Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право союза) - Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право Союза
Научные статьи
07.10.14 12:35
Оглавление
Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право союза)
1. Научно-правовая методология рассматриваемого объекта исследования
2. Правовой анализ Договора о ЕАЭС
Часть первая. Учреждение Евразийского экономического союза Раздел I. Общие положения
Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право Союза
Заключение
Все страницы







    Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право Союза


    Статья 3.Основные принципы функционирования Союза
Закрепление компетенции и права интеграционного объ­единения является фундаментальным вопросом. Четкое опре­деление компетенции дает юридический иммунитет, а юри­дический иммунитет защищает от всевозможных правовых угроз и последствий для нормального функционирования и развития Союза.

Также стоит острая необходимость четко разделить ис­ключительную компетенцию Союза, совместную компе­тенцию государств — участников и вспомогательную ком­петенцию.

Компетенция Союза не должна подменять компетенцию национальных государств в различных сферах. Осуществле­ние компетенции Союза никоим образом не должно препят­ствовать государствам-членам осуществлять свою суверенную компетенцию.

«Союз осуществляет свою деятельность в пределах компе­тенции, предоставляемой ему государствами-членами в со­ответствии с настоящим Договором, на основе следующих принципов:

уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств- членов и их территориальной целостности;

уважение особенностей политического устройства госу­дарств-членов;

обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равнопра­вия и учета национальных интересов Сторон;

соблюдение принципов рыночной экономики и добросо­вестной конкуренции;

функционирование таможенного союза без изъятий и огра­ничений после окончания переходных периодов.

Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Сою­за».

«Функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов». То есть таможенный союз еще не полноценно функци­онирует, каковы временные рамки переходных перио­дов?!

«Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение це­лей Союза». Весьма справедливый и критически важный пункт договора.

Статья 4. Основные цели Союза «Целями Союза являются:

создание условий для стабильного развития экономик го­сударств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики».

В ст. 4 одной из основных целей закрепляется «стремление к формированию единого рынка товаров и услуг и т.д» разве единый рынок не был сформирован в рамках ТС и ЕЭП?! (хотя единый рынок практически должен был быть сфор­мирован в рамках ТС иЕЭП).

Статья 5. Компетенция

«1. Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными до­говорами в рамках Союза.

2.       Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установ­ленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

3.       В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной по­литики в соответствии с основными принципами и целями Союза.

Для этого решением Высшего Евразийского экономическо­го совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие груп­пы, специальные комиссии) по соответствующим направлени­ям и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия Сторон в соответ­ствующих сферах».

В положении подчеркивается: «В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоордини­рованной или согласованной политики в соответствии с ос­новными принципами и целями Союза». Сие заключение можно толковать так, что государства-члены должны вести согласованную политику по всем направлениям национальной экономики.

Статья 6. Право Союза

«1. Право Союза составляют: настоящий Договор;

международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономи­ческого совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рам­ках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат ис­полнению государствами-членами в порядке, предусмотрен­ном их национальным законодательством.

2.       Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и пра­вилам функционирования Союза.

3.       В случае возникновения противоречий между междуна­родными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор.

Решения и распоряжения органов Союза не должны проти­воречить настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза.

4.       В случае возникновения противоречий между решени­ями Высшего Евразийского экономического совета, Евразий­ского межправительственного совета и Евразийской экономи­ческой комиссии:

решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправи­тельственного совета и Евразийской экономической комис­сии;

решения Евразийского межправительственного совета име­ют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии».

Таким образом, определены правовые границы Союза и до­говора, совокупность суверенных прав и полномочий Союза и государств-участников для деятельности Союза и суверенных государств. Тем не менее, необходимо детально разделить во­просы, находящиеся в ведении Союза и национальных госу­дарств. Компетенция ЕАЭС должна основываться на праве Союза, носить конкретный функциональный характер, быть направленной на реализацию целей и задач Союза. ЕАЭС вла­деет общей присущей ей компетенцией, которая охватывает все определенные сферы деятельности объединения. Правовые акты должны быть наделены собственной правовой основой, определенной союзным договором.

«В случае возникновения противоречий между междуна­родными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор». Замудренная часть договора, требует дополнительного юридического разъ­яснения.

Статья 7. Международная деятельность Союза.

«1. Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организа­циями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, от­несенным к его компетенции.

Порядок осуществления Союзом международного сотруд­ничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются междуна­родным договором в рамках Союза.

2.       Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-чле­нами соответствующих внутригосударственных процедур».

Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международ­ного договора принимается Высшим Евразийским экономиче­ским советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

Положение о том, что «в рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и между­народными интеграционными объединениями и самостоя­тельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции» — предельно необходимая часть статьи для юридической защиты Союза от возможных возражений со стороны участников Союза, которые могут негативно ска­заться на успешном развитии Союза. Но в определенной сте­пени настоящий пункт может породить юридический казус. То есть и Союз, и государство-член вступает в международные связи с одним и тем же государством. Это уже дублирование. Нет необходимости подчеркивать и без того понятную вещь. Наделение соответствующими компетенциями Союза являет­ся ядром для дальнейшего развития Союза государств, и это очень положительная составляющая вопроса.

Здесь, в этой части документа фактически задействованы три актора «Союз» — «страна — участница Союза» — «члены Союза». Нет необходимости совместно с членами объединения заключать международные договоры, заключает международ­ные акты сам Союз от имени трех государств в пределах своей компетенции.

Большинство различий в формулировках кодифицируемых актов ЕЭП — ТС и Договора не являются целесообразными и рациональными. Договор требуют дополнения и конкрети­зации большинства процедурных аспектов.

Договор о Евразийском экономическом союзе четко не очерчивает рамки компетенции Союза и средства ее реа­лизации, для успешного развития экономического союза не­обходимы принципы субсидиарности и пропорциональности, без этих юридических основ мы не придем к положительному политическому итогу. Принцип наделения юридическими полномочиями означает, что Союз действует только в пределах своей компетенции, которую передали члены ЕАЭС для дости­жения целей, установленных настоящим договором. Границы полномочий должны уважаться как союзными институтами, так и национальными государствами.

Поверхностно разделены вопросы внутренней и внешней компетенции: внутренняя компетенция должна быть предо­ставлена наднациональному органу для регулирования от­ношений между Россией, Казахстаном и Беларусью. Внешняя компетенция необходима для регулирования и построения отношений с другими субъектами международного права. Ра­дует одно, что правовые предпосылки внешней компетенции заложены в договоре. Это сотрудничество с третьими страна­ми, интеграционными объединениями, заключение междуна­родных соглашений.

В содержании договора закрепляются уже существующие отношения между тремя государствами в рамках Таможенно­го союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). В договоре присутствуют пробелы, которые не были устранены в условиях ТС и ЕЭП. Мы их отметили и будем выявлять в сво­их последующих изысканиях. По своему характеру договор больше экономический, нежели политический, усечены про­вокационные политические нормы. Имеем глубокую надежду, что после достижения целей и задач договора мы разработаем и перейдем к реализации политических вопросов для пере­хода к политическому союзу государств. Основополагающие решения и задачи между странами не должны переноситься на поздние сроки.

Политический союз должен охватывать социально-тер­риториальное объединение, при этом национальные грани­цы государств-участников должны оставаться неизменными и в случае возникновении непредвиденных конфликтов долж­ны защищаться международным правом и международными миротворческими силами. Охрана окружающей среды; за­щита прав потребителей ЕАЭС; коллективная безопасность, гражданская оборона и правосудие; общее решение проблем в сфере здравоохранения; научные исследования; технологи­ческое развитие, освоение космоса, спорт; административное сотрудничество. культура; туризм; образование, союзное граж­данство, единый наднациональный парламент, паспортно-ви­зовая сфера, сотрудничество во имя развития гуманитарной помощи — этот перечень должен осуществляться при условии, что это не будет ограничивать членов в реализации собствен­ной суверенной компетенции. При разделении компетенции государства-члены должны иметь свободу действий.

Как известно, сейчас и у нас, и во всем мире широко об­суждается Евразийский экономический союз. Это объяснимо    появление нового сильного политического игрока в между­народном праве не останется не замеченным. Так, 5 августа 2014 г. британское издание The Guardian опубликовало статью о нашем союзе. Материал поступил в евразийское информа­ционное пространство 7 августа. Перевод на государственный язык РФ предложен российским сайтом «тоСМИ^и». Изда­ние дает следующую подробную характеристику нашему Союзу: «Путин когда-то заметил, что распад Советского Союза был величайшей катастрофой двадцатого века. Таким образом, его долгосрочная цель состоит в том, чтобы восстановить его в той или иной форме, возможно, в качестве такого наднаци­онального союза государств-членов, как Евразийский союз». Издание заявляет, что «Россия. всегда видела себя в качестве великой державы. При царях Российская империя значи­тельно расширила свою территорию. При большевиках Россия построила Советский Союз и создала сферу влияния, которая охватила большинство стран. ... Россия планирует постепенно создать огромный Евразийский союз. создать еще один ЕС во главе с Кремлем, имеющим все реальные рычаги власти. ЕврАзЭС пока является только таможенным союзом, но опыт Европейского Союза показывает, что успешная зона свободной торговли приводит со временем к более широкой экономиче­ской, денежно-кредитной, и в конечном итоге к политической интеграции. Спустя несколько десятилетий после фор­мирования таможенного союза, его члены, возможно, рассмо­трят вопрос о создании настоящего валютного союза с единой валютой. Россия напористо движется к практическому вос­созданию империи и сферы влияния».

Несомненно, что при правильном развитии ЕАЭС мы ожи­даем в будущем и валютный союз, а следом и политический    а как иначе?! Но для реализации дальнейших шагов на­шим руководителям и политическим группам надо быть очень осторожными со своими острыми мыслями и взглядами, один неверный шаг в сторону — и не видать нам политического со­юза, мы можем потерять существующий таможенный и эко­номический союз. Важно помнить, что надгосударственный орган и союзные институты, нарушающие свои внутренние и международные обязательства, могут своими действиями нанести ущерб всем участникам Союза. Не будем лукавить, господа! Мы были уже в политическом союзе, более того, в еди­ном союзном государстве. До уровня интеграции СССР не дой­ти ни США, ни Европейскому союзу ни в ближайшее время, ни в обозримом будущем.

http://oz.com.ua

  





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика