Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Глобальные проблемы мировой экономики
Научные статьи
03.06.10 13:51
  ЕврАзЮж № 2 (21) 2010
Евразийская интеграция

Довгополов А.А. кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданского и коммерческого права юридического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор видит выход из мирового кризиса в более активной интеграции России в мировой рынок капиталов. Необходимо стимулировать инвестиции российских компаний за рубежом для равных условий на мировых рынках и осуществления серьёзного технологического рывка, создать в России устойчивую систему организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков. Назрела необходимость срочно национализировать ведущие экономически емкие отрасли народного хозяйства: нефтяные и газовые компании; добычу драгоценных ископаемых и цветных металлов; выпуск табачной, водочной продукции; широко внедрять инновации, элементы нанотехнологий в единый военно-промышленный комплекс; осваивать лесные ресурсы; организовать государственный закуп мяса, рыбы, молочных, зерновых продуктов; расширять строительство социальных объектов и т. д. Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля в одну из ведущих региональных резервных валют – ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность нашей финансовой системы.

Мировой экономический кризис порождает глобальные отрицательные перемены в финансовой системе. На международных рынках изменяются взаимоотношения между странами, в том числе между несущими потери прежними лидерами и новыми игроками мирового развития, которые обеспечивают ускоренные темпы экономического роста. Сегодня у нас нет выбора – жить или не жить в глобальном мире, так как современный мир уже глобален. В таких условиях ошибки в политике отдельных стран, а тем более национальный эгоизм немедленно сказываются на всей глобальной экономике. Международное экономическое право (МЭП) – это отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют экономические межгосударственные отношения. МЭП принято характеризовать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического
сотрудничества и блоковые интересы интеграционных объединений. Основная масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого государства. В современном мире существуют и формируются десятки новых центров интеграционных объединений государств. В развитых странах это Европейский Союз (ЕС) и НАФТА, в развивающихся – МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой – СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), также существует мировое объединение – Всемирная торговая организация (ВТО). Транснациональные компании (ТНК) определяют ход экономического развития мира. Свыше 50 тысяч родительских ТНК размещены в развитых странах, немногим меньше – в развивающихся государствах, незначительная часть – в странах с переходной экономикой, также зарегистрированы 300 тысяч дочерних компаний в зарубежных филиалах. Быстрому росту способствуют прямые инвестиции свободного доступа к экономическим ресурсам, быстрая интернационализация и либерализация хозяйственной жизни в большинстве стран мира. В настоящее время ТНК контролируют до ¼ части мирового внутреннего валового продукта (ВВП). ТНК – это новая сила в мировой экономи-
ке, главный двигатель интернационализации, превращающий мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы, знаний и нередко оказывающийся неподвластным государственному регулированию со стороны отдельных стран. Так, например, в России, стране с переходной экономикой, существует ТНК «Лукойл», «Газпром», «АвтоВАЗ», «Ингосстрах» и т. д. В 1994 г. был принят пакет Марракешских соглашений, учреждены Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР),
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1995 г. на основе ГАТТ по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986–1994) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО), тесно взаимодействующая с МВФ. В 1958 г. на основании Римского договора созданы Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), с 1991 г. началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы. Евросоюз и Российская Федерация вправе рассчитывать на стратегическое партнерство, представляющее интерес для обеих сторон. ЕС – это сложный и уникальный «механизм» с изменчивой природой, который не является
агрессивным образованием, не нуждается в геополитических «зонах влияния». РФ быстро прошла переходный период, став близким и надежным торговым партнером в международных делах, и европейские компании заинтересованы инвестировать в Россию при условии наличия надлежащей правовой базы. На ЕС приходится около 40 % всего экспорта России. Чтобы определить активность страны в международной торговле, вычисляют показатель отношения доли страны в мировом экспорте с ее долей ВВП (внутренний валовой продукт) по паритету покупательной способности. В РФ этот показатель составляет 0,5 (1,6 %; 3,0 %), в США – 0,7 (14 %; 21 %), в Японии – 0,9 (8 %; 9 %). «Право экономической интеграции» особенно быстрыми темпами движется в сторону императивного и наднационального методов регулирования. С глобализацией экономики система Международных экономических отношений (МЭО) порождает немало проблем и несет в себе угрозу безопасности многих государств, преимущественно развивающихся и с переходной экономикой, которые не могут в полной мере воспользоваться благами этого процесса, хотя концепция «международного права развития делает акцент на развитии бедных стран. В преддверии наступления экономического федерализма и перехода внутренней компетенции государств под международное правовое регулирование мировые рынки уже поделены транснациональными корпорациями. Согласно МЭП, государство вправе осуществлять выбор форм и средств развития национальной экономики, контролировать иностранные инвестиции, проводить либерализацию торговли и т. д. Государства подразделяются по уровню экономического развития (развитые и развивающие страны); по степени рыночности экономики (страны рыночной экономики, переходной экономики и нерыночной экономики). Во второй половине 80-х годов XX века Россия была открыта для иностранных инвестиций, а в 1991 г. был принят закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Россия списала со счета Лондонского клуба более трети союзного долга и переоформила оставшуюся часть в еврооблигации сроком на 30 лет с процентными ставками от 2,25 до 7,5 % годовых с началом погашения с 2030 года. Льготный режим работы на российском рынке услуг скорее всего получат поставщики банковских и страховых услуг из стран ЕС. Это закреплено соглашением «О сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Европейским союзом. Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю. Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условия, следует основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. Существенным препятствием вступления России в ВТО является резкий рост нарушений авторских и патентных прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеосалонов; грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, хотя посредством международной Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) и конвенции по охране промышленной собственности (1883 г., Париж) созданы правовые основы их защиты, а с 1971 года Бернскую конвенцию администрирует Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС). В России сложился и развивается внутренний валютный рынок, который необходимо регулировать. Цель валютного регулирования – обеспечить поступление валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечь иностранный капитал и т. п. Иностранные юридические лица вправе иметь на территории России в собственности промышленные предприятия, здания, сооружения и иное имущество для осуществления ими предпринимательской и другой деятельности. Что касается портфельных инвестиций, то в России иностранные инвесторы могут приобретать государственные ценные бумаги с разрешения Министерства финансов или центральных финансовых органов республик Российской Федерации. Законодательство России не содержит никаких условий, ограничивающих свободу выбора сторонами арбитражного порядка разрешения споров. В России экономические споры рассматриваются государственными арбитражными судами, в отдельных случаях – гражданскими судами общей юрисдикции, а также третейскими негосударственными судами, например Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Если суммировать складывающиеся за рубежом представления о России, то можно прийти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций. Негативное влияние оказывает и запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею. Недовольство иностранных инвесторов вызывают жёсткая налоговая политика, постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых препятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российского законодательства об иностранных инвестициях. Важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки информации и управления. Таким образом, наступила пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики и всего российского общества в целом, необходимо обновление действующего законодательства. Большая часть норм закона «Об иностранных инвестициях»
(23 из 42 статей) касается порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. К недостаткам Закона относится чрезвычайная декларативность многих его положений, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Процедуру аккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченных органов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра. Конституция РФ закрепила положение о том, что принципы и нормы международного права и международные договоры России являются неотъемлемой частью её правовой системы, имеют прямое действие и подлежат применению государственными органами. В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями. Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. В то же время национальный режим не исключает создание в определенных случаях льготного режима, установление отраслей и видов производства, приоритетных
для привлечения иностранного капитала. В этих областях иностранные инвесторы могут получать дополнительные льготы. Международные соглашения в случае проведения такого рода национализации обязывают договаривающееся государство выплатить сумму компенсации, причем сделать это быстро и адекватно. В соглашениях также предусматривается порядок выплаты и порядок расчёта суммы компенсации. Необходимо создание дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов в системе страхования некоммерческих рисков; объединение капиталов нескольких страховых компаний и создание на этой основе страхового пула с участием иностранного государства в страховании некоммерческих рисков иностранных инвесторов; участие России в системе MIGA, а также сотрудничество с государственными организациями других стран. Для привлечения иностранных инвесторов в свободные экономические зоны устанавливаются следующие льготные режимы: упрощённый порядок регистрации; льготы при налогообложении; пониженные ставки за пользование землёй и право долгосрочной аренды (до 70 лет) с правом субаренды; особый таможенный режим и др. На территории РФ создано и действует более 10 свободных экономических зон.
Заключение
Необходимы создание новой законодательной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России, борьба с коррупцией, укрепление судебной власти в РФ, обеспечивающей верховенство Закона. Позитивные стороны привлекательности российской экономики для иностранных компаний: ёмкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных мощностей (например, бывший ВПК). Негативные стороны в инвестиционном имидже России: нестабильная экономическая ситуация и нервозность на политической арене; прогрессирующая инфляция; неотлаженный внутренний механизм управления экономикой; неразвитость инфраструктуры связи, бытовых услуг и т. д. На современном этапе необходима более активная интеграция России в мировой рынок капиталов, следует стимулировать инвестиции российских компаний за рубежом для обеспечения равных конкурентных условий на мировых рынках и для осуществления серьёзного технологического рывка.
Необходимо создать в России устойчивую систему организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков.
Задачи России:
– формулирование своих государственных интересов в сфере международно-правового регулирования МЭП, группировка этих интересов в рамках интеграционного объединения или нескольких субинтеграционных объединений на общем со странами СНГ цивилизованном пространстве своим «полюсом экономической силы»;1
– срочная национализация ведущих экономически емких отраслей народного хозяйства: нефтяных и газовых компаний; добычи драгоценных ископаемых и цветных металлов; выпуска табачной, водочной продукции;
– широкое внедрение инноваций, элементов нанотехнологий в единый военно-промышленный комплекс;
– освоение лесных ресурсов; организация государственного закупа мяса, рыбы, молочных, зерновых продуктов; расширение строительства социальных объектов и т. д.
Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля в одну из ведущих региональных резервных валют – ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность нашей финансовой системы. Эти приоритеты заложены и в так называемой концепции четырех «И», которую мы уже начали реализовывать для достижения долгосрочных целей развития, а именно формирования комфортных условий жизни для людей и общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире. Эти четыре «И» хорошо известны: Институты, Инфраструктура, Инвестиции и Инновации. К этому списку добавлен и «пятый элемент»: Интеллект. Убежден, что это не последнее «И», особенно учитывая громадный потенциал информационного общества и использования интернет-технологий.

вверх


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика