.
Участники встречи отметили,3 что в самом понятии «таможенный союз» к исключительной компетенции собственно таможенных органов относится не более 15 % вопросов, возникающих в связи с организацией интеграционного объединения; остальные вопросы находятся в ведении других ведомств - финансовых, транспортных, санитарных и др. Представители та­моженных ведомств констатировали, что по всем во­просам, входившим в повестку дня, достигнуто взаи­мопонимание. Одной из особенностей указанной коллегии стало присутствие на ней представителей Комитета таможенного контроля Министерства фи­нансов Республики Казахстан (в качестве наблюда­телей). Председатель КТК МФ РК К.К.Карбузов от­метил: «Мы будем изучать материалы Таможенного комитета Союзного государства, перенимать опыт. В наших интересах унификация контроля, упрощение контактов».

   Сам же Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, согласно достигнутым договоренностям, должен заработать уже в середине 2010 г.

   Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.Мансуров от­метил: «…глядя с высоты 15 лет, минувших с момента предложенного Президентом Нурсултаном Назарба­евым Проекта о формировании Евразийского союза государств, можно, с одной стороны, удивляться сме­лости и прозорливости лидера, сформулировавше­го идею, далеко опередившую свое время. С другой стороны, мы сами - свидетели реальных результа­тов сближения стран, объединившихся в ЕврАзЭС и формирующих ТС. Даже теперь, в условиях глобаль­ного мирового финансового и экономического кри­зиса, конкретные решения, принятые главами госу­дарств… убедительно демонстрируют уверенность в будущем и стремление совместными действиями обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества и интеграции в интересах стран и народов ЕврАзЭС».

   В настоящее время между странами - участница­ми ЕврАзЭС уже действует 10 международных право­вых документов в области технического регулирова­ния, санитарных и фитосанитарных мер, в их числе: соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, об основах гармонизации тех­нических регламентов государств - членов ЕврАзЭС. Принято соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств ЕврАзЭС.

  На заседании Межгоссовета Сообщества 12 декабря 2008 г. на уровне глав правительств подписано со­глашение о создании информационной системы  ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. Утверждены гра­фик разработки первоочередных технических регла­ментов, включающий 32 документа, а также времен­ный порядок разработки технического регламента ЕврАзЭС и типовой договор о принятии техническо­го регламента Сообщества.

   Что касается внутреннего законодательства Ре­спублики Казахстан, следует отметить, что 3 апреля 2009 г. глава государства подписал Закон Республи­ки Казахстан «О ратификации Соглашения о прин­ципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе». Данный закон был принят в целях завершения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров по вопросам формирования ТС и Еди­ного экономического пространства. В соответствии со ст. 3 указанного Соглашения взимание косвен­ных налогов при импорте товаров будет возложено на налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщика-импортера. На сегодняшний день Россия и Белоруссия также завершили свои вну­тригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данного Соглашения.

   Кроме того, на очередном заседании в начале марта 2009 г. в г. Минске экспертной группой был вы­работан комплекс первоочередных мер, которые обе­спечат взаимную торговлю в период до принятия и введения в действие в государствах - членах ЕврАзЭС единых технических регламентов (ориентировочно это 2011-2012 гг.). Данные меры касаются как вопро­сов обязательного подтверждения соответствия про­дукции и контроля на внешней границе ТС, так и условий обращения товаров на единой таможенной территории. Для упрощения таможенных процедур и ускорения их прохождения разработана единая номенклатура продукции, при таможенном оформ­лении которой необходимо предъявлять сертификат соответствия. Также подготовлены соглашения о вза­имном признании аккредитации органов по серти­фикации и испытательных лабораторий и результа­тов работ по подтверждению соответствия.

  Вместе с тем, Таможенный союз, как и любой крупный интеграционный проект, сталкивается с определенными трудностями. Одним из факторов, осложняющих формирование ТС, является неза­вершенность процесса присоединения государств - участников ТС к Всемирной торговой организации.

   В этой связи возникает закономерный вопрос - соотношение движения стран союза в ВТО и созда­ние ТС. Идеальным результатом, по нашему мнению, было бы вступление стран Содружества в ВТО и фор­мирование ТС на базе права ВТО. Политическое ре­шение по вступлению в ВТО должно было быть при­нято в середине 2009 г., технические решения должны были быть реализованы до конца 2009 г. Но, учитывая влияние мирового финансово-экономического кри­зиса, сроки вступления в ВТО изменились.

    В настоящее время Россия, Белоруссия и Казах­стан стоят на пороге таможенного альянса. Введение ТС трех государств предполагает, что с началом пол­номочий Союза все товары, ввозимые из третьих стран на территорию стран - участниц ТС, будут проходить одинаковые таможенные процедуры и после выпуска соответствующих таможенных органов совершенно свободно перемещаться между тремя государствами. Как и, естественно, товары, произведенные в данных странах. Также с определенного перечня товаров бу­дут взиматься одинаковые пошлины. В идеале это означает отсутствие таможенных границ и другого контроля на границе, за исключением пограничного, иными словами прозрачный товарообмен. При этом Россия, Белоруссия и Казахстан будут руководство­ваться единым Таможенным Кодексом. По словам первого вице-премьера РФ И.Шувалова, сказанным по результатам заседания Совета премьеров стран СНГ, прошедшего в мае 2009 года в г. Астана, «рабо­та по Таможенному союзу идет по графику, осенью планируется подписание всех документов для созда­ния единого таможенного кодекса и до конца 2009 г., вероятно, этот документ уже будет принят».

   Отметим, что в России и Белоруссии хорошо развито машиностроение. Это дает надежду на то, что данный сектор экономики получит развитие и в Казахстане. В Казахстане существует «Стратегия ин-дустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.», утвержденная Указом Президента РК от 17.05.2003 г. № 1096, а в России принята «Концепция долгосрочного социально-эко-номического развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Стратегия-2020», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г.

   № 1662-р. Оба этих документа, по существу, пресле­дуют одну и ту же цель - диверсифицировать эконо­мику и пустить ее по направлению индустриально-инновационного развития. Можно надеяться, что Таможенный союз будет способствовать достижению этой цели.

    Партнеры Казахстана по ТС - Россия и Белорус­сия - относительно неплохо преодолевают текущие кризисные явления. Такой альянс только укрепляет ТС, сделает его более конкурентоспособным на фоне других интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Ведь интеграция, соединение усилий евразийских партнеров - это не политическая сию­минутная прихоть, а осознанная необходимость. Вне всяких сомнений, принятое руководством трех стран политическое решение о скорейшем создании ТС представляет собой меру, соответствующую потреб­ностям нынешнего сложного времени, и является одним из направлений на пути выхода этих стран из мирового финансово-экономического кризиса.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика