Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции) - 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций в специальных административных районах Китая
Научные статьи
07.10.14 12:53
Оглавление
Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции)
2. Инвестиционное законодательство Китая: опыт, проблемы и тенденции развития
3. Инвестиции и коррупция в Китае: опыт для России
4. Организационно-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в Китае
5. Правовое регулирование иностранных инвестиций в особых экономических зонах Китая
6. Правовое регулирование иностранных инвестиций в специальных административных районах Китая
Все страницы









6. Правовое регулирование иностранных инвестиций в специальных административных районах Китая



    В Китае создано два специальных административных рай­она — Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао). Сянган был ан­глийской колонией до 1 июля 1997 г. Аомынь находился под властью Португалии до 20 декабря 1999 г. Тайвань до сих пор еще не присоединился к КНР.

Примерно в начале 80-х годов прошлого века Китай на­чал проводить политику «мирного объединения Родины». Сянгану и Аомынь гарантируют право на международные эко­номические и культурные связи. На указанных территориях были созданы специальные административные районы (САР).

Тайваню КНР обязался предоставить еще более широкие полномочия.

15мая 1984 г. премьер-министр Госсовета Чзау Зиян в До­кладе о работе правительства в 1984 г. первым официально заявил о политике в отношении Сянгана, Аомынь и Тайва­ня — «одна страна, две системы». В отношении Сянгана и Аомынь предполагалось, что КНР получает суверенитет над указанными территориями. При этом действующие в Сянга­не и Аомынь политические, экономические, общественные системы и законы должны оставаться неизменными в течение следующих 50 лет. За указанными САР сохраняется: финансо­вая независимость и право на выпуск своей валюты, статус зон свободной торговли с отсутствием пошлин на ввозимые товары и свободных портов, независимой таможенной территории.

Следуя идее «одна страна — две системы», Китай подпи­сал с Великобританией Совместную декларацию «О вопросах Сянгана» от 19 декабря1984 г., с Португалией — «О вопросах Аомынь» от 13 апреля 1987 г.137

В соответствии с положениями Совместной декларации между Правительством КНР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «О во­просах Сянгана» Китай получил суверенитет над Сянганом 1  июля 1997 г.

На основании ст. 1 Совместной декларации между Прави­тельством КНР и Правительством Португальской Республики «О вопросах Аомынь» Аомынь стал территорией Китая с 20 де­кабря 1999 г.

Статус САР в отношении правового регулирования ино­странных инвестиций отличается от других регионов континен­тального Китая по следующим характеристикам.

Во-первых, несмотря на территориальное присоединение Сянгана и Аомынь к континентальному Китаю, правовые си­стемы САР остаются по-прежнему самостоятельными. Это значит, что законы, принятые, соответственно, до 1997 и 1999 гг. в САР, не отменяются, нормативные акты континентального Китая практически не действуют на территории САР.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Совместной декларации «О во­просах Сянгана» Сянган имеет право на административное управление, право законотворчества, самостоятельное про­цессуальное право и право на окончательное судебное раз­бирательство. Аналогичные нормы содержатся в Совместной декларации «О вопросах Аомынь».

На основе Совместной декларации «О вопросах Сянгана» ВСНП разработало Основной закон для САР Сянган КНР (да­лее — Основной закон Сянган) от 4 апреля 1990 г. На осно­вании ст. 2 «Основного закона Сянган» САР Сянган обладает правом законодательства. Кроме того, ст. 8 Основного зако­на Сянган предусматривает, что «старое» законодательство, то есть общее право, право справедливости, положения, под­законные акты и обычное право, сохраняется, за исключением тех норм, которые противоречат данному закону или в которые законодательный орган САР Сянгана внесет изменения.

Законодательство континентального Китая в основном не действует на территории Сянгана (п. 2 ст. 18 Основного за­кона Сянган).

На основе Совместной декларации «О вопросах Аомынь» ВСНП разработало Основной закон для САР Аомынь КНР (далее — Основной закон Аомынь) от 31 марта 1993 г.139 Основ­ный закон Аомынь предусматривает аналогичные права для САР Аомынь за исключением списка законов, действующих на территории САР Аомынь.

Таким образом, в каждом специальном административном районе КНР образовалась самостоятельная правовая система.

В правовую систему каждого специального административ­ного района входят:

1)       отдельные законы центральных властей континенталь­ного Китая;

2)       основные законы для САР КНР;

3)       нормативные акты, принятые законодательными орга­нами САР;

4)       нормативные акты, принятые до возврата суверенитета КНР над САР и действующие до сих пор;

5)       международные договоры, заключенные от имени Спе­циального административного района.

Таким образом, САР создавались в чисто политических це­лях. Более того, положение Сянгана и Аомынь в международ­ном сообществе привлекало иностранные инвестиции не толь­ко на свою территорию, но и в континентальный Китай.

Однако инвестиции из Сянгана, Аомынь и Тайваня для континентального Китая продолжают по закону считаться «иностранными инвестициями».

Иностранные инвестиции регулируют только нормы право­вой системы САР.

Во-вторых, несмотря на жесткий контроль континенталь­ного Китая над своей экономикой, центральные власти КНР разрешают САР продолжать либерализацию в этой области. За САР сохраняется статус зон свободной торговли с отсутстви­ем пошлин на ввозимые товары и свободных портов, независи­мой таможенной территории, международного финансового центра с собственной валютно-финансовой системой и центра иностранных инвестиций.

В отношении иностранных инвестиций и других отраслей, связанных с иностранными инвестициями, в соответствии со ст. 112 Основного закона Сянган никакая политика валют­ного контроля не должна быть применена в САР Сянган. Гон­конгский доллар будет свободно конвертируемым. Рынки для иностранной валюты, золота, ценных бумаг, фьючерсов и т. п. продолжают быть открытыми. Правительство САР Сянган должно сохранить свободный поток капитала в пределах рай­она. В соответствии со ст. 115 САР Сянган осуществляет поли­тику свободной торговли и обеспечивает свободное движение товаров, нематериальных активов и капитала.

В-третьих, войдя в КНР, Сянган и Аомынь сохранили не­которую самостоятельность в международных отношениях. В соответствии со ст. 151 Основного закона Сянган за Сянганом осталось право от своего имени заключать и исполнять между­народные соглашения с государствами и международными организациями по вопросам экономики, торговли, финансов, транспорта, электронной связи, туризма, культуры, спорта и т.д. Аналогичная норма была закреплена в ст. 136 Основного закона Аомынь.

После возвращения суверенитета Сянгана в КНР САР Сян­ган заключил еще два двусторонних соглашения о поощрении и защите капиталовложений (Соглашения с Великобританией 1998 г. и Таиландом 2006 г.).

Кроме того, международные соглашения, в которых не уча­ствует КНР, применяемые в отношении Сянган, продолжают действовать для Сянган (п. 2 ст. 153 Основного закона Сянган).

До 1 июля 1997 г. Сянган подписал 13 двусторонних согла­шений о поощрении и защите капиталовложений (c Голлан­дией 1992 г., c Австралией 1993 г., c Данией 1994 г., c Швецией 1994 г., c Швейцарией 1994 г., c Новой Зеландией 1995 г., c Францией 1995 г., c Австрией 1996 г., c ФРГ 1996 г., c Экономическим союзом Бельгии и Люксембурга 2001 г., c Италией 1995 г., c Японией 1997 г., c Южной Кореей 1997 г.). Все эти договоры продолжают действовать в настоящее время.

Исследуя двусторонние соглашения с участием Сянган о по­ощрении и защите капиталовложений, можно выявить следу­ющие особенности:

1)       соглашения до возвращения суверенитета Сянган в Китай были заключены от имени Правительства Сянган, а после воз­вращения — от имени Правительства Специального админи­стративного района Сянган КНР;

2)       для заключения международных соглашений Сянган требовались (и требуются) специальные полномочия. Полно­мочия на заключение соглашений до и после возвращения су­веренитета Сянгана в Китай получены от разных правительств. Например, абзац 1 преамбулы Договора Правительства Сянган с ФРГ предусматривает, что «Правительство Сянган заключает данное соглашение с Правительством ФРГ по поручению су­веренного Правительства, которое осуществляет дипломати­ческие отношения от имени Сянгана». В Соглашении САР Сянгана с Великобританией предусмотрено: «По официаль­ному поручению Центрального Народного Правительства КНР Правительство Сянган заключает данное соглашение с Прави­тельством Соединенного Королевства Великобритании и Се­верной Ирландии»;

3)       за исключением Соглашения Правительства Сянган с Японией, практически все соглашения Сянган предусма­тривают понятие «свободная конвертируемость». В соответ­ствии с п. 4 ст. 1 Соглашения с Японией «свободная конвер­тируемость» означает, что любая валюта может переводиться за границу, в отношении валюты никакая валютная политика контроля не должна быть применена.

Кроме того, Сянган и Аомынь сохранили свое членство в международных организациях. В соответствии с п. 3 ст. 152 Основного закона Сянган САР Сянган продолжает сохранять статус в тех международных организациях, в которых КНР является членом и САР Сянган участвует в какой-либо форме. В 1991 г. Сянган наряду с КНР стал членом АТЭС.

В то же время САР остались членами ГАТТ (п. 1 ст. 4 При­ложения 2 к Совместной декларации между Правительством КНР и с Правительством Соединенного Королевства Велико­британии и Северной Ирландии «О вопросах Сянгана» 1984 г., Совместная декларация между Правительством КНР и Прави­тельством Португальской Республики «О вопросах Аомынь» 1987 г.).

Согласно п. 1 ст. 10 Приложения 1 Декларации, Аомынь вправе самостоятельно вырабатывать экономическую и тор­говую политику, сохранять и развивать экономические и тор­говые отношения с разными странами и регионами. Он про­должает участие в ГАТТ, в Оглашении о текстильной торговле и в остальных международных организациях и соглашениях о торговле в качестве свободного порта и независимой тамо­женной территории.

«Основные законы» гарантируют участие САР в тех между­народных организациях, в которых не участвует КНР.

Доступ иностранных инвестиций в САР отличается от кон­тинентального Китая.

В соответствии со ст. 2 Положения САР Сянган «О компаниях» компании в САР Сянгане в зависимости от видов собственности можно разделить на частные и публич­ные. По организационно-правовой форме компании в САР Сянгане делятся на открытые акционерные компании, холдин­говые компании, компании группы, заграничные компании, компании с неограниченной ответственностью и компании с ограниченной ответственностью. Законодательство Сянгана не запрещает иностранным инвесторам быть участниками любого вида компаний и не ограничивает удельного веса ино­странных инвестиций во всех отраслях.

Процедура учреждения компаний в отличие от континен­тального Китая в Сянган проще. Учредитель лишь подает Отде­лу Сянган по регистрации компаний заявление на получение свидетельства о регистрации компаний. Отдел в течение четы­рех дней принимает решение об утверждении регистрации или отказе (в первом случае — выдается свидетельство о реги­страции компаний).

В Аомынь предусмотрены следующие виды компаний:

1)       компании с неограниченной ответственностью;

2)       коммандитное товарищество (обычное коммандитное товарищество и коммандитное товарищество на паях);

3)       компании с ограниченной ответственностью (компании с ограниченной ответственностью и компании с ограниченной ответственностью на одного лица);

4)       акционерные компании с ограниченной ответственно­стью.

Процедура учреждения компаний в САР Аомынь сложнее, чем в САР Сянган, и включает два этапа. Первый — регистра­ция названия компаний. Заявление на регистрацию названия компаний подают Департаменту САР Аомынь по регистрации коммерции и движимому имуществу. Второй — регистрация деятельности. Ее осуществляет Департамент финансов. Ин­весторы могут использовать «услуги одного окна» — Департа­мента САР Аомынь по регистрации коммерции и движимого имущества или поручать специальному нотариату Департа­мента САР Аомынь по поощрению торговли и инвестиций пройти все процедуры по регистрации компаний.

Таким образом, ограничений в Сянгане и Аомынь в от­ношении иностранного капитала практически не существует. Экономика САР полностью открыта для иностранных инве­сторов. В отношении учреждения компаний с иностранными инвестициями применяется упрощенная «система» регистра­ции. Компании из САР и иностранные компании, в том числе из континентального Китая, используют одинаковые правила. Доступ иностранных инвестиций в САР полностью служит либерализации экономики САР.

Либерализация инвестиций в САР прежде всего приносит большой объем иностранных инвестиций. По данным Конфе­ренции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), опубликован­ным в Докладе об инвестициях мира 2007 года, в 2006 г. Сянган занимает второе место после континентального Китая в Азии по привлечению иностранных инвестиций (42,9 млрддолл. США). По данным отдела статистики и исследования САР Аомынь, в 2006 г. сумма иностранных инвестиций составила 5,375 млрд долл. США.

Кроме того, благодаря либерализации Сянган стал глав­ным каналом поступления иностранных инвестиций в Ки­тай. Сянган является превосходным выбором для создания трансграничными компаниями регионального офиса. В 2006 г. в Сянгане были учреждены региональные офисы 1228 ТНК. По сравнению с 2005 г. этот показатель вырос на 5%.

Компании АСЕАН также считают, что Сянган является мостом для освоения китайского рынка. В 2006 г. 44 компании из Сингапура создали региональный центральный офис в Сян­гане Крупнейший банк Сингапура «DBS» сформулировал свой план развития на 2007-2008 гг. на базе организации, ко­торая находится в Сянгане, и выразил желание расширить деятельность в Китае, в том числе приобрести пай китайских банков.

Таким образом, САР первоначально создавались в полити­ческих целях. Правовые системы САР остаются по-прежнему самостоятельными.

За Сянган и Аомынь сохранилась некоторая самостоятель­ность в международных отношениях. Доступ иностранных инвестиций в САР полностью служит либерализации эконо­мики САР; инвестиции из Китая в Сянган и Аомынь считаются «иностранными».

Таким образом, при учреждении компаний с иностранны­ми инвестициями в САР Сянган и Аомынь применяется лишь «регистрация». В САР Сянган проходит одну процедуру — ре­гистрацию компаний. В САР Аомынь процедура регистрации включает: 1) регистрацию названия компаний регистрацию предприятий; 2) регистрацию деятельности. Система регистра­ции компаний с иностранными инвестициями в САР может быть использована в качестве модели для континентального Китая.

САР (Сянган и Аомынь) являются главным каналом по­ступления иностранных инвестиций в Китай; САР, особенно Сянган, занимается созданием своеобразного моста во внешней экономике Китая; такая роль приносит Сянгану и Аомынь рост народного хозяйства и лучшее осуществление функции зоны свободной торговли, свободного порта и международного финансового центра.


Евразийская интеграция





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика