Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции) - 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций в особых экономических зонах Китая
Научные статьи
07.10.14 12:53
Оглавление
Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции)
2. Инвестиционное законодательство Китая: опыт, проблемы и тенденции развития
3. Инвестиции и коррупция в Китае: опыт для России
4. Организационно-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в Китае
5. Правовое регулирование иностранных инвестиций в особых экономических зонах Китая
6. Правовое регулирование иностранных инвестиций в специальных административных районах Китая
Все страницы








5. Правовое регулирование иностранных инвестиций в особых экономических зонах Китая



С 1980 г. на территории Китая было создано пять особых экономических зон (ОЭЗ). Они создавались в чисто экономи­ческих целях — привлечение иностранных инвестиций. Рас­смотрим их статус подробнее.

Правовой базой деятельности ОЭЗ стали законы и другие документы. 20 августа 1980 г. Постоянным комитетом ВСНП было принято Положение «Об особых экономических зонах провинции Гуандун». На основе Положения созданы ОЭЗ в трех городах провинции Гуандун — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу. Положение «Об особой экономической зоне Ся­мэнь провинции Фуцзянь» также издано 20 августа 1980 г. В соответствии со вторым Положением одна ОЭЗ была соз­дана в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. На основе удач­ных опытов ранее созданных ОЭЗ 13 апреля 1988 г. уже ВСНП было принято Решение «О создании особой экономической зоны Хайнан». Остров Хайнан является провинцией Китая. Решение ВСНП создало самую крупную по территории ОЭЗ, которая обладает статусом провинции. Все пять территорий, которые получили статус ОЭЗ, являются морскими портами и находятся недалеко от специальных административных рай­онов КНР (Сянган, Аомынь) и Тайвань.

Законы ВСНП и Постоянного комитета ВСНП сформули­ровали основы политики КНР в ОЭЗ. Законами разрешались и поощрялись иностранные инвестиции, предоставлялись льготы предприятиям с иностранными инвестициями, учреж­дались специальные органы, уполномоченные контролировать ПИИ.

Поскольку в провинции Гуандун было создано три ОЭЗ, в целях эффективного контроля над иностранными инвести­циями был учрежден Комитет по управлению особыми эконо­мическими зонами провинции Гуандун. В соответствии со ст. 3 Положения «Об особых экономических зонах провинции Гуандун» Комитет управляет иностранными инвестициями в ОЭЗ Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу. Согласно ст. 23 По­ложения Комитет рассматривает и одобряет инвестиционные проекты зарубежных предпринимателей, ведет регистрацию ПИИ в ОЭЗ. Иностранными инвестициями в ОЭЗ Сямэнь и Хайнан управляют администрация города Сямэнь и про­винции Хайнан. Таким образом, в отличие от других регионов Китая, Положение «Об особых экономических зонах провин­ции Гуандун» предусматривает иные органы по учреждению ПИИ в ОЭЗ.

Конституция КНР наделила правотворческой властью провинции и города центрального подчинения. По ст. 100 Конституции КНР Собрания народных представителей про­винций и городов центрального подчинения и их постоянные комитеты могут принимать установления местного характера, не противоречащие Конституции, законам, административно­правовым актам, с последующим уведомлением Постоянного комитета ВСНП. Органы власти провинций наделены компе­тенцией вырабатывать собственные нормативные акты с тем, чтобы «учесть местные характеристики». Так, ст. 2 решения «О создании особой экономической зоны Хайнан» предоста­вила Собранию народных представителей провинции Хайнан и его Постоянному комитету право разрабатывать документы нормативного характера.

С 1992 г. компетенцией принимать нормативные акты на­делялись власти городов, находящихся в ОЭЗ. До принятия Закона «О законодательстве» 2000 г. представительные власти городов были не вправе принимать акты законодательного характера.

17 марта 1996 г. принято решение ВСНП «О предоставле­нии собраниям народных представителей городов Шаньтоу и Чжухай, их постоянным комитетам и народным правитель­ствам городов Шаньтоу и Чжухай права вырабатывать отдель­ные положения, действующие в своей особой экономической зоне». 1 июля 1997 г. Народное правительство города Шань­тоу приняло постановление «О дальнейшем поощрении ино­странных инвестиций в городе Шаньтоу».

Таким образом, до принятия Закона «О законодательстве» города ОЭЗ получили нормотворческие полномочия не по Конституции, а на основе индивидуальных решений высших законодательных органов. Тем не менее, только города ОЭЗ обладали законодательным правом, остальные города страны не имели такой возможности. После принятия Закона «О за­конодательстве» нормотворческие полномочия распространя­лись на все города. Поэтому города, находящиеся на террито­рии ОЭЗ, были в более привилегированном положении, чем остальные города КНР. Законодательная привилегия обеспе­чивала самостоятельность ОЭЗ в отношении предоставления льгот ПИИ и контроля над ПИИ.

Важным фактором привлечения инвестиций в ОЭЗ стали предоставляемые ПИИ льготы. В их числе:

1)       льготы по подоходному налогу. Правительство КНР с уче­том степени важности отраслей и регионов предоставляло им разные налоговые льготы. Так, согласно ст. 5 Закона КНР «О по­доходном налоге с предприятий с участием иностранного ка­питала и иностранных предприятий» 1991 г. подоходный налог с ПИИ взимается по ставке в 30%; местный налог — по ставке в размере 3% от облагаемого подоходным налогом дохода.

2)       таможенные льготы. В соответствии со ст. 13 Положе­ния «Об особых экономических зонах провинции Гуандун» предприятие в ОЭЗ освобождается от уплаты таможенной пошлины при ввозе в страну оборудования, запчастей, сырья, транспортных средств и других материалов, необходимых для производства.

Однако если импортные материалы, освобожденные от та­моженной пошлины, используются не для производства, а для других коммерческих целей, с них взыскивается таможенная пошлина в полном объеме (ст. 13 Положения). В 1988 г. в ОЭЗ Шэньчжэнь с участием инвесторов из Сянгана была создана «Шэньчжэньская телевизионная компания с ограниченной ответственностью». Компания ввозила из Японии кинескопы, мониторы для производства телевизоров. При этом пошлины не платились. Однако в 1998 г. таможенный орган Шэньчжэнь обнаружил, что около 30 тыс. мониторов были проданы компа­нией нелегально. Предприятие было привлечено к ответствен­ности, а пошлина в сумме 4 408751 юаней - взыскана;

3)       так называемые особые льготы. Они предоставляются предприятиям, созданным в течение двух лет после учреж­дения ОЭЗ, в которые было вложено более 5 млн долл. США, а также предприятиям с достаточно высоким техническим уровнем или длительным периодом оборота капитала (ст. 14 Положения). В соответствии с Положением Госсовета «О по­ощрении иностранных инвестиций» 1986 г. предприятиям, продукция которых предназначена для экспорта, и предпри­ятиям с передовыми технологиями предоставляют следую­щие особые льготы: освобождение от всех плат за пособия, предусмотренные государством для китайских рабочих, кроме трудового страхования, пенсии и фонда за жилье; снижение ставки налога за аренду земли; предприятия имеют преиму­щество в получении кредитов; по истечении срока от одного до пяти лет — освобождение предприятий от подоходного налога, предусмотренного Законом «О подоходных налогах предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий» 1991 г., также предприятия имеют право в тече­ние от одного до трех лет платить подоходный налог по ставке 10%. В результате указанных мер ОЭЗ развиваются более высо­кими темпами, чем вся экономика континентального Китая.

Так, в 2005 г. в ОЭЗ Гуандун сконцентрировано самое боль­шое количество иностранных инвестиций в КНР. Инвестиции здесь составляют 28% от общей суммы иностранных инвести­ций в стране. Количество зарегистрированных ПИИ в про­винции — 62 000, что составляет 22,6% от общего количества в стране.

В заключение можно сделать следующие выводы. В конти­нентальном Китае образовался институт права об иностранных инвестициях, который охватывает нормы китайского экономи­ческого права, гражданского и коммерческого права, а также административного права. В отношении доступа иностранных инвестиций в континентальном Китае применяется система «утверждения». Однако система «утверждения» ПИИ устарела. Процедура создания ПИИ в континентальном Китае должна быть упрощена, стадия «утверждения» - исключена. В отноше­нии иностранных инвестиций в особых экономических зонах власти КНР исходят из принципа: большие льготы с жестким контролем. ПИИ предоставляются льготы по подоходному на­логу, таможенные льготы и особые льготы путем освобождения предприятий от всех плат, снижения ставок налога за аренду земли и при получении кредитов. Опыт создания и функцио­нирования ОЭЗ в Китае оказался успешным. ОЭЗ стали моде­лью экономического развития для других регионов страны.






Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика