Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Из истории делимитации государственных границ Республики Казахстан
Научные статьи
03.06.10 14:18

Ауанасова А.М.

Сулейменов А.М.
 ЕврАзЮж № 4 (23) 2010
Евразийская интеграция

Ауанасова А.М. доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан
Сулейменов А.М. научный сотрудник Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, аспирант Евразийского гуманитарного института
Из истории делимитации государственных границ Республики Казахстан
В данной статье авторы раскрыли основные этапы определения государственной границы Республики Казахстан, особенности процесса делимитации государственной границы с приграничными странами.

Как известно, юридически обозначенная территория является необходимым признаком государства, поскольку выступает как политико-правовая категория. Это также географическая среда, в которой существует конкретное человеческое общество. Кроме того, территория – важный источник материального благосостояния для населяющего его народа, посягательство на нее означает посягательство на само существование государства. На своей территории государство осуществляет суверенитет, предполагающий верховенство и неограниченность его власти внутри страны. В пределах своих границ государство очерчивает сферу действия законов, устанавливает определенный порядок, который не должен нарушаться другими странами. В этом плане делимитация и демаркация границы Казахстана являются стратегическими мероприятиями, направленными на определение и закрепление государственной территории и пространственных пределов государственного суверенитета, а также укрепление национальной безопасности в целом.

Клуб Mazda для любителей красивых и современных автомобилей. Хочешь поделится информацией или задать вопрос по марке Мазда? Mazda вся подробная информация на сайте http://www.mazdavod.ru

Чтобы понять значимость определения государственной границы в 1990–2000-е годы, следует иметь в виду, что ранее Казахстан, как самостоятельное государство в период существования Казахского ханства и во время Казахской ССР, не имел четких, юридически оформленных и в международно-правовом смысле признанных границ, таких как сегодня. При этом, с другой стороны, следует учесть, что делимитация государственных границ суверенного Казахстана, как и других стран СНГ, проходила не абсолютно с «чистого» листа, не произвольно, а опираясь на реальные (по факту и по бывшему советскому праву) административные границы Казахской ССР (с РСФСР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР) и часть бывшей государственной границы СССР (с КНР).

Реальная ситуация в 1990-е годы была такова, что целях сохранения стабильности и добрососедства как на национальном, так и на региональном (и даже на глобальном) уровне, все новые независимые государства – страны СНГ должны были признать (и в конечном счете признали) прохождение собственных границ в основе по прежним административным и пограничным линиям. В международном праве этот процесс обозначается юридическим понятием «uti possidetis», выражающим неизменность границ в процессе правопреемства. Например, по такому принципу шло определение границ между государствами в Южной Америке. Подобный подход предполагает, что все спорные вопросы, которые могут возникнуть, решаются в дальнейшем через механизм мирного межгосударственного согласования.

Таким образом, независимая Республика Казахстан по праву исторической преемственности унаследовала в целом территорию и границы Казахской ССР. Поэтому уже в Декларации о суверенитете Казахской ССР 1990 года зафиксировано (ст. 3.): «Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия». Однако вслед за провозглашением независимости возникли сложнейшие задачи, во-первых, делимитации и закрепления «существующих границ» на новом, теперь уже межгосударственном уровне, и, во-вторых, разрешения возникающих при этом вопросов.

Казахстан с первых дней существования в качестве независимого государства заявил о своей твердой приверженности соблюдению норм и принципов международного права. Президент Н.А.Назарбаев определил следующие ориентиры внешнеполитического курса: «Прежде всего, мы декларируем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не имеем территориальных притязаний ни к одному государству мира». Осознавая свою ответственность, суверенный Казахстан придерживается принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств.

Конституция Республики Казахстан гласит, что территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой. Закон «О государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года фиксирует государственную границу как линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства, и прямо оговаривает, что граница может быть определена только международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными парламентом.

В «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992) глава государства Н.А.Назарбаев, обращаясь к истории, разъяснял, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Независимое государство в своем нынешнем виде – не чей-то подарок казахам, а историческая родина, исконно казахская земля, и власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территорий. Это было важное заявление для столь нестабильного периода. Впервые в истории независимого Казахстана были приняты меры по укреплению и определению государственной границы. Все это требовало решительных действий. Острота ситуации заключалась в том, что пока граница не была в международно-правовом смысле установлена, сохранялась потенциальная возможность предъявления территориальных претензий, таких, например, как заявления В.Жириновского, завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа С.Маркедонова, Ф.Мироглова, идеи А. Солженицына, Э.Лимонова, а также резолюция, принятая в конце 2000 года Советом атаманов Московского казачества, в которой, в частности, говорилось: «Считать существующие границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан: а) недостоверными, б) исторически необоснованными, в) требующими пересмотра… Добиваться проведения в ряде областей Казахстана референдума по вопросам возвращения русских земель…». И хотя со стороны руководства Российской Федерации, ее Президента и Правительства территориальных претензий к суверенному Казахстану не выдвигалось, следует иметь в виду, что на начальном этапе, в 1992 году, при подготовке первого масштабного двустороннего договора российская сторона, как отмечает К.К.Токаев, «настаивала на «облегченном» варианте договора», предполагая исключить пункт о признании территориальной целостности государств. В этой ситуации «понадобились значительные усилия», личное вмешательство Н.А.Назарбаева, проведшего не один раунд переговоров с Б.Н.Ельциным, «чтобы убедить россиян в обратном». В результате этот подписанный фундаментальный договор стал основой для последующих казахстанско-российских отношений.

Таким образом, с обретением суверенитета юридическое оформление государственных границ приобрело чрезвычайно важное значение, стало приоритетным направлением во внешнеполитической деятельности Казахстана. Протяженность государственной границы Казахстана по суше составляет 13400 километров. Водная граница на Каспийском море будет установлена после определения всеми прибрежными странами правового статуса моря.

Юридически оформленная граница – это гарантия соблюдения двух основных принципов международного права: принципа нерушимости границ и принципа территориальной целостности государства. Таким образом, пограничная политика нашего государства основывается на принципах и нормах международного права, национальном законодательстве и мировой практике. При этом государственная граница рассматривается как линия, определяющая юридически закрепленный пространственный предел территории, на которой Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав.

С обретением независимости Президент поставил перед дипломатической службой РК задачу определить и оформить государственные границы с соседними государствами. Процесс установления межгосударственной границы уместился в довольно короткий период с 1992 по 2005 год, его можно разделить на 3 этапа: с Китаем, с центральноазиатскими государствами и с Россией.

 

История урегулирования казахстанско-китайской границы

Разграничение казахстанско-китайской границы имеет давнюю историю. С Китаем дело осложнялось нелегким наследием Советского Союза, наличием спорных территорий. Спорные участки – это разная трактовка договорных документов, подписанных еще в XIX веке между Цинским Китаем и Российской империей. Советские дипломаты долгое время не признавали наличия спорных участков на границе с Китаем. Но в 1969 году А.Н.Косыгин, в то время глава правительства Советского Союза, заехал в Пекин по пути из Ханоя. В аэропорту он встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем и спросил его: «Вы все время говорите о спорных участках. Что это такое?». Китайский премьер попросил советских и китайских специалистов принести свои карты. Сверили их и выявили разночтения по линии прохождения госграниц. Общая площадь оспариваемых участков составила 34 тыс. кв. километров. Так появились спорные участки на советско-китайской границе. Но проблема была еще и в том, что СССР на правах сильнейшего в нарушение договоров 1861, 1864 и 1881 годов пошел на фактический захват прилегающих территорий.

Границы на этих участках первоначально были установлены Чугучакским протоколом 1864 года между Российской империей, в состав которой входил и Казахстан, и Китаем. Позднее, в 1870 году, Хабарасуйским протоколом было установлено конкретное прохождение граничной линии, что и было зафиксировано на договорных картах 1869, 1870 и 1883 годов. Как подчеркнул К.Токаев, эти договоры не подлежат денонсации, потому как, согласно нормам международного права (а Казахстан, как цивилизованное государство, должен следовать международным нормам) и международной практике, эти документы не теряют своей силы и никогда не прекращают своего действия. Собственно, российско-китайские договоры XIX века и явились основой для решения пограничных вопросов между Казахстаном и сопредельными государствами.

Другое дело, что процесс демаркации с Китаем, то есть обозначения границы на местности, не всегда соответствовал этим договорам. По документам переписки российские комиссары-демаркаторы допускали вольности и переносили граничные метки вглубь Китая. Таким образом, на отдельных участках сложились две линии границы. Одна – договорная, а вторая – фактически охраняемая.

Еще одна проблема, возникшая при установлении границ с Китаем, исходила из того, что в текстах Хабарасуйского протокола на русском и маньчжурском языках имелись разночтения. В частности, по первому спорному участку в тексте на русском языке предусматривалась установка трех пограничных знаков на перевалах, в обход долины реки Чоган-обо с юга. В тексте на маньчжурском языке указывалось общее направление прохождения границы на запад и говорилось об установлении пограничных знаков не на перевалах, а на одноименных урочищах. Следы этих знаков сохранились по сей день, и именно на этом (кроме других доводов) основывалась позиция китайской стороны.

Ситуация со вторым спорным участком была также связана с тем, что на советских картах линия границы была необоснованно смещена в сторону Китая на 15 километров. В тексте Чугучакского протокола от 25 сентября 1864 года записано о принадлежности данного участка Китаю. Так что долина реки Сарычильды, текущей на юг, на законных основаниях должна была полностью отойти Китаю. Китай в новых исторических условиях заявил о своих правах на эти территории, причем о законных правах. Применительно к казахстанско-китайской границе речь шла об участке примерно в 900 кв. км. С самого начала РК заявила Китаю, что о передаче всех земель переговоры вестись не будут, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии. Важно помнить, что Казахстан как правопреемник Советского Союза был вынужден следовать предыдущим договоренностям. Кроме того, было определено, что предмет переговоров – только территории. Следовательно, Казахстан никак не мог предлагать территории в обмен на водные трансграничные ресурсы.

Казахстанская сторона приступила к переговорам с КНР в соответствии с постановлением Кабмина от 17 июля 1992 года «О переговорах с КНР по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе казахстано-китайской границы и о переговорах по пограничным вопросам». По итогам переговоров между РК и КНР были заключены 5 международных договоров, в которых точно определяется и описывается прохождение линии казахстанско-китайской границы. При заключении Соглашения 1994 года остались несогласованными спорные участки в районе перевала Чоган-Обо (ВКО) и в районе реки Сарычильды (Алматинская область). После изучения всех возможных вариантов решения данного вопроса спорная территория была разделена в пропорции 53:47. Казахстан получил большую часть (537 кв. километров), Китай – меньшую (407 кв. километров).

После завершения делимитации стороны приступили к демаркации границы, общая протяженность которой составила более 1782 километров, о чем был подписан Протокол между Правительством РК и КНР о демаркации казахстано-китайской государственной границы от 10 мая 2002 года. Казахстан за десять лет решил вопрос границ, в то время как СССР не мог этого сделать за 30 лет. Обмен территориями был равноценный и соответствовал интересам РК. Тем не менее, иногда высказывается мнение, что здесь якобы были ущемлены национальные интересы. Однако политика, как известно, это искусство возможного. Необходимо учесть, что у Китайской Народной Республики также были свои национальные интересы, а потому эти сложные пограничные вопросы никак нельзя было решить односторонне. Необходим был компромисс. То, что Казахстан смог успешно достигнуть такого компромисса и при этом укрепил свое стратегическое партнерство с великим Китаем, – несомненная заслуга руководства Казахстана и его дипломатии. И чем больше проходит лет, тем яснее становится, что необоснованные мнения «словесной» оппозиции просто вздорны и неадекватны современным межгосударственным реалиям.

Показательно, что после подписания договора председатель КНР Цзянь Цземинь, сыгравший ключевую роль в решении этой проблемы, подвергся критике (правда, непубличной) со стороны китайских военных, которые были убеждены в том, что Казахстан уступил бы весь участок, окажи на него должный нажим и давление. Но обе стороны проявили необходимую дальновидность и решили пограничный вопрос путем позитивного компромисса. Историческое значение договора с Китаем состоит в том, что теперь исключается различное толкование границы между нашими странами. Ведь не секрет, что в некоторых учебниках и на картах, издававшихся в Китае, граница показывалась, мягко говоря, произвольно.

Много веков назад Конфуций сказал «Политика – дочь истории, а история – дочь географии». И историей, и географией Казахстану и Китаю предначертано быть дружными соседями, искренними друзьями и стратегическими партнерами. На заре Независимости Казахстан столкнулся с огромными трудностями. В тот момент КНР одна из первых поддержала и признала суверенитет и независимость Республики Казахстан. В результате между двумя странами не существует каких-либо нерешенных проблем в политической области. Казахстану со стороны Китая даны гарантии безопасности в связи с отказом от ядерного оружия. Успешно решены вопросы делимитации и демаркации государственной границы, подписано Соглашение о режиме казахстанско-китайской границы, которое завершает процесс формирования правовой базы границы мира и дружбы, не разделяющей, а объединяющей страны. Среди подписанных двусторонних документов основополагающее значение имеет подписанный 23 декабря 2002 года Договор между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой подписаны документы, касающиеся сотрудничества в области трансграничных рек, что позволит снять проблемы в сфере рационального использования ресурсов трансграничных рек. Достигнутый странами высокий уровень политического диалога и стратегического партнерства позволяет с оптимизмом смотреть в будущее двусторонних отношений во благо обоих народов.

 

Процесс урегулирования и делимитации границ Казахстана с центрально-азиатскими республиками

Границы между соседними республиками в советские времена являлись внутренними административно-территориальными и обозначались только на картах, но не на местности. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в радикальных общественных кругах нередко высказывались идеи о необходимости исторического подхода к размежеванию территорий. Подобные ревизии были чреваты серьезными осложнениями в международных отношениях и могли явиться причиной острых конфликтов на постсоветском пространстве. Здравый смысл восторжествовал, и после распада СССР союзные республики заявили о неизменности существующих границ. Однако автоматически вопросы безопасности разрешить было невозможно. Не случайно Президент РК Н.А.Назарбаев в работе «Критическое десятилетие» особо подчеркнул необходимость создания «поясов безопасности» по всем азимутам потенциальных угроз и вызовов». Среди комплекса мер, которые следует предпринять в рамках единой концепции безопасности, глава государства отметил необходимость завершения делимитации границ между всеми странами региона. Этому способствовало то, что страны Центральноазиатского региона со временем осознали, что открытые неконтролируемые рубежи активно используются для незаконного вывоза сырья, цветных металлов, энергоносителей, а активизация нелегального оборота наркотиков, оружия, нелегальной миграции представляет реальную угрозу национальной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 1 сентября 1999 года была образована правительственная Комиссия Республики Казахстан по делимитации государственной границы Республики Казахстан с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. В ее состав вошли представители центральных и местных исполнительных органов. К работе были привлечены необходимые специалисты и эксперты различного профиля. Министерство иностранных дел РК координировало ход переговоров со всеми приграничными государствами в соответствии с поставленной задачей по обеспечению дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ РК. В статье 2 Закона о государственной границе было закреплено: «Республика Казахстан, исходя из международных принципов территориальной целостности и неприкосновенности и из провозглашенной правопреемственности в отношении бывшего СССР, подтверждает прохождение своей государственной границы установленными на день вступления в силу настоящего Закона международными договорами, включая акты об административно-территориальном разграничении Республик Казахстан и других государств – бывших республик СССР».

Правовыми документами, закрепившими признание административно-территориального разграничения бывшего СССР, стали Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 года и различные двусторонние договоры. С точки зрения соответствия Конституции СССР административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегулированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность 2351 километр) проходили по густонаселенной местности как со стороны Казахстана, так и со стороны Узбекистана. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Ряд населенных пунктов срослись, да так, что порою линия границы проходила по дворам, рассекала села. Однако чтобы избежать взаимных территориальных претензий, сторонами за основу были приняты существующие в регионе административно-территориальные границы, установленные в 1950–1960-е годы.

Самыми сложными оказались переговоры с Ташкентом. В феврале 2000 года в Ташкенте прошел первый раунд переговоров правительственных делегаций двух стран по согласованию линии прохождения совместной границы. В ходе переговоров было достигнуто взаимопонимание относительно правовых основ юридического оформления границы. Таковыми документами являются официальные акты органов высшей законодательной власти бывшего СССР, Казахской ССР и Узбекской ССР, в которых содержится описание линии прохождения административной границы между республиками. В ходе второго раунда переговоров (Астана, 17–21 мая 2000 года) было доработано и утверждено Положение об организации и порядке ведения переговоров по делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, что позволило приступить к практической делимитации.

На казахстанско-узбекской границе имелись участки различной степени сложности. Наиболее сложными являются участки, изменения на которых проходили по договоренности между местными органами власти (обмены земельными участками под сельхозугодья, возведение хозяйственных построек, расширение районов санитарно-курортного лечения и т. д.) или в силу каких-либо географических процессов (изменение рельефа местности, русел рек). Решения по этим участкам не были санкционированы и закреплены высшими органами законодательной власти в установленном порядке. Был и еще один блок проблем – объекты совместного пользования, которые пересекают линию государственной границы (железнодорожные магистрали, автомобильные дороги и т. д.). Эти и другие проблемы и являлись предметом обсуждения сторон на переговорах по делимитации границы. Дело дошло до того, что в поселке Багыс возникла идея «независимого Багысстана».Правительственной делегации пришлось работать не просто в сложной, а в накаленной обстановке. И весь Багыс в конце концов отошел к Казахстану. А поселок Туркестанец, созданный в свое время для сельскохозяйственных нужд Туркестанского военного округа, и земли вокруг трех аулов, расположенных в кызылкумских песках, отошли к Узбекистану.

Необходимо подчеркнуть, что классических «пограничных спорных вопросов» в виде взаимных территориальных претензий, незаконного владения чужой территорией и т. д. между Казахстаном и Узбекистаном не существует. Главное заключается в том, что делимитация границы автоматически порождает и проблему обеспечения региональной безопасности. Узбекистан входит в центральноазиатские структуры и, казалось бы, тесно связан с другими государствами региона, но эти контакты в большей степени носят экономический характер. Что касается проблем обеспечения региональной безопасности, то, как известно, Узбекистан вступил в ЕврАзЭС, но потом заявил о своем выходе. Имеет он особую позицию и по отношению к «афганской проблеме», на угрозу со стороны которой неоднократно указывал Президент Республики Казахстан. Все это оказывает серьезное воздействие на региональную безопасность и выводит проблему делимитации и демаркации границы с Узбекистаном на качественно новый уровень.

Проще всего прошла делимитация с Туркменией, считавшаяся самой быстрой по времени, поскольку граница проходила по южной оконечности плато Устюрт по пустыне всего 426 километров. В качестве юридической основы для подготовки делимитации границы были приняты Постановления Президиума ЦИК СССР от 27 декабря 1932 года и листы-документы топографических карт с согласованной линией границы Президиумами Казахской ССР и Туркменской ССР 1972 года. В ходе первого раунда переговоров в Ашгабаде в ноябре 2000 года была согласована методика описания прохождения линии государственной границы, а также список топографических карт для нанесения линии границы. В ходе второго раунда переговоров в Ашгабаде в апреле 2001 года сторонами был согласован проект Договора о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы. Главами обоих государств 5 июля 2001 года в Астане в рамках визита в Казахстан Президента Туркменистана был подписан этот договор, в котором было описано 425,8 км границы, за исключением 280 метров, примыкающих к стыку государственных границ Казахстана, Туркменистана и Республики Узбекистан. В ноябре–декабре 2001 года в Ашгабаде на трехсторонней встрече делегаций был согласован и парафирован Договор между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о районе точки стыка государственных границ. Итоговая протяженность сухопутного участка казахстанско-туркменской государственной границы составила 426,08 км.

Примерно такая же ситуация сложилась на границе с Кыргызстаном. Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 по декабрь 2001 года и основывались на Договоре о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года и Меморандуме о делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 17 июля 1998 года. На встречах рабочих групп был выявлен ряд участков, где имелись расхождения между географическими рубежами и описанием границы. С августа по ноябрь 2001 года делегации провели несколько рабочих встреч с полевыми выездами на местность, в результате которых линия казахстанско-кыргызской государственной границы была согласована на всем ее протяжении без каких-либо «окон». Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе был подписан в Астане 15 декабря 2001 года и затем ратифицирован Парламентом Республики Казахстан в июле 2003 года.

На сегодняшний день полностью урегулирован вопрос делимитации границы с Кыргызской Республикой, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Протяженность границы с Кыргызстаном составила около 1242 км, с Туркменистаном – около 426 км, с Узбекистаном – 2351 км.

 

Делимитация границы между Казахстаном и Россией

Если для переговоров с Китаем существовала солидная правовая база, созданная топографами, правоведами и дипломатами нескольких поколений, то в этом смысле с Россией дело обстояло намного неопределеннее. В административно-территориальные вопросы в прежнее время нередко вмешивался местный фактор «производственной необходимости, и тогда «куски» территории могли передаваться из одного района в другой. По словам начальника службы делимитации и демаркации государственной границы РК предприятия «Казгеокарт» Агентства по земельным ресурсам С.Кириллова, в ходе делимитации в районе Атырауской и Астраханской областей «нашли» несколько тысяч гектаров, которые не числились на балансе ни в одном из хозяйств. Делимитация границы между Казахстаном и Россией уникальна в мировой международно-правовой практике, поскольку за сравнительно короткий промежуток времени удалось согласовать все точки прохождения ее линии. При этом следует принимать во внимание, что длина казахстанско-российской границы является самой протяженной непрерывной сухопутной линией границы в мире, она составляет около 7591 км.

Делимитация границы началась с запада на восток, начиная от побережья Каспийского моря в дельте реки Волги и заканчивая точкой стыка государственных границ Казахстана, России и Китая на хребте Южный Алтай. За основу были взяты административно-территориальные границы между Казахской ССР и РСФСР, сложившиеся к моменту распада СССР, то есть к 1991 году. Были тщательно изучены все необходимые материалы, имевшиеся в государственных архивах, в случае необходимости осуществлялись полевые обследования местности отдельных районов, проводились встречи с местными жителями.

Выяснилось, что межреспубликанская граница, сложившаяся между Казахской ССР и РСФСР, нередко основывалась на порой противоречащих друг другу дежурных картах, материалах земле- и лесоустройства, которые в свое время были согласованы администрациями сопредельных областей. Еще один блок проблем был связан с тем, что во времена СССР внутренние административно-территориальные границы не являлись серьезными ограничителями в ведении хозяйственной деятельности и расположении населенных пунктов, а линия границы на местах не всегда соответствовала показываемой на картах.

По мнению руководителя казахстанской правительственной делегации на переговорах по делимитации казахстанско-российской государственной границы, посла по особым поручениям МИД РК М.Атанова, «принципиальным моментом в ходе переговорного процесса было признание такого важного момента, как отсутствие на казахстанско-российской границе так называемых «спорных территорий».

На первом этапе был согласован и подготовлен проект описания прохождения линии границы в 7440 километров. На оставшихся 150 км совместная комиссия определила 16 участков, где были выявлены некоторые расхождения, а также выдвигались предложения о корректировке прохождения линии границы. Предложения по ее изменению с компенсационным обменом площадями выдвигались ввиду того, что хозяйственные или социальные объекты одной стороны оказались на территории другой. По этой группе участков стороны пошли навстречу друг другу, и прохождение линии границы было урегулировано в соответствии с взаимными предложениями и компенсационными обменами площадями. Например, поселок Пригорное (совхоз «Прогресс») является хозяйствующим субъектом Оренбургской области и находится в административном подчинении города Новотроицка. Земли площадью 1967 га арендовались у Казахстана. В селе Пригорное в 2000 году проживали 876 человек, из которых 866 – граждане РФ, 10 – граждане РК. Все коммуникации находились на балансе соответствующих служб Оренбургской области. Сложившаяся ситуация, когда граница должна охраняться, существенно осложнила бы передвижение населения поселка Пригорное и рабочих очистных сооружений, что, разумеется, не устраивало обе стороны. В случае возникновения аварийных ситуаций сточные воды Новотроицкого комбината могли попасть в реку Урал и вызвать экологическую катастрофу. В связи с этим сторонами было принято решение о корректировке прохождения линии границы таким образом, чтобы указанная выше территория площадью около 1200 га с очистными сооружениями г. Новотроицка и поселком Пригорное была закреплена за Российской Федерацией. А к Казахстану отошли два участка пахотных земель общей площадью 1300 га в Каргалинском районе Актюбинской области.

Еще один пример – поселок Огнеупорный. Рабочий поселок и карьер расположены на территории Казахстана, а его жители, в том числе и казахи, являются гражданами Российской Федерации. Кроме того, инфраструктура поселка (вода, газ, электроэнергия, школа, медобслуживание и т. д.) полностью состоит на балансе Магнитогорского металлургического комбината. В поселке действует российское законодательство, рублевая зона и т.д. Карьер эксплуатируется на арендных условиях Магнитогорским металлургическим комбинатом согласно договору на 40 лет с Карабалыкской районной администрацией Костанайской области. Все население поселка выразило желание проживать на территории РФ, и после проведения согласований была достигнута договоренность об обмене участка с поселком Огнеупорный общей площадью 520 га на участок в районе населенных пунктов Курское и Варваринка аналогичной площади.

Наибольшие споры и неоднозначные оценки вызвала позиция Казахстана по разделу Имашевского газоконденсатного месторождения. Линия границы по-разному показывалась на дежурных картах и в материалах земле- или лесоустройства, представленных сторонами. Трудность заключалась в том, что имелись противоречащие друг другу документы, выпущенные в свое время Астраханским и Гурьевским облисполкомами. Еще в советское время шла борьба между ними за этот участок, расположенный между Курмангазинским районом Атырауской области и Красноярским районом Астраханской области, вопрос оставался неурегулированным в течение последних 60 лет. Документально было подтверждено, что до 1947 года данная территория относилась к России. Но впоследствии этот участок на карте стал относиться к Казахстану. Российская сторона основала колхоз «Родина» в центре участка: там три зимовки, где живут казахи, имеющие российское гражданство. После напряженных дискуссий было решено применить метод, успешно использовавшийся при решении споров на других участках, – компромисс и равноценный обмен. Эта территория была поделена поровну, причем месторождение будет осваиваться совместно казахстанскими и российскими компаниями на паритетных условиях.

Первый протокол по делимитации казахстанско-российской государственной границы был подписан еще в 1998 году. Более шести лет длился переговорный процесс. Эту работу Н.А.Назарбаев начал еще с Б.Н.Ельциным. И вот 18 января 2005 года Глава Республики Казахстан и Президент РФ В.В.Путин подписали Договор о казахстанско-российской государственной границе. Этот договор стал важнейшей вехой внешней политики Республики Казахстан и ключевой юридической точкой в процессе международно-правового оформления казахстанско-российской государственной границы. Документ уже вошел в историю взаимоотношений двух стран как открывающий новую страницу стратегического партнерства. Казахстанско-российская граница – символ вековой дружбы и добрососедства.

Самый важный итог работы по делимитации государственной границы в 1990–2000-е годы заключается в том, что грядущим поколениям остается мирная, устойчивая граница, защищенная нормами международного права.

Следующий этап устройства границы – ее демаркация, то есть обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Некоторые средства массовой информации поспешили заявить о том, что якобы за делимитацией границы последуют определенные трудности в перемещениях граждан, преграды в сотрудничестве приграничных регионов. Президент РК Н.А.Назарбаев твердо заявил: «Никаких пограничных столбов, никаких «вспаханных» полей и никаких иных преград на границе не будет. Наша граница всегда была границей дружбы и партнерства. Нас всегда объединяет общность наших исторических судеб и духовно-культурная близость наших народов. Мы всегда были вместе в радости и невзгодах, мы едины в стремлении сделать жизнь наших братских народов благополучной и процветающей. Поэтому у нас полное взаимопонимание по всем важнейшим вопросам и общее видение нашего будущего. В этом я вижу залог стабильности и процветания Казахстана и России».

В 2003 году Казахстан приступил к демаркации границы с Туркменистаном и Республикой Узбекистан, затем продолжится работа по демаркации границы с Кыргызстаном и Россией.

Насущная потребность в демаркации обусловлена тем, что линия границы должна быть видимой и обозначенной на местности специальными знаками. Отсутствие маркировки границы может привести к пограничным инцидентам, связанным с нарушением жителями пограничных районов правил пересечения линии. Такие факты имели место на участке границы в районе Южно-Казахстанской области с соответствующими областями Узбекистана. Данное обстоятельство создает предпосылки для таких негативных и опасных явлений, как контрабанда, нелегальная миграция и оборот наркотиков.

Демаркация границы по всему периметру необходима для обеспечения охраны и безопасности страны, недопущения противоправного и насильственного изменения линии прохождения государственной границы, незаконного использования или освоения сопредельными государствами и их гражданами приграничных участков территории Казахстана. Учитывая геополитическое положение Казахстана, это особенно актуально.

На заре независимости Президент Н.А.Назарбаев не раз подчеркивал: «Нет задачи важнее, чем сохранение территориальной целостности и независимости Казахстана». И сегодня можно с уверенностью констатировать, что вместе с утверждением государственной границы большая задача по упрочению территориальной целостности, поставленная в Послании Президента «Казахстан–2030», завершена успешно. Создана прочная основа национальной безопасности на долгую историческую перспективу.

вверх



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика