Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные проблемы совершенствования юрисдикционных положений Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.
Научные статьи
06.10.14 10:21
Оглавление
Актуальные проблемы совершенствования юрисдикционных положений Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.
Недостатки юрисдикционных положений Токийской конвенции 1963 г.
Юрисдикция государства посадки
Юрисдикция государства эксплуатанта
Другие основания для юрисдикции. Иерархия юрисдикций
Экстрадиция
Протокол 2014 г.
Вывод
Все страницы



Актуальные проблемы совершенствования юрисдикционных положений Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.


alt 
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Конюхова А. С.
В настоящей статье проанализированы недостатки действующих юрисдикционных положений Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., а также поправки к указанной Конвенции, принятые на Дипломатической конференции, проходившей под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с 26 марта по 4 апреля 2014 г. в Монреале.

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.) (далее — Токийская конвенция 1963 г., Конвенция) считается одним из наиболее успешных международных до­говоров, заключенных под эгидой Международной организа­ции гражданской авиации (ИКАО). Участниками Конвенции являются 185 государств, и это, безусловно, свидетельствует о    принятии почти всеми государствами мира режима, уста­новленного данным документом.

Однако в последнее время представители авиационной индустрии заговорили о том, что Токийская конвенция 1963 г. не является эффективным правовым средством борьбы с неза­конными актами, совершаемыми на борту воздушных судов, в современных условиях. Дело в том, что с начала 1990-х годов до сегодняшнего дня произошли определенные изменения в организации воздушного транспорта по сравнению с 1960-ми годами. В частности, существенно возросло количество пасса­жирских рейсов, выполняемых гражданскими воздушными су­дами, с одной стороны, и увеличилась доступность воздушного транспорта (в том числе, благодаря появлению так называемых «лоукостеров» — бюджетных авиалиний), с другой3. Указанные изменения привели к значительному увеличению количества перевозимых воздушным транспортом пассажиров и, как об­ратная сторона медали, — резкому росту количества случаев не­дисциплинированного поведения на борту воздушных судов.

«Недисциплинированное поведение» словесное оскорбление и физическое нападение на пассажиров или членов экипажа, высказывание угроз, которые могут по­влиять на безопасность пассажиров, экипажа или воздушного судна.

По данным Международной ассоциации воздушного транс­порта (ИАТА), с 2007 по 2011 г. количество таких инциден­тов во всем мире возросло более чем в 6 раз. В ходе опроса, проведенного ИАТА в марте — апреле 2013 г. среди 53 авиа­компаний, осуществляющих деятельность в различных госу­дарствах, абсолютно все респонденты указали, что в течение 2012-2013 гг. на их рейсах имели место один и более случаев недисциплинированного поведения пассажиров, причем более 40% авиакомпаний отметили, что таких случаев было более 100. Некоторые из таких инцидентов имеют общественный резонанс. Так, в феврале 2014 г. в российских СМИ обсуждался приговор, который был вынесен Московским областным судом в отношении С. Кабалова, устроившего в январе 2013 г. дебош на пассажирском воздушном судне авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшем рейс из г. Москвы в г. Хургаду.

В таких условиях особую обеспокоенность юристов и пред­ставителей авиационной индустрии вызвал тот факт, что на практике зачастую лица, виновные в подобных правонару­шениях, или оставались безнаказанными, или для привлечения их к ответственности требовались существенные усилия. Так, например, полиция Египта в аэропорту г. Хургады, где самолет с С. Кабаловым на борту совершил посадку, арестовав его, поч­ти сразу отпустила без производства в его отношении каких- либо процессуальных действий. В результате С. Кабалов полу­чил возможность в течение примерно двух месяцев скрываться от российского правосудия сначала на территории Украины, потом в Белоруссии, где и был задержан и передан России.

Исследователи отмечали, что сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то, что имеет место правонарушение, имеется большое количество доказательств виновности право­нарушителя в его совершении, личность правонарушителя установлена, привлечение его к ответственности крайне за­труднительно.

Поскольку случаи недисциплинированного поведения ави­апассажиров подпадают под действие именно Токийской кон­венции 1963 г. (п. 1 ст. 1), юристы обратили внимание, в первую очередь, на этот документ. Было отмечено, что текст Конвен­ции не только ни разу за более чем 50 лет его существования не модернизировался, что само по себе вызывает вопросы от­носительно его адекватности современным реалиям, но так­же и случаи недисциплинированного поведения пассажиров на борту не были в числе оснований для принятия Токийской конвенции 1963 г., что объясняет неприспособленность доку­мента к регулированию данных инцидентов.

Следует отметить, что в рамках ИКАО еще в 1990-х годах была проведена некоторая работа по модернизации действу­ющего правового регулирования в контексте недисциплини­рованного поведения авиапассажиров. В 1996 г. в общую про­грамму работы Юридического комитета ИКАО был включен вопрос «Акты или правонарушения, вызывающие обеспо­коенность международного авиационного сообщества, но не подпадающие под действие существующих документов воз­душного права». В 1997 г. Совет создал соответствующую Ис­следовательскую группу Секретариата, которая подготовила и в 2001 г. приняла резолюцию A33-4 «Принятие националь­ного законодательства в отношении некоторых правонару­шений, совершаемых на борту гражданских воздушных судов (недисциплинированные/нарушающие порядок пассажиры)» с изложением типового законодательства. Во исполнение этой резолюции был подготовлен инструктивный материал по юридическим аспектам проблемы недисциплинирован­ных/нарушающих порядок пассажиров в виде опублико­ванного в 2002 г. документа под названием «Инструктивный материал по юридическим аспектам проблемы недисципли­нированных / нарушающих порядок пассажиров» (далее — Циркуляр 288 ИКАО).

Однако к концу 2000-х годов, когда стало резко увеличивать­ся количество инцидентов, связанных с недисциплинированны­ми и нарушающими порядок пассажирами, выяснилось, что большинство государств — членов ИКАО так и не претворили в жизнь Циркуляр 288 ИКАО. Стало очевидно, что изменения в действующее правовое регулирование необходимо вносить на уровне не документов ИКАО, а международного договора. В связи с этим в начале 2011 г. была возобновлена деятельность Исследовательской группы, которая определила ряд правовых вопросов, требующих решения, и рекомендовала создать под­комитет Юридического комитета и поручить ему подготовить проект текста изменений в Токийскую конвенцию 1963 г.

В течение 2011-2014 гг. в рамках ИКАО была проведена работа по выявлению и анализу недостатков Токийской кон­венции 1963 г., завершившаяся принятием на Дипломатиче­ской конференции, проходившей под эгидой ИКАО с 26 марта по 04 апреля 2014 г. (далее — Конференция) Протокола, из­меняющего Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Монреаль, 04 апреля 2014 г.) (далее — Протокол 2014 г., Протокол). Про­токол вступит в силу после его ратификации (принятия и ут­верждения) 22 государствами (п. 1 ст. XVIII).





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика