Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международно-правовые основы обеспечения европейской безопасности
Научные статьи
03.06.10 13:53

 ЕврАзЮж № 2 (21) 2010
Евразийская интеграция

Моисеев Е. Г. доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина, член исполкома Российской ассоциации международного права
Международно-правовые основы обеспечения европейской безопасности

Проблема обеспечения европейской безопасности была актуальна всегда. Однако в настоящее время она вызывает особый интерес. Это связано с инициативой президента Российской Федерации о разработке и принятии юридически обязывающего договора о европейской безопасности. В статье рассматриваются международно-правовые основы обеспечения международной безопасности на универсальном и евроатлантическом уровнях; причины, побудившие Россию проявить указанную инициативу; анализируется проект Договора о европейской безопасности от 29 ноября 2009 года, дается оценка его отдельных положений и документа в целом.

Международная безопасность представляет собой такой миропорядок на Земле, который позволяет государствам развиваться в мирных условиях, обеспечивая постоянный рост экономики, совершенствуя политическую систему, проявляя постоянную заботу о своих гражданах, гарантируя их права и свободы. Международная безопасность – понятие весьма широкое. Обычно выделяют ряд составляющих международной безопасности: экономическую, военно-политическую, гуманитарную, информационную и другие. Специалисты называют около пятидесяти видов безопасности, многие из которых имеют отношение к международной. Когда мы говорим о международной безопасности в целом, имеем в виду международную безопасность в широком смысле слова. Вместе с тем понятие международная безопасность чаще всего употребляется в узком смысле. Речь идет о военно-политической составляющей международной безопасности, проблеме обеспечения мирной жизни на нашей планете. Международную безопасность обычно делят на универсальную, или всеобщую, призванную обеспечивать мир на всей Земле, и региональную, которая создается в отдельном регионе планеты.

    При этом следует отметить, что универсальная и региональная международная безопасность могут быть созданы только коллективными усилиями участников международного сообщества. Нет ни одного государства в мире, каким бы мощным оно ни было, которое одно могло бы обеспечить мир на Земле. Мир создается, охраняется и защищается государствами коллективно. Международное сообщество выработало определенные средства, механизмы, инструменты, с помощью которых можно обеспечить международную безопасность. Одним из важнейших средств ее обеспечения является международное право. Основы обеспечения универсальной и региональной международной безопасности заложены в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН). Устав наделил Совет Безопасности ООН полномочиями по обеспечению международной безопасности. Только Совет Безопасности ООН имеет право определять, существует ли угроза миру и международной безопасности на планете или в отдельном ее регионе, откуда она исходит и что нужно сделать для устранения такой угрозы. Составной частью универсальной международной безопасности является региональная международная безопасность. Одним из регионов планеты, где особенно важно проявлять заботу о создании прочной, надежной системы международной безопасности, является Европа. Дело в том, что, по подсчетам экспертов, за всё время существования человека на территории Европы прошло свыше 14 тысяч больших и малых войн, в которых погибли десятки миллионов людей. Особенно кровопролитными были Первая и Вторая мировые войны ХХ века.

  В общей сложности две мировые войны унесли свыше 60 миллионов человеческих жизней. Ужасные цифры несовершенства человека как биосоциального существа на Земле. Между тем Европа является регионом, в котором создана уникальная культура, поражают воображение достижения научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека. Сегодня одной из самых актуальных задач европейцев является сохранение мира в этом регионе. Как его обеспечить? С помощью каких средств и методов? Подходы к решению этой задачи на протяжении новейшей истории были разными. Главное состояло в том, чтобы четко и ясно ответить на вопрос: что нужно сделать для обеспечения мира в Европе, чтобы здесь никогда не было войн, ни больших, ни малых?

  По большому счету, ответ на этот животрепещущий вопрос есть. Для обеспечения мира в Европе необходимо создать прочную, надежную систему европейской коллективной безопасности. Следует отметить, что попытки создания такой системы безопасности предпринимались не раз. Достаточно вспомнить Пакт Бриана–Келлога 1928 года, который запрещал обращаться к войне как средству разрешения международных споров. Но тогда он так и не смог сработать и разделил печальную участь Лиги наций. Другой пример. В середине 30-х годов ХХ века за несколько лет до начала Второй мировой войны Советский Союз предлагал создать систему коллективной безопасности в Европе. Об этом в свое время было много сказано и написано. Однако западные державы не поддержали усилия нашей страны в этом направлении. И вот сегодня уже из новой России прозвучал призыв ко всем странам евроатлантического сообщества: разработать и принять юридически обязывающий договор о европейской безопасности.

    Первоначально эта идея была озвучена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Берлине 5 июня 2008 года.3 Символично, что эта идея прозвучала из столицы Германии – страны, которая дважды в ХХ веке была в эпицентре мировых войн. В связи с этим можно поставить вопрос: а разве после Второй мировой войны не было создано системы европейской безопасности? Ответ однозначный: попытки её создания были, причем не раз, но надежной, прочной системы коллективной безопасности до сих пор в Европе не создано. В связи с этим можно вспомнить события почти сорокалетней давности. В конце 60-х годов ХХ века по инициативе Организации Варшавского договора началась многотрудная работа по подготовке документа, который мог бы стать прочной основой для обеспечения коллективной безопасности в Европе и сотрудничества государств региона в различных областях. На рубеже 60–70-х годов ХХ века в мире стала формироваться обстановка, как говорили тогда, разрядки международной напряженности. Иными словами, начал осуществляться существенный поворот от политики «холодной войны» к политике сотрудничества и взаимного доверия. В Европе это произошло не в последнюю очередь благодаря тому, что в Германии появились политические силы, которые, одержав победу на парламентских выборах в этой стране, по-новому взглянули на общеевропейские процессы, на отношения Восток–Запад.

   Оценив бесперспективность политики конфронтации, они пошли на то, чтобы окончательно закрепить в международном праве итоги Второй мировой войны и открыть путь к сотрудничеству и миру в Европе. Это было сделано путем разработки и принятия ряда двусторонних договоров Федеративной Республики Германии с Советским Союзом, Польшей, Чехословакией, ГДР, в которых был сформулирован новый принцип международного права – принцип нерушимости государственных границ. Для Европы закрепление этого принципа имело громадное значение. После заключения этих двусторонних договоров открывался прямой путь к подготовке общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Первый этап такого совещания прошел в Вене на уровне министров иностранных дел государств Европы, а также США и Канады летом 1973 года, второй – также в Вене в 1973–1975 годах, а третий – 31 июля – 1 августа 1975 года в Хельсинки. Завершилось это историческое мероприятие подписанием в Хельсинки 1 августа 1975 года Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Документ подписали лидеры 33-х государств Европы, а также США и Канады.

   Заключительный акт СБСЕ – документ объемом около сотни страниц машинописного текста, состоящий из четырех разделов. В первом из них речь шла о мерах по обеспечению европейской безопасности, там же были сформулированы принципы отношений между государствами-участниками, основанные на Уставе ООН и других важнейших международных документах. С той поры минуло почти 35 лет. Что мы видим теперь? Существенно изменилась политическая карта Европы. Нет одного из двух немецких государств – Германской Демократической Республики. Теперь на политической карте Европы мы видим только одно немецкое государство – Федеративную Республику Германия. Нет СССР. Есть Россия и ряд других государств, образовавшихся после распада Советского Союза. Нет Чехословакии, а есть отдельно Чехия и отдельно Словакия. Нет единой Югославии, а есть шесть самостоятельных государств на месте бывшей единой страны. Нет Организации Варшавского Договора. Но Организация североатлантического договора (НАТО) как была, так и осталась. Более того, этот военно-политический блок существенно расширился. А что стало с заключительным актом СБСЕ? Со временем он, как и само СБСЕ, утратил значение и смысл, которые вкладывались в этот документ и в эту структуру в ту пору. На месте СБСЕ в 1994 г. была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

   Однако она не была до конца институционально оформлена. И со временем перестала играть роль, которая ей отводилась в период создания ее первоначальных основ, – роль центра, координатора усилий государств по обеспечению европейской безопасности. Причин такого положения дел много. Одна из них состоит в том, что ряд государств, в первую очередь Соединенные Штаты Америки, недооценили роль и значения ОБСЕ как организатора и координатора процесса обеспечения безопасности в Европе. В качестве такого механизма США видели совсем другую организацию, которая располагала помимо политических методов и военными средствами по обеспечению европейской безопасности. Речь идет об Организации евроатлантического договора – НАТО. Однако НАТО по определению не могла стать таким механизмом. В состав членов НАТО не входила и не входит Россия, которая играет не последнюю роль в деле обеспечения мира и безопасности в регионе. Итак, в начале XXI века Европа оказалась перед дилеммой: или связать себя окончательно и надолго с НАТО, поделившим Европу на две части, или искать новые возможности, которые могли бы позволить всем государствамевроатлантического региона включиться в процесс создания коллективной безопасности в Европе. И вот прошло полтора года с того времени, как президент России выступил с инициативой подготовки договора о европейской безопасности.

  В течение этого периода с российской стороны было много разъяснений по поводу инициативы нашей страны. Прозвучало немало суждений представителей общественности, политологов, политических деятелей, ученых не только Европы, но и всего мира. По итогам состоявшегося за последние полтора года обсуждения на различных многосторонних площадках российская сторона подготовила проект Договора о европейской безопасности.5 29 ноября 2009 г. Президент России направил этот документ руководителям евроатлантических стран, а также исполнительным главам международных организаций: НАТО, Евросоюза, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). При этом Д.А.Медведев подчеркнул, что мы открыты к предложениям по существу нашей инициативы и рассчитываем на позитивный отклик партнёров и начало предметного разговора по конкретным элементам проекта договора. Рассмотрим этот проект более детально. Структурно он состоит из преамбулы и 14 статей. Преамбула включает в себя шесть положений. Вопервых, в ней указывается, что участники Договора стремятся развивать отношения в духе дружбы и сотрудничества в соответствии с международным правом.

    Во-вторых, они руководствуются принципами, содержащимися в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также положениями Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г., Хартии Европейской безопасности 1999 г. В-третьих, участники Договора напоминают о недопустимости в их взаимных, как и в целом международных, отношениях применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН. В-четвертых, они признают и поддерживают роль Совета Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В-пятых, участники признают необходимость объединения усилий для эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности в глобализированном и взаимозависимом мире. В-шестых, они имеют в виду создать действенные и оперативно запускаемые механизмы взаимодействия для урегулирования возникающих вопросов и разногласий, снятия озабоченностей, выработки адекватной реакции на вызовы и угрозы в области безопасности. В первой статье проекта Договора говорится о том, что его участники сотрудничают на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга. Любые меры в области безопасности, принимаемые каждым участником Договора индивидуально либо совместно с другими участниками, в том числе в рамках международной организации, военного союза или коалиции, осуществляются с учетом интересов безопасности всех других участников.

  В целях реализации этих принципов и укрепления безопасности друг друга участники действуют в соответствии с данным Договором. Представляется, что первая статья проекта Договора имеет принципиальное значение, так как она провозглашает принципы права международной безопасности, которые выработаны субъектами международного права и составляют сердцевину права международной безопасности. Соблюдение данных принципов – залог надежного обеспечения международной безопасности. Вторая статья проекта Договора предписывает поведение его участника. Во-первых, он не осуществляет действий или мероприятий, существенно затрагивающих безопасность одного или нескольких участников данного Договора, не участвует в них или не поддерживает их. Во-вторых, участник, являющийся членом военных союзов, коалиций или организаций, добивается того, чтобы такие союзы, коалиции и организации соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 г., Хельсинкском заключительном акте 1975 г., Хартии европейской безопасности 1999 г. и других документах по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятых в ОБСЕ, а также статье 1 данного Договора, и чтобы решения, принимаемые в рамках таких союзов, коалиций и организаций, не затрагивали существенным образом безопасность одного или нескольких участников данного Договора.

   В-третьих, участник данного Договора не допускает использования его территории, а также не использует территорию другого участника в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против одного или нескольких участников Договора, или иных действий, существенно затрагивающих безопасность другого участника или нескольких участников данного Договора. Как мы видим, вторая статья проекта Договора накладывает конкретные обязательства на его участников. Они должны действовать с учетом положений данной статьи, опираясь на них, не допуская ущемления безопасности других участников Договора. Статья третья проекта Договора говорит о том, что его участник вправе по дипломатическим каналам или через депозитария обратиться к другому участнику с запросом о предоставлении информации относительно принимаемых этим другим участником существенных мер законодательного, административного или организационного характера, которые, по мнению запрашивающего участника, затрагивают его безопасность. О таком запросе и содержании ответа на него участники информируют депозитария, который доводит эту информацию до сведения других участников. Ничто не препятствует участникам предпринимать иные действия, обеспечивающие открытость и взаимное доверие в их взаимоотношениях.

   Таким образом, третья статья документа направлена на создание обстановки открытости и доверия в отношениях между участниками в связи с обеспечением их взаимной безопасности. В соответствии со статьей 4 проекта Договора учреждается следующий механизм рассмотрения вопросов, затрагивающих предмет данного Договора, а также разногласий и споров, которые могут возникнуть между его участниками в связи с толкованием и применением положений документа: а) консультации участников; б) Конференция участников; в) Чрезвычайная Конференция участников. В статье 5 разъясняется, что понимается под консультациями и каким образом они должны проходить. В частности, участник Договора, по мнению которого существует нарушение или угроза нарушения его положений другим участником или участниками, либо у которого имеется любой иной вопрос, касающийся предмета данного Договора и требующий, по его мнению, рассмотрения его совместно с другим участником или участниками, может направить предложение о проведении консультаций участнику или участникам, которых он сочтет заинтересованными в рассмотрении вопроса. Информация о таком предложении одновременно доводится его автором до сведения депозитария, который информирует о нем всех участников. Любой участник, который не был приглашен принять участие в консультациях, вправе принять в них участие по собственной инициативе. В Договоре его участники должны определить сроки начала таких консультаций. Статья 6 проекта Договора определяет действия участников по созыву и деятельности Конференции. Любой участник консультаций вправе после их проведения предложить Депозитарию созвать Конференцию участников с целью рассмотрения вопроса, бывшего предметом консультаций.

   Конференция участников созывается депозитарием, если предложение о ее проведении поддерживается не менее чем двумя участниками данного Договора, в течение нескольких дней, которые будут определены в Договоре, после получения соответствующего запроса. Конференция участников является правомочной, если в ней участвует не менее двух третей участников Договора. Решения Конференции принимаются консенсусом и являются обязательными. Конференция участников принимает свои правила процедуры. Согласно статье 7 проекта Договора, если произойдет вооруженное нападение на участника Договора или возникнет угроза такого нападения, незамедлительно осуществляются действия, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 данного Договора. Без ущерба для положений статьи 8 Договора участник вправе рассматривать вооруженное нападение на другого участника как вооруженное нападение на него самого. В порядке осуществления права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН он вправе предоставить участнику, на которого совершено вооруженное нападение, с его согласия, необходимую помощь, включая военную, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. О мерах, принятых участниками данного Договора при осуществлении права на самооборону, незамедлительно сообщается Совету Безопасности ООН. Статья 8 проекта Договора гласит, что в случаях, предусмотренных статьей 7 данного Договора, участник, на которого совершено вооруженное нападение или в отношении которого существует угроза такого нападения, информирует об этом депозитария, который незамедлительно созывает Чрезвычайную Конференцию участников для определения необходимых коллективных мер.

   В случае отсутствия у участника, подвергшегося вооруженному нападению, возможности информировать об этом депозитария, любой другой участник вправе обратиться к депозитарию с требованием о созыве Чрезвычайной Конференции участников. По решению Чрезвычайной Конференции участников на нее могут быть приглашены третьи государства и международные организации, а также иные заинтересованные стороны. Чрезвычайная Конференция является правомочной, если в ней участвует не менее четырех пятых участников данного Договора. Решения Чрезвычайной Конференции принимаются единогласно и являются обязательными. В случае если вооруженное нападение совершено участником данного Договора либо от него исходит угроза такого нападения, голос этого участника не включается в общее число голосов участников при принятии решения. Чрезвычайная Конференция принимает свои правила про- цедуры.

  В статье 9 проекта говорится о том, что данный Договор не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий главную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства участников, вытекающие из Устава ООН. Участники данного Договора подтверждают, что их обязательства, вытекающие из других действующих на дату подписания этого Договора международных соглашений в области безопасности, не противоречат данному Договору.

   Участники Договора не принимают международных обязательств, которые не совместимы с ним. Данный Договор не затрагивает права любого участника на нейтралитет. Статья 10 проекта определяет, что данный Договор открыт для подписания в определенный его участниками временной период всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока и следующими международными организациями: Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией Североатлантического договора, Содружеством Независимых Государств. Согласно статье 11 проекта данный Договор подлежит ратификации подписавшими его государствами и утверждению или принятию подписавшими его международными организациями.

    Соответствующие уведомления об этом передаются Депозитарию. Международная организация в уведомлении о принятии или утверждении данного Договора очерчивает сферу своей компетенции в отношении регулируемых Договором вопросов. Упомянутая международная организация незамедлительно сообщает депозитарию о любом соответствующем изменении сферы своей компетенции. Государства, перечисленные в статье 10 Договора, которые не подписали его в период, указанный в той же статье, могут присоединиться к данному Договору путем передачи соответствующего уведомления депозитарию. В соответствии со статьей 12 проекта данного Договора он вступает в силу через десять дней с даты сдачи на хранение депозитарию двадцать пятого уведомления в соответствии с его статьей 11. Статья 13 проекта Договора определяет, что к нему после его вступления в силу с согласия всех участников данного Договора может присоединиться любое государство и любая международная организация путем передачи соответствующего уведомления депозитарию. Для присоединяющегося государства или международной организации Договор вступает в силу через 180 дней с даты сдачи на хранение депозитарию документа о присоединении при условии, что за указанный период ни один из участников не направит письменного уведомления депозитарию о своем возражении против такого присоединения.

   Моисеев Е.Г. Согласно статье 14 проекта данного Договора каждый участник вправе выйти из Договора, если он решит, что относящиеся к его содержанию исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы. О намерении выйти из данного Договора участник сообщает депозитарию не менее чем за определенное участниками Договора количество дней до предполагаемого выхода. В уведомление, направляемое депозитарию, участник включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые этот участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы. Таким образом, содержание проекта данного Договора говорит о том, что он проработан достаточно полно, отвечает всем требованиям международных договоров и является добротной основой для обсуждения и внесения в него дополнений и уточнений. Полагаем, что данный документ найдет поддержку у широкой международной общественности, специалистов в области международного права, а главное, у руководителей государств евроатлантического пространства.

вверх


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика